Унификация кранов, т. е. применение типовых, выпускаемых специализированными предприятиями механизмов и узлов (редукторы, тормоза, барабаны, кабины и т. д.), увеличивает их серийность и снижает трудоемкость изготовления. Кроме того, унификация позволяет сократить эксплуатационные расходы и время ремонта. Ремонт узла приводит к значительному простою крана и, как правило, не может быть выполнен на должном техническом уровне. Поэтому на современных предприятиях создают запас крановых узлов минимальной номенклатуры и количества для замены выходящих из строя. Снятые узлы ремонтируют на производственных участках предприятия и передают на склад.
Унификация возможна только при предварительной типизации кранов — создании единого ряда из минимального количества однотипных кранов. Осуществление ее дает значительный экономический эффект, позволяет повысить качество кранов и перейти к серийному производству. Однако применение одинаковых узлов и деталей приводит в ряде случаев к увеличению массы крана, а по мере роста серийности прекращается снижение трудоемкости изготовления. Таким образом, степень целесообразности унификации зависит от серийности крана: по мере ее роста эффективность унификации снижается.
В мостовых кранах применяют внутрирядо-вую и диагональную унификацию: Внутри-рядовая унификация применена в механизмах главного подъема, выпускаемых в СССР кранов грузоподъемностью 80—320 т: все основные размеры узлов определены из условия применения каната диаметром 30 мм для кранов 80—160 т и 45,5 мм — для кранов 200—320 т. Поэтому в этих механизмах используются только два типоразмера редукторов, три типоразмера барабанов, один типоразмер тормоза и т. д. Очевидно, что при этом масса 80 и 200-тонных механизмов подъема оказывается завышенной.
При таком же принципе унификации, на базе одних и тех же узлов выпускают краны одинаковой грузоподъемности, но с разными режимами работы. В результате узлы, установленные на кранах легкого режима работы, оказываются недогруженными, а установленные на кранах тяжелого режима работы имеют заниженный запас прочности и относительно низкую долговечность.
Более прогрессивная, диагональная унификация использована в кранах грузоподъемностью 5—50 т: базовые модели механизмов подъема грузоподъемностью 12,5 и 20 т режима С используются соответственно как механизмы подъема грузоподъемностью 20 и 32 т режима Л, 8 и 12,5 т режима Т. Выбор среднего режима в качестве базового определяется тем, что согласно статистическим данным, из каждых 100 кранов рассматриваемого диапазона грузоподъемностей в режиме С работают 75 кранов.
Рис. 1.27. Сравнительные габариты блок-приводов с передачей крутящего момента через эластичную муф-ТУ (а—г) и без муфты (д,е)
Рис. 1.28. Блочная схема крана:
1— главная балкар; 2 — концевая балка; 3 — ограждение; 4, 5, 6 — площадки; 7 — секция вала; 8 — кабина; 9 — люлька; 10 — тележка; 11, 12 — крюковые подвески; 13 — линейка; 14 — токосъемник; 15 — кабельный токоподвод; 16 — перила
Коэффициент изменения номинальной грузоподъемности, называемый знаменателем перехода, в зависимости от режимов работы составляет примерно: для электродвигателей — 1,5, для механизмов передвижения тележки— 1,7, для механизмов передвижения крана — 1,4—1,6 (меньшее значение — при малых грузоподъемностях и больших пролетах). С учетом того, что в кранах разных режимов работы применяется разное электрооборудование, знаменатель перехода для оборудованных мостов возрастает до 1,4—1,6, а поскольку для узлов, используемых на кране, этот коэффициент неодинаков и изменяется в пределах 1,4—1,8, то в целом по крану принята его средняя величина 1,6. Она совпадает со значением, приведенным в ГОСТ 8032—56 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел».
Благодаря унификации в ГДР [55] только три предприятия изготовляют редукторы одно- и многоступенчатые для механизмов подъема и передвижения, планетарные редукторы, барабаны со встроенными планетарными редукторами.
На рис. 1.27 показаны схемы блок-приводов, включающих электродвигатель, редуктор и тормоз.
Использованы редукторы: в схеме а — соосный; б, д — конический; в, е — цилиндрический; г — червячный.
Блочными называют конструкции, которые состоят из отдельных узлов, соединяются между собой с помощью разъемных соединений и позволяют вести монтаж, демонтаж, обслуживание и ремонт агрегатно, независимо от смежных конструктивных частей. На рис. 1.28 показана блочная схема мостового крана. Блочность не только упрощает и ускоряет монтаж и сокращает время ремонта крана, но и улучшает его транспортабельность.
Получает распространение поставка заказчику основных блоков кранов небольшой грузоподъемности — концевых балок с механизмом передвижения, тележек с механизмами подъема и передвижения, электрооборудования, из которых без привлечения специализированных организаций на месте установки можно собирать краны, максимально приспособленные к условиям эксплуатации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Унификация и блочность мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы