Масляный насос предназначен для подачи масла из поддона картера к трущимся деталям двигателя, а также для прокачки масла через фильтры для очистки и через радиатор для охлаждения.
У большинства тракторных двигателей насос (рис. 36, а) размещается внутри поддона картера и приводится в действие шестеренной передачей от коленчатого вала. Масло поступает в насос через маслоприемник по трубке.
Устройство. Насос состоит из корпуса (см. рис. 36,6), в котором имеются ведущая и ведомая шестерни, находящиеся’ между собой в зацеплении.
У мощных двигателей устанавливают двухсекционные насосы с двумя парами шестерен (см. рис. 36, в). Одна пара подает масло для смазки двигателя, другая прогоняет масло через радиатор для охлаждения.
В корпусе (см. рис. 36, б) некоторых насосов установлен редукционный клапан.
Действие. При вращении шестерен насоса масло засасывается из поддона картера, заполняет впадины между зубьями шестерен и корпусом насоса и переносится шестернями в нагнетательный канал, откуда и начинает свое движение по магистралям смазочной системы.
Рис. 36. Масляный насос:
а — место установки; б — устройство; в — двухсекционный насос; 1 — насос; 2— шестеренная передача; 3— трубка; 4—маслоприемник; 5 — ведущая шестерня; 6 — редукционный клапан; 7 — ведомая шестерня; 8 — корпус
Давление, создаваемое насосом, и его подача зависят от вязкости масла, размеров шестерен и частоты их вращения.
Насосы тракторных дизелей имеют подачу от 11 до 60 л/мин и могут развивать давление до 1,0 МПа.
Масляные фильтры предназначены для очистки масла, залитого в двигатель, от примесей (воды, сажи, топлива, пыли, частиц износа деталей, продуктов окисления и т. д.).
На современных тракторных двигателях для очистки масла используют центробежные маслоочистители, принцип действия которых заключается в следующем. Масло, подлежащее очистке, помещают в емкость — ротор 5 (рис. 37, а, б) и заставляют вращаться этот ротор с частотой свыше 5000 мин-1. При таком вращении частички механических примесей 10, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются к вертикальным стенкам ротора и оседают на них, откуда по мере накопления их удаляют деревянной лопаточкой.
Рис. 37. Полнопоточный центробежный маслоочиститель с наружным гидроприводом:
а — устройство; б — принцип действия; 1, 8 — каналы; 2 — корпус; 3— форсунка; 4 — колпак; 5 — ротор; 6 — ось; 7 — трубка; 9 — предохранительный клапан; 10 — механические примеси.
По данным наблюдений, например, в четырехцилиндровых дизелях с воздушным охлаждением в летнее время при высокой температуре окружающего воздуха оседает около 1,3…1,7 г/ч отложений, при обычной температуре— 0,8…1,0 г/ч и в зимнее время — 0,6…0,7 г/ч, а в двухцилиндровых двигателях такого типа — соответственно вдвое меньше.
Роторы фильтров, устанавливаемые на тракторных двигателях, делают разных размеров. Иногда ставят два ротора, работающих параллельно.
Центробежные фильтры различаются по способу привода роторов — с наружным или внутренним гидроприводом; по способу включения в смазочную систему — на полнопоточные и неполнопоточные; по количеству роторов—на одно- двух- и многороторные.
Условное обозначение центробежных маслоочистите-лей состоит из цифр и букв. Первая цифра обозначает количество роторов (у однороторных эта цифра отсутствует); цифра, расположенная после букв, — типоразмер. Буквы обозначают: МЦН — маслоочиститель центробежный с наружным приводом ротора; МЦВ — то же, с внутренним приводом; П — полнопоточный; Н — непол-нопоточный. Например, марка 2 МЦН-3 П ГОСТ 10556— 78 означает: двухроторная с наружным приводом полнопоточная 3-го типоразмера.
Полнопоточный центробежный маслоочиститель с наружным гидроприводом устроен следующим образом. В корпусе (см. рис. 37) на оси свободно посажен полый ротор. Снаружи ротор закрыт колпаком. Внутри оси ротора вставлена трубка так, чтобы между ней и осью образовался зазор для прохода масла. В нижней части корпуса установлен предохранительный клапан.
Масло подается в канал маслоочистителя насосом под давлением 0,6…0,7 МПа, откуда, проходя по пространству между осью и трубкой, оно поступает вовнутрь ротора.
Часть масла (примерно 30 %) проходит через отверстия в остове ротора и под давлением выбрасывается в противоположных направлениях через две форсунки, создавая реактивный момент, приводящий во вращение ротор 5 с очень большой частотой (5000…7000 мин“1). Остальное масло поступает вверх, освобождается от примесей, оседающих на стенках ротора при его вращении, и по трубке 7 стекает вниз в корпус фильтра, а оттуда через канал выходит из него.
В том случае, если масло не сможет пройти через фильтр (вследствие засорения форсунок или другой неисправности), давление в канале повысится, клапан откроет проход маслу в канал, подача масла к трущимся поверхностям не прекратится — аварии не произойдет.
Так как в двигатель подается только очищенное масло, фильтр называется полнопоточным. Недостаток фильтров такого типа — повышенный расход масла на привод ротора, причем это масло не участвует в данный момент в смазке двигателя. Кроме того, струи масла, вытекающие из форсунок 3, распыливаются, насыщаются воздухом, окисляются, а в ряде случаев попадают в зазор между колпаком 4 и ротором 5, затормаживая его вращение.
Полнопоточный центробежный маслоочиститель с внутренним гидроприводом лишен большинства недостатков маслоочисти-теля с наружным приводом, однако его устройство в основном аналогично маслоочистителю с наружным гидроприводом; отличием является лишь устройство, предназначенное для вращения ротора.
Чтобы привести ротор (рис. 38) во вращение, на оси укрепляют насадок с каналами, расположенными по касательной к своей окружности. Кроме того, в верхней части остова 3 ротора также сделаны каналы, расположенные под углом.
В корпусах некоторых фильтров такого типа помещают предохранительный клапан, а также сливной и клапан-термостат.
Масло, поданное насосом по каналу, поднимается по кольцевому каналу и вытекает с большой скоростью через каналы насадка, создавая при этом реактивный момент, который заставляет вращаться остов 3 ротора вместе с ротором 5. После этого масло проходит через радиальные каналы в остове ротора и поступает вовнутрь ротора. Перемещаясь по ротору вверх, масло оставляет на его стенках механические примеси и затем через отверстия в верхней части остова с большой скоростью вытекает во внутреннюю проточку остова, создавая дополнительную реактивную силу, вращающую ротор 5.
Очищенное масло поступает в трубку и по каналу выходит из фильтра.
Масляные радиаторы предназначены для поддержания температуры масла, находящегося в смазочной системе, в необходимых пределах. Это особенно важно, когда двигатель работает с большой нагрузкой при высокой температуре окружающего воздуха. На двигателях разных типов устанавливают различные по устройству радиаторы.
Масляные радиаторы двигателей с воздушным охлаждением представляют собой оребренную алюминиевую трубку (рис. 39, а), соединенную с маслопроводами, по которым масло протекает от фильтра к двигателю. Трубку устанавливают на пути движения воздуха от вентилятора к цилиндрам двигателя. Температура масла, проходящего по такой трубке, снижается примерно на 20…22 °С в картере двигателя (при температуре масла перед радиатором 95…110 °С).
Рис. 38. Полнопоточный центробежный маслоочиститель с внутренним гидроприводом:
1 — корпус; 2 — насадок; 3 — остов ротора; 4 — ось; 5 — ротор; 6 — трубка; 7 — предохранительный клапан; 8— клапан-термостат; 9, 10—каналы; 11 — сливной клапан.
Масляные радиаторы двигателей с жидкостным охлаждением делают из стальных трубок (см. рис. 39, б), жестко соединенных с верхним и нижним бачками. Внутри верхнего бачка сделана одна перегородка, а нижнего бачка — две. Перегородки заставляют масло, поступившее в радиатор, совершать по его трубкам два оборота, что значительно улучшает охлаждение, делая его более интенсивным. Такие радиаторы устанавливают впереди радиатора жидкостного охлаждения двигателя и укрепляют на его стойках.
Рис. 39. Масляные радиаторы:
а, б — варианты конструкции; 1 — алюминиевая трубка; 2, 3 — маслопроводы; 4—верхний бачок; 5 — трубки; 6 — нижний бачок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и действие приборов смазочной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы