Облегчение и оздоровление условий труда, устранение причин травматизма и заболеваемости рабочих рассматривается в нашей стране как первостепенная государственная задача.
Состояние охраны труда и техники безопасности контролируют Госгортехнадзор СССР, Главная государственная санитарная инспекция и технические инспекции центральных комитетов профсоюзов (по отрасли промышленности). Обязательными являются официально изданные правила по технике безопасности и охране труда рабочих.
Правила по технике безопасности при эксплуатации машин можно разделить на общие, применительные к любой машине, и специфические, свойственные только определенному типу машин.
Общие правила техники безопасности для горных, дорожных и строительных машин следующие.
К управлению машиной допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления и обслуживания, сдавшие экзамен по технике безопасности и инструкции по эксплуатации машины. Во время работы машинист обязан иметь при себе сменный наряд и удостоверение на право управления.
Ответственными лицами за безопасные условия работы на строительной площадке (в карьере) являются начальник строительства (карьера) и сменный инженер. Ответственным за технику безопасности при работе, перемещении, осмотре и остановке машины является ее машинист, в подчинении у которого находятся все рабочие обслуживающей бригады. Машинист и рабочие должны иметь соответствующие ГОСТу спецодежду, а в необходимых случаях защитные приспособления (защитные очки, рукавицы и т. п.).
Все движущиеся части машины — зубчатые колеса, цепные и ременные передачи, фрикционные диски, муфты, валы и т. п., находящиеся в зоне возможного пребывания персонала, должны быть надежно ограждены или заключены в прочные, неподвижно укрепленные кожухи, конструкция которых, вместе с тем, обеспечивает удобство для наблюдения за работой этих частей и их смазки. Рубильники и предохранители машин с электроприводом должны находиться в запирающихся ящиках или иметь глухие безопасные кожухи, а вся электропроводка на высоте ниже 2 м над уровнем площадки должна быть заключена в заземленные металлические трубы.
Все машины с крановым оборудованием подлежат осмотру и регистрации в инспекции Госгортехнадзора.
Запрещается работать на неисправных машинах, а также производить смазку, регулировку и какой-либо ремонт во время их работы. Для выполнения этих операций машина должна быть остановлена, заторможена и все двигатели, находящиеся в ней, выключены.
Во время работы машины машинист обязан находиться на специально предназначенном для него месте; он не имеет права допускать на машину посторонних лиц, оставлять ее с работающим двигателем хотя бы на короткое время.
При работе машины в ночное время она, независимо от освещенности места работы, должна иметь переднее и заднее освещение.
По окончании работы наземные передвигающиеся машины необходимо поставить на тормоза. Следует помнить, что под влиянием ветра или других причин может возникнуть самопроизвольное движение незаторможенной машины.
К работе со скалорезными и землерезными наземными агрегатами могут быть допущены машинисты бульдозера или экскаватора, прошедшие специальный инструктаж и получившие удостоверение на право обслуживания этих агрегатов. В зоне работы режущего органа ротора, бара, зуба рыхлителя посторонним лицам находиться воспрещается. За действием рабочих органов машины должен постоянно следить помощник машиниста и о всех неисправностях сообщать машинисту.
Работа с пневматическим инструментом разрешается при полной «го исправности и укомплектованности рабочими наконечниками, шлангами и т. п. К работе с пневматическим инструментом допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение. Рабочий обязан содержать инструмент в чистоте, периодически (согласно инструкции) его смазывать и следить за тем, чтобы размеры и форма хвостовика рабочего наконечника были в точности такими, как это требуется для данного типа инструмента.
При работе с пневматическим инструментом рабочие должны строго соблюдать следующие правила: – шланги присоединять и разъединять только после прекращения подачи сжатого воздуха; – продувать шланг перед присоединением его к инструменту; – воздух подавать только после установки инструмента в рабочее положение; – буры и шланги заменять только после прекращения подачи воздуха; – холостая работа инструмента допускается только для опробования его перед работой или при ремонте.
Во время работы на станках для бурения шпуров и скважин в наземных условиях должны соблюдаться общие правила безопасности при эксплуатации машин, изложенные выше. Во избежание падения станка под откос запрещается ставить станок ближе 3 м от верхней бровки. При передвижении по уклонам и подъемам более 10—15° мачта станка должна быть опущена и приняты меры, позволяющие удержать станок в случае обрыва ходовых цепей. Буровой инструмент при передвижении прочно укрепляется на мачте станка. Перед началом бурения очередной скважины станок должен надежно устанавливаться горизонтально при помощи шпал.
При забуривании скважин станками ударно-канатного бурения обязательно применять трубы длиной не менее высоты подъема бурового инструмента. Все движущиеся части станков должны быть надежно ограждены от случайных к ним прикосновений.
Бурильщик перед началом работы должен осмотреть забой и при обнаружении нависших кусков породы удалить их. Шпуры следует располагать таким образом, чтобы заряд при взрывании мог подорвать заряды соседних шпуров.
Каждый бурильщик в случае обнаружения отказа заряда немедленно сообщает об этом взрывнику, оставив возле обнаруженного отказа условный знак. До прихода взрывника категорически запрещается проводить работы в забое вблизи обнаруженного отказа.
При использовании в наземных условиях электроинструмента (электросверла) и машин, работающих на электроэнергии, их тщательно заземляют. Во время работы необходимо постоянно следить за исправностью заземляющего устройства, сохранностью изоляции провода. Бурильщики обязаны работать в резиновых перчатках>а в сырых местах надевать галоши.
Для предупреждения производственного травматизма каждому рабочему выдается инструкция, в которой должны быть изложены все указания по выполнению буровых работ и основные правила техники безопасности при обслуживании буровых станков.
Перед началом производства работ следует определить места возможных оползней и принять меры по их предупреждению. Запрещается вести работу подкопом; на объектах с движением транспорта и пешеходов места работ должны быть ограждены, а ночью освещены; через котлованы и траншеи следует устраивать переходы с ограждениями, а выброшенный грунт размещать не ближе 0,5 м от бровки.
Спуск рабочих в зону производства работ допускается только по лестнице и стремянкам.
В местах возможного появления газов или воды работу необходимо вести под постоянным наблюдением мастера или прораба; при этом необходимо иметь противогазы.
Для тушения загоревшегося оборудования пользуются пенными огнетушителями и огнетушителями с сухим порошкообразным химическим веществом.
Нельзя тушить водой оборудование, находящееся под напряжением, легковоспламеняющиеся жидкости и химические вещества, дающие с водой соединения, способствующие горению.
Особые условия по технике безопасности предъявляются при спуске водолазов под воду и при их работе под водой. Правила работы в этих условиях регламентируются «Едиными правилами охраны труда на водолазных работах».
Предельную глубину погружения и допуск к погружению определяет квалификационная и медицинская комиссии. Существуют три вида спусков: мелководные — до 12 м, средние — до 45 м, глубоководные — более 45 м. Спуск на глубину до 45 м должен производиться двумя водолазами — обеспечивающим и страхующим, находящимися наверху. При глубине свыше 45 м нужен еще один водолаз. Продолжительность пребывания водолаза под водой с учетом декомпрессии не должна превышать 2,5 ч.
Подготовка спуска выполняется в следующей последовательности: измерение глубин, температуры воды, скорости течения, определение типа грунта; выбор места для снаряжения и подготовки водолаза к спуску; проверка лично водолазом снаряжения и оборудования; запись о проверке в журнале.
При ручных работах на водолазной помпе до глубины 12 м должно быть трое рабочих — качальников, при глубинах до 20 м — восемь рабочих. Водолаз при работе под водой должен постоянно держать в зоне наблюдения сигнальный конец, четко реагировать и отвечать на сигналы. На водолазном судне должны быть установлены соответствующие сигналы. Качество воздуха, подаваемого компрессором, должно контролироваться. При спуске в различном снаряжении следует выполнять правила, определяемые в инструкции по эксплуатации этих приборов. При волнении свыше 3 баллов спуск запрещается (за исключением работ, необходимых для спасения людей). При скорости течения свыше 1 м/с работы выполняют наиболее опытные водолазы; при этом необходимо утяжелить грузы, прикрыть водолаза щитами от напора воды.
В зимних условиях работы выполняются при температуре не ниже —15° С и силе ветра не более 5 баллов. На месте работ должна быть горячая вода для отогрева снаряжения; спуск при ледоходе запрещается.
Во всех случаях подводных работ на станции должен находиться запасной, готовый к употреблению, комплект водолазного снаряжения для выполнения спасательных работ.
Особые требования предъявляются при работе на землесосных снарядах, относящихся к устройствам с повышенной опасностью. К обслуживанию этих машин допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие техническое обучение и имеющие удостоверение на право работы. Кроме перечисленных выше правил безопасности, рабочие земснарядов должны знать «Правила технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий» и иметь квалификационную группу не ниже второй.
У борта земснаряда должна находиться спасательная лодка с якорем, фонарем, спасательным кругом, багром, шнуром. На земснаряде должно быть столько же пробковых кругов, сколько рабочих, на каждом борту — по два спасательных круга. Забой земснаряда ограждается знаками на расстоянии от бровки забоя не менее двукратной высоты забоя. Отсеки периодически следует проверять на герметичность. Противопожарные мероприятия должны выполняться по аналогии с общими правилами, рассмотренными выше.
При производстве подводных строительных работ обязательным является соблюдение требований СНиП III-A. 11-70 «Техника безопасности в строительстве», «Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве строительно-монтажных работ по постройке портовых гидротехнических сооружений» Минтранс-строя СССР, «Единых правил безопасности при взрывных работах» ММФ СССР, «Правил технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов» ММФ СССР, правил Регистра СССР при эксплуатации и обслуживании пловучих кранов при работе на море.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Требования техники безопасности при использовании машин для специальных земляных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы