Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация строительства земляного полотна

Публикация:
   Виды и последовательность земляных работ

Читать далее:




Виды и последовательность земляных работ

Работы по сооружению земляного полотна осуществляются на основе разработанных и утвержденных ПОС и ППР в установленные сроки с высоким качеством, наименьшей стоимостью и трудоемкостью.

Все земляные работы выполняются в определенной технологической последовательности, обеспечивающей рациональное использование машин и транспортных средств и высокую устойчивость земляного полотна. Технологический процесс включает в себя подготовительные, основные, планировочные, отделочные и укрепительные работы.

В состав подготовительных работ входят:
восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода и места размещения карьеров;
расчистка полосы отвода и поверхности резервов от леса, пней, кустарника, крупных камней и других предметов;
разбивка земляного полотна — установка колышков с высотными отметками, определяющими проектные границы и очертания будущих насыпей, выемок, водоотводных сооружений, резервов и кавальеров;
срезка и перемещение Дернового покрытия и растительного грунта с поверхности основания насыпей, выемок и резервов;
подготовка основания насыпей — планировка, осушение, удаление верхнего недоувлажненного слоя, а при необходимости — уплотнение до требуемой плотности;
устройство временных дорог в карьеры и в места хранения дорожно строительных материалов.

Основные работы включают:
устройство водоотводных и дренажных сооружений (боковых, поперечных, нагорных и т. п.);
возведение насыпей дорожного полотна;
разбивку выемок с перемещением грунта в насыпи или кавальеры.
Планировочные, отделочные и укрепительные работы состоят из:
предварительной планировки откосов насыпей и выемок, планировки и отделки резервов;
устройства присыпных обочин;
профилировки, окончательной профилировки и укатки поверхности земляного полотна, включая откосы;
перемещения и распределения на откосах растительного грунта, досыпки и уплотнения обочин;
укрепления откосов посевом трав, укладкой сборных эмульсий и другими методами.

Важное значение имеет своевременное выполнение работ, предотвращающих переувлажнение возводимого земляного полотна. С этой целью до начала основных работ основания насыпей должны быть осушены с помощью канав, а при необходимости — дренажей. При сооружении насыпей и разработке выемок следует обеспечить непрерывный водоотвод, не допуская скопления воды вблизи земляного полотна.

Земляные работы отличаются наибольшей неравномерностью распределения объемов работ по длине строящейся дороги и разнообразных условий их выполнения. На пониженных участках местности, а также на сырых и заболоченных местах, земляное полотно устраивают в виде насыпи — искусственно насыпанного и уплотненного грунта. Отдельные возвышения местности срезают, и в этом случае земляное полотно проходит в выемке. Таким образом, размеры и формы земляного полотна зависят от рельефа местности, грунтовых, гидрологических и гидрогеологических условий. Кроме того, на них оказывает влияние заложенная в проект конструкция дорожной одежды.

Рис. 8.1. Конструкция земляного полотна на участках выемок:
о — выемки глубиной до 5 м на снегозаносимых участках; б — выемки глубиной до 12 м без откосных полок; А — ширина земполотна; П — граница постоянной полосы отвода; О — граница временной полосы отвода

Теоретические исследования и эксплуатация автомобильных дорог привели к разработке определенных форм и размеров земляного полотна в поперечном профиле для различных условий, которые рекомендуются в качестве типовых профилей (рис. 8.1 и 8.2).

Рис. 8.2. Конструкция земляного полотна в поперечном профиле на насыпях:
а — насыпи высотой до 2—3 без боковых резервов; б — насыпи высотой 1,5 м с боковыми резервами; в — насыпи высотой от 2—3 до 6,0 и; г — насыпи от 6 до 12 м; А — ширина земляного полотна; П — граница постоянной полосы отвода; О — граница временной полосы отвода

Крутизну откосов земляного полотна определяют из условия устойчивости под воздействием собственного веса и проходящих транспортных средств, атмосферных факторов, а также безопасности и удобства производства работ. Крутизну наружных откосов боковых канав и резервов назначают в зависимости от вида грунта 1:1,5 и менее, а в скальных грунтах от 1: 0,1 до 1:1.

Дну резерва придают поперечный уклон от дороги 20%о, а при ширине резерва более 6 м дно может быть двускатным. Продольный уклон дна резерва должен быть достаточным для стока воды.

При наличии неблагоприятных условий земляное полотно возводят по индивидуальным проектам. К таким условиям относят насыпи высотой более 12 м; выемки глубиной более 12 м; наличие слабых грунтов в основании насыпей; болота глубиной более 4 м; оползневые склоны; пересечения крутых и глубоких балок и оврагов, избыточно засоленные грунты и т. д.

В связи с поисками путей по увеличению прочности земляного полотна и уменьшения объемов насыпи применяют конструкции с армированным земляным полотном. В этом случае модуль упругости грунтов повышается в 1,5—2 раза. Армирование производят стекловолокном, уложенным перпендикулярно оси дороги, или сплошным тонким покрытием из тканого или нетканого синтетического материала.

Одним из эффективных путей повышения прочности земляного полотна является применение более прочного материала при его сооружении. Значительно увеличивается прочность грунта при укреплении его различными, даже малоактивными вяжущими материалами (зола, молотый шлак, бокситовый шлам и др.). Введение в грунт небольшого количества цемента или извести повышает его водоустойчивость в несколько раз. Увеличение прочности грунта достигается изменением его влажности и степени уплотнения. Увеличение плотности вызывает рост прочности грунта.

Земляные работы следует выполнять в наиболее благоприятные периоды года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влажность отклоняется от оптимальных значений в допустимых пределах. Большое значение имеет и возможность движения землеройно-транспортных машин по землевозным дорогам. Обычно благоприятным временем строительства являются весенне-летний период и часть осеннего периода.

Начало и конец такого благоприятного периода для некоторых географических районов и данные для расчета количества рабочих смен приведены в табл. 8.1.
Земляные работы можно производить и зимой, но это обычно требует дополнительных затрат материальных и трудовых ресурсов на очистку от снега, разрыхление замерзших грунтов, на мероприятия по предотвращению промерзания и т. д.

В некоторых случаях промерзание грунтов является положительным фактором и может оказать решающее воздействие на выбор времени для производства земляных работ. Например, в заболоченных районах в летнее время проезд транспортных машин по грунтовым дорогам затруднителен, а иногда даже невозможен. Поэтому, несмотря на сложность ведения земляных работ зимой, такое решение часто оказывается рациональным или даже единственным.
В зимнее время обычно выполняют часть земляных работ с целью исключения простоя дорожно-строительных машин и высвобождения транспортных средств от части перевозок грунта летом, когда потребность в них бывает наибольшая.

Сроки выполнения этих работ устанавливают с учетом климатических условий, типа грунтов, их влажности и степени промерзания. Количество календарных дней определяют расчетом, исключая особо неблагоприятные периоды.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация строительства земляного полотна

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Виды и последовательность земляных работ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства