Поддон закрывает блок снизу и служит резервуаром для масла. Поддон стальной штампованный. Между поддоном и блоком устанавливается герметизирующая резинопробковая прокладка толщиной 2,5 + 0,2 мм. В нижней части поддона имеется сливная пробка. Для предотвращения чрезмерного взбалтывания масла при движении автомобиля в поддон вварена перегородка. С целью уменьшения аэрации (насыщения воздухом) при сливе масла из сливного клапана фильтра центробежной очистки и масляного радиатора на внутренней стенке поддона сливные отверстия закрыты отражателями. Уровень масла всегда выше нижнего среза отражателей.
Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям. Насос шестеренного типа, двухсекционный, крепится на нижней плоскости передней стенки блока и приводится во вращение от передней шестерни коленчатого вала.
Нагнетающая секция подает масло в главную магистраль системы, а радиаторная — в фильтр центробежной очистки масла и масляный радиатор. Производительность нагнетающей секции 87 л/мин при частоте вращения валика насоса 2800 мин-1, давлении на выходе насоса 0,35…0,45 МПа (3,5…4,5 кгс/см2). Производительность радиаторной секции не менее 28 л/мин при я = 2800 мин-1, давлении масла на выходе 0,7…0,75 МПа (7… 7,5 кгс/см2). Каждая секция масляного насоса состоит из пары цилиндрических шестерен. Ведущая шестерня основной (нагнетающей) секции напрессована на среднюю часть валика и фиксируется сегментной шпонкой. Ведомая шестерня нагнетающей секции свободно вращается на стальной оси, установленной в корпусе насоса. На ведущем валике и оси устанавливаются ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции. Каждая пара шестерен работает в специальных расточках, выполненных в литых чугунных корпусах. Между корпусами установлена стальная шлифованная проставка. В проставке выполнено отверстие, объединяющее всасывающие полости обеих секций. В насосе установлены предохранительные (редукционные) клапаны нагнетающей и радиаторной секций, дифференциальный клапан смазочной системы.
Предохранительные клапаны предназначены для ограничения максимального давления масла на выходе из секций насоса. Предохранительные клапаны плунжерного типа, отрегулированы н® давление открытия 0,85…1,16 МПа (8,5…11,6 кгс/см2). Детали; клапанов взаимозаменяемы. Клапан состоит из плунжера, пружины и пробки. Работают предохранительные клапаны следующим образом. При возрастании давления масла в магистрали, нагнетания более 0,85…1,16 МПа (8,5…11,6 кгс/см2) плунжер сжимает пружину и перепускает часть масла в магистраль всасывания.
Дифференциальный клапан предназначен для поддержания давления в главной масляной магистрали независимо от износа трущихся пар (подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного вала и т. п.).
Клапан плунжерного типа отрегулирован на давление 0,40… 0,55 МПа (4…5,5 кгс/см2). Он состоит из плунжера, пружины и пробки. Под действием давления масла в главной магистрали дифференциальный клапан, перемещаясь, перепускает масло из магистрали нагнетания во всасывающую полость насоса, тем: самым снижая давление масла в магистрали и уменьшая количество масла, проходящего через масляный фильтр полнопоточной очистки. Это способствует разгрузке фильтрующих элементов от избыточного количества масла, а за счет этого повышается их срок службы до замены.
Полнопоточный фильтр очистки масла предназначен для очистки масла, подаваемого в главную магистраль нагнетающей секцией масляного насоса.
На двигателе КамАЗ применяется двухсекционный полнопоточный масляный фильтр со сменными картонными фильтрующими элементами. Он крепится на правой стороне блока и состоит из корпуса, двух фильтрующих элементов, двух колпаков. Корпус соединен с колпаками через уплотнительные прокладки. Внутри каждого колпака на стержне установлен фильтрующий элемент, который вверху через уплотнительную прокладку упирается в выступ корпуса, а снизу через прокладку поджимается пружиной колпака. В колпаке имеется сливная; пробка, обеспечивающая слив масла из фильтра при замене фильтрующего элемента.
В корпусе масляного фильтра установлен перепускной клапан, который при перепаде давлений до и после фильтра, равном 0,25…0,30 МПа (2,5…3 кгс/см2), открывается, и масло, минуя фильтрующий элемент, поступает неочищенным в главную масляную магистраль. Такой перепад давлении возможен в случае засорения фильтрующих элементов и повышенной вязкости масла. При открытии перепускного клапана замыкаются контакты сигнализатора и на щитке приборов загорается лампочка. Свечение лампочки допустимо при пуске холодного двигателя и при его прогреве. В других случаях необходимо заменить фильтрующие элементы. В корпус ввернут аварийный датчик давления, который сигнализирует о недопустимом понижении (менее 0,07 МПа, 0,7 кгс/см2) давления масла в главной магистрали. От корпуса фильтра масло по шлангу подается к датчику давления масла, который закреплен на правой передней опоре двигателя.
Рис. 34. Фильтр очистки масла:
1 — стержень; 2 — упорное кольцо; 3, 7 — шайбы; 4, 22 — кольца уплотни-тельные; 5 — пружина колпака; 6 — чашка уплотнительная; S — пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10 — пробка перепускного клапана; И, IS, 20, 26 — прокладки; 12— шайба регулировочная; 13 — корпус сигнализатора; 14 — подвижный контакт сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — клапан перепускной; 17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 23 — элемент фильтрующий; 24 — колпак; 25 — пробка сливного отверстия
В качестве фильтрующих элементов используется картон марки БМ-120, обеспечивающий высокую эффективность очистки масла (тонкость отсева 30…35 мкм).
Рис. 35. Центробежный фильтр очистки масла:
1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 — ротор; 4 — колпак фильтра; 5— гайка крепления колпака ротора; 6 — шарикоподшипник упорный; 7 — шайба упорная; 8 — гайка крепления ротора; 9 — гайка крепления колпака фильтра; 10 — верхняя втулка ротора; 11 — ось ротора, 12 — отражатель; 13— нижняя втулка ротора; 14 — палец стопора; 15 — пластина стопора; 16 — пружина стопора; 17 — трубка отвода масла; 18 — кран включения масляного радиатора;
Центробежный фильтр очистки масла (рис. 35) предназначен для очистки масла от мелких неорганических примесей размером до 1 мм и от органических продуктов окисления и осмо-ления. Фильтр центробежного типа с активно-реактивным приводом ротора. Частота вращения ротора не менее 5000 мин-1. Установлен на передней крышке блока с правой стороны. Он состоит из корпуса с клапанами, оси ротора с втулками и упорным подшипником в сборе, ротора, колпака ротора, маслоотво-дящей трубки, отражателя, стопорного устройства ротора, колпака фильтра.
В корпусе фильтра выполнены каналы для подвода масла в случае срабатывания перепускного и сливного клапанов, для отвода масла к радиатору и для отвода масла при неработающей центрифуге. В корпусе фильтра центробежной очистки масла устанавливаются два клапана плунжерного типа: перепускной и сливной. Перепускной клапан предназначен для перепуска масла в масляный радиатор, минуя фильтр. С целью ограничения частоты вращения ротор отрегулирован на давление 0,60…0,65 МПа (6…6,5 кгс/см2). Сливной клапан предназначен для ограничения давления масла, поступающего в масляный радиатор. Он отрегулирован на давление 0,05…0,07 МПа (0,5…0,7 кгс/см2).
Привод ротора в сборе с колпаком осуществляется следующим образом. Масло от радиаторной секции насоса подводится к щели сопла оси ротора. Струя масла, вытекающая из этой щели, воздействует на лопатки ротора. Ротор начинает вращаться (активный привод). Под действием центробежных сил, возникающих в результате вращения ротора, механические частицы, имеющие высокую плотность, отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются на них, а очищенное масло через тангенциальные отверстия в роторе (они выполнены в верхней части ротора), полость оси ротора, трубку отвода масла, через сливной клапан стекает в поддон, а часть масла, при открытом кране, поступает в масляный радиатор и затем в поддон. При прохождении масла с большой скоростью через тангенциальные отверстия ротора возникают реактивные силы, которые создают дополнительный вращающий момент ротора (реактивный привод).
Для того чтобы исключить смывание отложений с внутренней поверхности колпака ротора масляной струей, вытекающей из щели сопла в оси ротора, к ротору болтами крепится стальной конусный отражатель. Кроме того, за счет конусного отражателя возникает подъемная сила, которая поднимает ротор с колпаком вверх и прижимает его к упорному подшипнику, установленному в верхней части оси ротора. За счет этого уменьшается трение между осью ротора и ротором.
Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла. Радиатор трубчато-пластинчатый двухрядный, установлен перед основным радиатором системы охлаждения. Состоит из двух бачков и горизонтальных трубок, расположенных между ними. Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости радиатора трубки скреплены металлическими пластинками. Масляный радиатор включается открытием крана на корпусе фильтра центробежной очистки. Отключить радиатор следует при пуске холодного двигателя, если температура окружающего воздуха ниже 0 °С.
Рис. 36. Сапун с фланцем в сборе:
1 — корпус сапуна; 2 — фланец сапуна; 3 — патрубок; 4 — верхний стакан; 5 — средний стакан; 6 — внутренний стакан
Маслозаливная горловина предназначена для заправки двигателя маслом и крепится двумя болтами к картеру маховика с правой стороны. Горловина герметично закрывается резьбовой пробкой с уплотнительной прокладкой. В нижней части маслозаливной горловины имеется металлическая сетка.
Указатель уровня масла служит для периодического контроля за уровнем масла в поддоне двигателя и установлен в специальной трубке с правой стороны блока двигателя рядом с маслозаливной горловиной. На нижней части стержня выполнены две метки: Н — нижняя, соответствует минимальному, а верхняя В — максимальному уровню масла.
Вентиляция картера. Во время работы двигателя через неплотности между поршневыми кольцами и цилиндром в поддон картера проникает некоторое количество паров топлива, воздуха и отработавших газов, содержащих пары воды и сернистый газ. Пары топлива, конденсируясь на стенках цилиндра и попадая в поддон картера, разжижают масло. Кроме того, пары воды, конденсируясь в поддоне картера, вспенивают масло, что приводит к образованию эмульсии. Сернистый газ, соединяясь с водой, имеющейся в масле, образует сернистую или серную кислоту. Кислота, попадая вместе с маслом на рабочие поверхности деталей, ускоряет износ. Кроме того, прорвавшиеся в картер газы вызывают повышение давления в поддоне, что может привести к течн масла через уплотнения.
Поэтому для уменьшения износа деталей двигателя и сохранения качества масла применяется вентиляция картера. На двигателе КамАЗ система вентиляции открытая с сапуном лабиринтного типа (рис. 36), который установлен на картере маховика с правой стороны. Сапун состоит из корпуса, трех стаканов (внутреннего, среднего и верхнего), патрубка и фланца. Наличие сапуна лабиринтного типа препятствует уносу масла через вытяжную трубку. Картер вентилируется следующим образом.
Во время движения автомобиля за счет потока воздуха у конца вытяжной трубки создается разрежение, под действием которого отработавшие газы, прорвавшиеся в картер, выходят в атмосферу.
Частицы масла от отработавших газов отделяются в сапуне.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и работа приборов смазочной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы