Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Машины для производства земляных работ

Публикация:
   Бульдозеры

Читать далее:




Бульдозеры

Назначение и классификация. Бульдозером называется землеройная машина, состоящая из базового тягача и бульдозерного (навесного) оборудования, предназначенная для резания и перемещения грунта, а также для планировки разрабатываемой поверхности.

Бульдозеры выполняют следующие работы:
— разработку и перемещение грунтов, планировку участков, разравнивание грунта, отсыпаемого другими машинами;
— возведение насыпей и разработку грунта, отсыпаемого другими машинами;
— возведение насыпей и разработку выемок при сооружении автомобильных и железных дорог, при устройстве каналов и пр.;
— засыпку рвов, каналов, водопроводных, канализационных и других траншей;
— обслуживание складов песка, щебня, камня и т. п.;
— расчистку территорий от снега, камней, пней, деревьев, строительного мусора;
— толкание скреперов в процессе их загрузки.

Для большинства современных гусеничных бульдозеров экономически выгодная дальность перемещений грунта в настоящее время не превышает 60—80 м, для колесных она 100—150 м.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Бульдозеры классифицируют:
— по назначению — на бульдозеры общего назначения, приспособленные для работ в различных грунтовых условиях и при умеренной температуре (от —40 °С до +40 °С), и на бульдозеры специального назначения, предназначенные для выполнения специальных работ в карьерах и т. п. при температурах от—60 °С до+60 °С;
— по типу движетеля базовой машины — на гусеничные и колесные;
— по продольной оси базовой машины, поворотные отвалы под углом до 60° в плане (в обе стороны) продольной оси машины и до 10—12° к вертикальной оси.

Поворотный отвал присоединяется к раме шаровой пятой и двумя штангами, с помощью которых можно изменять угол установки отвала в двух плоскостях относительно толкающей рамы.

Бульдозеры, имеющие неповоротный отвал, перемещают грунт только вперед перед отвалом, в то время как универсальные (с поворотным отвалом) могут перемещать грунт как перед собой, так и в обе стороны, что позволяет засыпать траншеи и разрабатывать уступы.

За последние годы в практику внедряются бульдозеры с активным рабочим органом, имеющим повторно-взрывное устройство.

Разрабатываемый грунт разрыхляется и отбрасывается с отвала потоком газов, образующихся при сгорании в специальной камере рабочей смеси — бензина (или дизельного топлива) и воздуха. Бульдозер со взрывной камерой в грунтах средней крепости развивает производительность в 20 раз большую по сравнению с обычными бульдозерами.

На энергоемкость процесса формирования призмы волочения и перемещения грунта влияет геометрия отвала. На рис. 62 представлена схема построения профиля отвала и приведены значения основных его параметров.

Чем меньше угол резания у, тем меньше энергоемкость процесса резания грунта. Однако угол резания у нельзя устанавливать меньше 50°, так как для нормальной работы отвала обязательно, чтобы задний угол был не меньше 30°. Такая величина заднего угла необходима потому, что при работе бульдозера на поверхности с резко меняющимися уклонами, отвал может опереться на тыльную часть. При заднем угле меньше 50° получается незначительный угол заострения, что влияет на прочность режущей части ножа. Угол между горизонталью и касательной верхней кромки отвала определяет условия обрушения грунта, перемещающегося вверх по отвалу. При уменьшении этого угла радиус кривизны верхнего участка отвала становится меньше, что повышает сопротивление движению грунта по отвалу и увеличивает нормальную составляющую, под действием которой грунт прижимается к отвалу.

Угол наклона отвала определяет форму призмы волочения. При малом угле наклона отвала грунт может пересыпаться через отвал, так как во многих случаях призма волочения будет выше отвала. С увеличением этого угла ухудшаются условия движения грунта вверх по отвалу, увеличивается прилипание и повышается общая энергоемкость. Угол установки козырька влияет на формирование стружки грунта в верхней части, а также на объем призмы волочения: он принимается равным 90—100°.

Высота отвала Як с козырьком определяет объем призмы набираемого на отвал грунта. Длину неповоротного отвала (не менее 50 мм с каждой стороны) назначают с учетом перекрытия габарита базовой машины по ширине или наиболее выступающих в стороны элементов толкающей рамы. Длину поворотного отвала (не менее 50 мм с каждой стороны) выбирают из расчета перекрытия габарита по ширине базовой машины или толкающей рамы при максимально повернутом в плане отвале. Высота прямого участка отвала а обычно равна высоте ножа, и этот участок оказывает значительное влияние на формирование стружки.

На увеличении производительности бульдозеров существенно сказывается применение открылков, которые крепятся тягами или управляются гидроцилиндрами из кабины машиниста. С целью сокращения потерь грунта следует транспортировать его по одному и тому же следу, что способствует образованию по бокам валиков, предохраняющих от потери грунта при последующих проходах бульдозера.

Перемещение грунта в траншее также увеличивает производительность бульдозера, так как потери грунта с призмы волочения при этом незначительны. При спаренной работе бульдозеров за счет увеличения призмы волочения производительность бульдозеров увеличивается на 20%. Расстояние между краями двух отвалов составляет 20—25 мм.

Способ производства работы в значительной степени влияет на производительность бульдозеров. Так, резание тонкой стружкой применяется при разработке всех видов грунтов, при резании на подъеме и для грунтов со значительным сопротивлением резанию. Гребенчатый способ с поперечным заглублением и выглублением отвала ножа используется при разработке твердых и пересохших грунтов со средним значением сопротивления резанию. Клиновой способ с переходом от наибольшего среза к наименьшему применяется при разработке нескольких грунтов. При подъеме 10% производительность бульдозеров уменьшается на 40—50% по сравнению с производительностью на горизонтальном участке, а при работе под уклон производительность повышается.
Технологическая схема работы. Схема работы бульдозеров определяется характером возводимого сооружения, взаимным расположением мест разработки и отсыпки грунта, а также местными условиями. Наиболее употребительной и распространенной схемой разработки грунта является челночная.

Основные виды работ, выполняемые бульдозером: валка деревьев; снятие растительного слоя и укладка его в валик; перемещение грунта в насыпь из боковых резервов; перемещение грунта в насыпь из выемки; срезание откосов глубоких выемок; устройство каналов; засыпка траншей (труб); разравнивание грунта в насыпи; устройство съездов на крупных спусках, засыпка ям и оврагов; устройство полувыемки-полунасыпи на косогорах; планировка дна резерва; планировка площадки; планировка откоса насыпи планировщиком.

Автоматическое управление бульдозером. Рабочий процесс бульдозеров характеризуется периодическим повторением последовательных технологических операций копания. Величина сопротивлений, преодолеваемых машиной, изменяется в широком диапазоне. Копание грунта является самым напряженным циклом, где наблюдаются резкие колебания нагрузки. Ручное управление бульдозерами связано с большим напряжением машиниста, так как число переключений рукояток в час может достигать 1.500—1800, а усилие на каждое переключение составляет в среднем 147,15 Н.

Повышение производительности бульдозеров и облегчение условий труда машиниста могут быть достигнуты благодаря автоматизации управления машинами. Основными видами автоматического управления бульдозерами являются: кнопочное управление рычагами переключения; автоматическое регулирование режима резания грунта.

За последние годы широкое применение при автоматическом регулировании работы бульдозера находит комплекс аппаратуры «Автоплан-П».

Рис. 1. Схема системы автоматического управления отвалом бульдозера ДЗ-54 «Автоплан»:
1 — трубопровод слива в бак; 2 — трубопроводы подвода жидкости под давление; 3 — обратный клапан с дросселем; 4 — трубопровод подачи жидкости под давлением; 5 — датчик числа оборотов двигателя тахогенератор); 6 — маятниковый датчик углового положения; 7 — пульт управления; 5 — блок перегрузки; 9 — блок управления; 10 — аккумулятор; 11 — реверсивный электрозолотник; 12— дренажный трубопровод

Тахогенератор устанавливают на двигателе, и при снижении числа оборотов двигателя до номинального в блок управления поступает сигнал о перегрузке, после чего отвал бульдозера автоматически выглубляется на некоторую высоту. Датчик ДУП-Р является датчиком углового положения и устанавливается или на толкающем брусе или на отвале. Основным узлом в датчике углового перемещения является маятник, который при изменении положения отвала дает сигнал в обмотку потенциометра. Блок управления типа БУП-1, как правило, устанавливают в кабине машиниста и с помощью одной рукоятки задают уклон, а с помощью другой заглубляют рабочий орган. Команду на рабочие гидроцилиндры выдает золотник. Электрозолотник типа ЗСУ-5 управляется электромагнитами, которые переключают плунжер золотника-пилота, открывая тем самым магистраль маслопровода к рабочим гидроцилиндрам. На рис. 63 представлена система автоматического управления «Автоплан», который обеспечивает высокое качество работ, а также обеспечивает автоматический контроль режима двигателя по числу оборотов.

Автоматическая система управления включает: маятниковый датчик углового положения, установленный на толкающих брусьях вблизи опорного шарнира, датчик числа оборотов двигателя; пульт управления, блок перегрузки, блок управления, аккамуляторы, реверсивные золотники, обратный клапан с дросселем.

На пульте управления угол наклона толкающего бруса определяет положение режущей кромки ножей на уровне опорной поверхности гусениц. Маятниковый датчик подает электрический сигнал в блок управления, после чего ток поступает в соответствующий электрозолотник, соленоид которого перемещает его в нужное положение и обеспечивает подачу рабочей жидкости в соответствующую полость гидроцилиндра.

Обратный клапан с дросселем регулирует скорость опускания отвала при работе автомата.

Применение автоматической системы регулирования рабочим процессом бульдозера снижает утомляемость машиниста и увеличивает производительность на 20—25%.

—-

Бульдозеры предназначены для послойного срезания и перемещения грунта при строительстве дорожных насыпей и выемок, разравнивания грунта, отсыпанного экскаваторами, скреперами и другими машинами, планировки строительных площадок. Наряду с этим бульдозерами производят расчистку местности от кустарника и крупных камней, корчевку пней, валку деревьев, очистку автомобильных дорог и улиц от снега. Бульдозеры также используются в качестве толкачей скреперных агрегатов в процессе набора грунта.

Бульдозеры являются навесным, в виде отвала с ножом, оборудованием к гусеничным тракторам, колесным тягачам и могут быть использованы в качестве сменного рабочего органа на автогрейдерах, экскаваторах и других дорожно-строительных машинах.

Основными параметрами бульдозеров являются ширина и высота отвала. Угол установки в плане для поворотных отвалов составляет 27е, а рекомендуемый угол резания для всех бульдозеров не менее 55°. При возведении насыпей и отсыпке грунта важным параметром является величина подъема и опускания отвала (от. опорной поверхности).

В зависимости от мощности базового трактора (тягача) и конструкции бульдозеры могут работать на самых разнообразных грунтах, от болотистых до скальных. При работе на тяжелых и скальных грунтах бульдозеры оборудуются рыхлителями.

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, тяговому усилию трактора (тягача), конструкции отвала и типу привода.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить бульдозеры общего назначения, выполняющие землеройно-планировочные и другие строительные работы в обычных грунтовых и климатических условиях, и специальные, предназначенные для выполнения специальных работ — разравнивания кавальеров, для подземных и подводных разработок и др. Машины могут быть в северном и тропическом исполнении.

По типу ходовой части базовой машины различают гусеничные и пнев-моколесные бульдозеры. Гусеничные бульдозеры эффективны при перемещении грунта на расстояние до 80— 100 м, а пневмоколесные — на расстояние до 120—150 м.

ГОСТ 7410—70, в зависимости от номинального тягового усилия, предусматривает шесть типоразмеров гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалами классов 4, 6, 10, 15, 25 и 35 тс. В парке дорожно-строительных машин имеются также бульдозеры класса 3 тс на тракторах сельскохозяйственного назначения.

Типаж на колесные бульдозеры предусматривает шесть типоразмеров машин с номинальным тяговым усилием 0,9; 1,4; 3; 6; 9 и 15 тс, мощностью соответственно 40—55; 50—80; 130— 150; 180—200; 240—300 и 375—430 л. с.

Серийно выпускаются пневмоколесные бульдозеры Д3-37 (Д-579) и ДЗ-48 (Д-661) (в незначительном количестве) класса 3 тс; гусеничные бульдозеры ДЗ-29 (Д-535) и ДЗ-42 (Д-606) класса 3 тс; ДЗ-101 класса 4 тс; Д3-53 (Д-686), ДЗ-54С (Д-687С), ДЗ-27С (Д-532С) (в незначительном количестве), ДЗ-17 (Д-492А) и ДЗ-18 (Д-493А) класса 10 тс; ДЗ-24А (Д-521А), ДЭ-35С (Д-575С), ДЗ-25 (Д-522) (в незначительном количестве) класса 15 тс и ДЭ-34С (Д-572С) класса 25 тс. Осваиваются пневмоколесные бульдозеры ДЗ-102, гусеничные бульдозеры ДЗ-104 класса 4 тс и ДЗ-109 класса 10 тс, а также бульдозеры на тракторах Т-220, Т-330 и Т-500 соответственно классов 15; 25 и 35 тс. Техническая характеристика бульдозеров приведена в табл. 4.3—4.5.

По конструкции отвала различают оборудование с неповоротным отвалом (рис. 4.15), постоянно установленным под прямым углом к продольной оси базовой машины, и с поворотным отвалом (рис. 4.16), который может быть установлен под определенным углом в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Бульдозеры с поворотным отвалом часто называют универсальными.

В зависимости от назначения отвалы могут иметь различную форму, а также приставные козырьки, уширители, открылки, выступающий средний нож.

По типу привода подъема и опускания отвала различают бульдозеры с канатным и гидравлическим управлением.

Основными узлами бульдозера являются отвал, толкающее устройство и система управления отвалом.

Отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, ребер,

приваренных к нижней коробке, боковых стенок и проушин, служащих для соединения отвала с толкающим устройством.

Лобовой лист сварен из двух листов: верхнего, изогнутого по радиусу определенной кривизны, и нижнего, прямого, расположенного наклонно к горизонту, обычно под углом порядка 60°. К нижнему листу болтами крепятся сменные ножи — два крайних 1,3 и один средний, которые имеют двустороннюю заточку, что позволяет по мере износа переворачивать или менять их местами. С целью повышения долговечности при изготовлении ножей используются износостойкие наплавки и морозостойкие стали.

Рис. 2. Бульдозер Д3-53 с неповоротным отвалом и с канатным приводом:
1 — приводная лебедка; 2 передняя стойка; 3 неподвижная обойма полиспаста; 4 — направляющий блок; 5 — винтовые раскосы; 6— подвижная обойма полиспаста; 7 — отвал; 8 — ножи; 9 — толкающие брусья

Рис. 3. Бульдозер ДЗ-18 с поворотным ота валом и гидравлическим приводом:
1 — отвал: 2 — универсальная рама; 3 — гидроцилиндры подъема и опускания отвала; 4 — толкатель

Рис. 4. Отвал бульдозера ДЗ-18:
1 — крайний правый нож; 2 — средний нож; 3 — крайний левый нож; 4 — крышка; 5 — вертикальная связь; 5 — козырек; 7 верхняя коробка жесткости; 8 — лобовой лист; 9 в. нижняя коробка жесткости; 10 — пальцы крепления; 11 —шаровое гнездо

Нижняя коробка жесткости выполняется из листовой стали, обычно в виде трехгранной призмы. Верхняя коробка представляет собой балку квадратного сечения. Вертикальная жесткость отвала создается связями. Сзади отвала приварены проушины для крепления его к толкающим брусьям и раскосам. На боковых щеках отвала могут устанавливаться уширители, увеличивающие объем перемещаемого грунта. Сверху к лобовому листу приварен козырек, укрепленный ребрами, препятствующий пересыпанию грунта через отвал при подъемах и толчках.

У бульдозеров класса 3 тс (ДЗ-29, ДЗ-42 и др.) сзади в середине отвала приварен кронштейн для шарнирного соединения отвала со штоком гидроцилиндра, головка которого снабжена шаровым подшипником. У бульдозеров класса 10 тс с неповоротным отвалом (ДЗ-54) последний снабжен проушинами для соединения со штоками гидроцилиндров, толкающими брусьями и раскосами.

У бульдозеров класса 10 тс с поворотным отвалом (ДЗ-18) для соединения с шаровой головкой универсальной рамы вварено в коробку шаровое гнездо, снабженное пластиной. Для соединения отвала с толкателями используют проушины с пальцами. У бульдозеров класса 15 тс (ДЗ-25) отвал вместо шарового гнезда снабжен проушиной, которая входит на наголовник универсальной рамы и шарнирно соединена с ним вертикальным штырем. Отвал по краям имеет дополнительные проушины для соединения со штоками гидроцилиндров поворота отвала в плане.

У бульдозеров с неповоротным отвалом (Д3-53) он крепится к двум толкающим брусьям, расположенным с обеих сторон трактора (тягача). Толкающие брусья представляют собой балки прямоугольного или круглого сечения с проушинами для установки отвала и раскосов, а также для крепления бульдозерного оборудования к базовой машине.

Соединение отвала с брусьями бы« вает жестким или шарнирным. В первом случае — у бульдозеров класса 3 тс (ДЗ-29 и др.) толкающие брусья приварены к отвалу. К их противоположным концам приварены вильчатые ловители. С помощью ловителей и штырей толкающие брусья шарнирно соединены с цилиндрическими цапфами на концах поперечной балки. Последняя крепится в середине трактора к лонжеронам рамы с помощью двух стремянок и упоров, препятствующих ее смещению в продольном направлении.

В другом случае — у бульдозеров класса 10 тс (ДЗ-54 и др.) отвал с толкающими брусьями соединяется с помощью винтовых раскосов 5 трубчатого сечения, обеспечивающих изменение угла резания (в пределах 10°) и угла поперечного перекоса (в пределах 4°). Для соединения с опорными шарнирами толкающих брусьев на рамах гусеничных тележек установлены плиты с опорными пальцами. У бульдозера класса 25 тс (ДЭ-34С) установлены сферические опорные шарниры толкающих брусьев.

У бульдозеров с поворотным отвалом толкающее устройство выполняется в виде толкающей рамы, на которую кроме бульдозерного можно устанавливать другое сменное рабочее оборудование (кусторез, корчеватель и т. д.). Такая универсальная рама представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух полурам коробчатого сечения, соединенных между собой листом и шаровой головкой. Для соединения со штоками гидроцилиндров сверху на полурамах приварены проушины, для соединения рамы с обоймой блоков служит проушина, для соединения с толкателями используются кронштейны. С опорами, приваренными к рамам гусеничных тележек, раму соединяют проушинами и пальцами.

Толкатели выполнены в виде брусьев коробчатого или трубчатого сечения и винтовых раскосов, которые связаны между собой шарнирными соединениями, обеспечивающими возможность изменения расстояний между местами крепления к раме и отвалу. Толкатели соединены с проушинами на отвале при помощи пальцев и крестовин. В трубу раскоса спереди вварен вкладыш с внутренней резьбой, а сзади — втулка с проушиной; в середине через трубу проходит рукоятка, с помощью которой изменяют длину раскоса. Резьбовая часть винта раскоса защищена от пыли уплотнением.

При помощи винта с вилкой брус соединен со шкворнем, укрепленным в кронштейне на раме. Штоки гидроцилиндров перекоса отвала неподвижно закреплены на направляющих. Ползуны, а вместе с ними и опорные пальцы универсальной рамы перемещаются в результате передвижения гильз цилиндров.

Рис. 5. Универсальная рама бульдозера ДЗ-18:
1 — полурама; 2 — кронштейн для соединения с толкателем; 3 — проушина для соединения со штоком гидроцилиндра; 4 — шаровая головка; 5 — проушина для соединения с обоймой блоков; 6 — проушина рамы; 7 — опора

У бульдозеров с поворотным отвалом класса 4 тс (ДЗ-104) и осваиваемых бульдозеров классов 25 и 35 тс угол поворота отвала в плане, а также угол его перекоса изменяют с помощью гидроцилиндров. В связи с этим изменена и конструкция универсальной рамы. Так, у бульдозера ДЗ-25 рама вместо кронштейнов для соединения с толкателями имеет по бокам направляющие, по которым перемещаются ползуны толкателей. В направляющих предусмотрены пазы, в которые вставляются фиксаторы положения отвала в плане. Кроме того, на раме имеются проушины для соединения с гидроци-ществляется при подаче рабочей жидкости в разные полости соответствующих гидроцилиндров.

Главные рабочие движения бульдозера состоят из опускания и подъема отвала при помощи канатного или гидравлического привода.

Схема канатного привода дана на рис. 4.20. Он состоит из лебедки и системы блоков, служащих для подвода каната от лебедки к отвалу и образующих полиспаст, который в несколько раз повышает тяговое усилие лебедки. На бульдозерах обычно ставят однобарабанные лебедки (на заднем мосту трактора), которые приводятся от вала отбора мощности через соединительный валик.

Рис. 6. Бульдозер Д3:25:
1 — ножи; 2 — козырек; 3 — отвал; 4 — гидроцилнндры подъема и опускания отвала; 5 — трактор; 6 — направляющие ползунов опорных пальцев; 7 — опорные шарниры; 8 — гидроцилиндры перекоса отвала; 9 — направляющие ползунов толкателей; 10 — универсальная рама; 11 — ползун толкателя; 12 — толкатели; 13 — гидроцилиндры поворота отвала в плане; 14 — наголовник; 15 — штырь; 16 и 17 — проушины

Рис. 7. Схема канатного привода бульдозера:
1 — лебедка; 2 пневмо-цилиндры; 3 — вал отбора мощности трактора; 4 — рукоятка управления лебедкой; 5 — направляющие блоки; 6 — блок полиспаста; 7 — барабан с запасным канатом

Рис. 8. Схема гидравлического привода бульдозера:
1 — гндрораспределнтель; 2 — металлические трубопроводы; 3 — переходный патрубок; 4 рукава высокого давления; 5 — гидроцилиндры подъема и опускания отвала; 6 — гидроцилиндры поворота отвала в плане; 7 гидроцилиндры перекоса отвала

У бульдозеров с капатно-блочной системой управления для установки обойм блоков оборудуется передняя стойка, состоящая из двух вертикальных балок, связанных между собой вверху поперечной балкой, а внизу полосой. Для предохранения радиатора спереди к стойке прикреплен щит.

При наличии гидравлического привода подъем и принудительное опускание отвала осуществляются с помощью гидроцилиндров. Гидропривод осуществляется от гидросистемы базового трактора через гидрораспределитель, систему трубопроводов, гибких рукавов высокого давления и гидроцилиндров. Гидроцилиндры двустороннего действия обеспечивают подъем и опускание отвала, его фиксацию в необходимом положении и так называемое «плавающее» положение, при котором отвал под действием собственного веса может занимать любое положение, опираясь ножами на поверхность грунта.

Наряду с подъемом и опусканием отвала гидрофицируются операции поперечного перекоса отвала, изменения угла резания, поворота отвала в плане, а в некоторых случаях и угла установки уширителей.

Базовые тракторы имеют механическую, гидромеханическую (тракторы Т-220, Т-330 и Т-500) или электромеханическую (трактор ДЭТ-250) трансмиссии.

Для отечественных бульдозеров создана система автономного управления, типа «Автоплан-1», не требующая применения внешних направляющих и обеспечивающая стабилизацию заданного углового положения толкающего бруса отвала в продольной плоскости. Система устанавливается на бульдозерах класса 10 тс (ДЗ-18, ДЗ-54) и на осваиваемых бульдозерах класса 4, 15, 25 и 35 тс. Система создана на базе комплекса унифицированных приборов и средств управления.

В зависимости от уклона поверхности на пульте управления задается угол наклона толкающего бруса, соответствующий положению режущей кромки ножей отвала на уровне опорной поверхности гусениц. Датчик углового положения при изменении угла наклона толкающего бруса подает электрический сигнал в блок управления. Этот сигнал преобразуется и обеспечивает подачу тока в один из электрозолотников, в результате рабочая жидкость поступает в соответствующие полости гидроцилиндров подъема и опускания, отвала.

Бульдозеры могут укомплектовываться различными видами сменного рабочего оборудования. К ним относятся уширители, открылки, выступающий средний нож, лыжи, удлинители для бульдозеров классов 15, 25 и 35 тс, рыхлительные зубья, ножи для мерзлых грунтов для бульдозеров всех классов, кроме 4 и 6 тс, кусторезные ножи, канавные наставки, откосники-планировщики.

Уширители используют при работе в легких условиях для увеличения объема перемещаемого грунта. Открылки применяют для увеличения объема перемещаемых сыпучих и кусковых материалов при работе в легких условиях. В некоторых случаях используют управляемые открылки. Лыжи употребляют для облегчения планировочных работ, работ на булыжных мостовых, когда необходимо ограничить возможность заглубления отвала. Удлинители применяют при необходимости перемещения некоторых полезных ископаемых, имеющих небольшую объемную массу. На грунтах удлинители практически не используются, так как устойчивость прямолинейного движения бульдозера и управление отвалом существенно ухудшаются из-за большой длины отвала.

Монтаж бульдозеров Д-312 на тракторе «Беларусь» производить следующим образом:
— переставить передние и задние колеса трактора на колею 1 200 мм; установить сектор на рычаге подъемника, для этой цели рычаг, стоящий в верхнем положении, снимается с оси и перекладывается в нижнее положение, после этого поршень гидроподъемника приводится в движение и поворачивает рычаг на половину хода (45°); в этом положении на рычаг монтируется сектор и натягивается подъемный канат;
— заменить планки угловой стали на рукавах полуосей задних колес на коробчатые для установки отводных блоков;
— детали, подлежащие монтажу, должны быть смазаны и разложены v трактора: впереди отвал, с боков кронштейны, рычаги и толкающие брусья, блоки и сектора.

Установка рабочего оборудования делается в следующем порядке: к лонжеронам трактора с обеих сторон в специальные отверстия крепятся кронштейны с осями рычагов:
— на оси надеваются рычаги и соединяются распоркой; на рукава задних полуосей к коробчатым стойкам крепятся отводные блоки;
— на рычагах гидроподъемника закрепляются секторы для подъемного каната;
— канаты с двух сторон трактора пропускаются через блоки и закрепляются на секторах, для чего мертвый конец запасовывается клиновым замком, а второй пропускается через коуш в ушке натяжного болта, натягивается в транспортном положении и закрепляется сжимами;
— на выступающие концы полуосей надеваются втулки подшипников толкающих брусьев, которые закрепляются на полуосях специальными разрезными кольцами;
— к толкающим брусьям прибалчивается отвал в сборе, затем он подвешивается на тросе к рычагам;
— все гайки должны быть снабжены пружинными шайбами. После монтажа оборудования бульдозера трактор заводится и включается насос гидроподъемника, после чего включается рабочий поршень и отвал поднимается в крайнее верхнее положение.

Рычаги ставятся на стопоры и канаты на обеих сторонах натягиваются при помощи натяжного болта до равномерного натяжения.

Трактор приводится в движение, снимаются фиксаторы транспортного положения и отвал несколько раз поднимается и опускается.

Перед монтажом бульдозера Д-449 следует предварительно на тракторе МТЗ-5 «Беларусь» переставить передние колеса на колею 1 200 мм; задние на колею 1 700 мм; при перестановке поменять местами правое и левое колеса.

Монтаж ведется в такой последовательности:
— к ланжеронам трактора с обеих сторон крепятся болтами кронштейны рычагов подвески отвала с осями;
— на оси кронштейнов надеваются рычаги подвески и закрепляются гайками и стопорными шайбами;
— на задних полуосях при помощи стремянок и болтов крепятся обеих сторон упоры, служащие для монтажа толкающих брусьев отвала;
— отвал с толкающими брусьями заводится спереди сверху, и толкающие брусья при помощи пальцев присоединяются к упору;
— после этого производится смазка узлов;
— перед началом работы трактор заводится для пробного подъема и опускания отвала;
— после указанного опробования отвал устанавливается в транспортное положение и фиксируется при помощи транспортного приспособления.

Перед монтажом бульдозера Д-259А необходимо: к наружным швеллерам гусеничных тележек трактора С-80 приварить правую и левую опоры для универсальной рамы, при этом центры отверстий должны по высоте находиться на оси швеллеров, а по длине на одной вертикали с осью среднего опорного катка гусеничной тележки, т. е. на расстоянии 1 100 мм от оси ведущей звездочки трактора;

приварить цапфы передней стойки к передним концам продольных балок (лонжеронов) рамы трактора, центры цапф должны отстоять на 93+3 мм от задней пары болтов крепления нижней перемычки облицовки радиатора и на 40±2 мм вверх от нижней пары болтов.

Монтаж бульдозера нужно вести в такой последовательности:
— установить переднюю стойку вилками на цапфы и зафиксировать ее в таком положении, чтобы расстояние между средним ребром радиатора и лицевой поверхностью броневого щита стойки, измеренное через среднее верхнее отверстие последнего, было в пределах 54+8 мм;
— поставить (ригели) накладки и закрепить их болтами;
- -трактор С-80 должен иметь усиленные лонжероны и усиленную балансирную рессору;
— установить тяги и приварить ушки к полкам верхних усиливающих угольников лонжеронов трактора;
— внутреннее ушко с каждой стороны трактора приваривается на расстоянии 9 мм наружу от стенки лонжерона;
— укрепить на корпусе бортовых фрикционов трактора лебедку Д-269;
— поставить вал управления лебедкой, предварительно просверлить в правом крыле трактора четыре – отверстия диаметром 14 мм для крепления подшипников вала;
— запасовать канат диаметром 13—14 мм, длиной 32 м;
— один конец каната закрепить на барабане лебедки, другой на верхней обойме полиспаста;
— включить лебедку при пониженном числе оборотов дизеля и навить на барабан восемь витков (5,5 м) каната, удерживая канат натянутым;
— зафиксировать канат в скобе клином на верхней обойме полиспаста;
— свободный конец каната навить на катушку запасного каната и Установить на передней стойке;
— опробовать работу канатно-блочиой системы;
— отвал в сборе с толкателями и башмаками установить на земле (в плане П-образно);
— очистить переднюю сферическую головку рамы и сферическое гнездо отвала от грязи и ржавчины;
— завести трактор со смонтированной универсальной рамой между толкателями и, маневрируя подъемным механизмом и трактором, ввести сферическую головку рамы в гнездо отвала до упора;
— плавно включив лебедку при пониженных оборотах дизеля, поднять отвал на 400—500 мм от земли;
— поднять сначала один, а затем другой башмак вместе с толкателем и надеть их на раму сферической головкой вниз;
— совместить верхнее отверстие в башмаке с отверстием средней втулки на раме и вставить до упора штырь, зашплинтовать отверстие штыря снизу;
— отвернуть гайки и открыть крышки толкателей;
— поворачивая с помощью ломика гайки винтов толкателей, добиться совпадения отверстий диаметром 50 мм второго башмака и рамы и зафиксировать этот башмак;
— поворачивая гайки правого и левого толкателей, отрегулировать правильное положение отвала в плане и поворотом гаек против часовой стрелки натянуть резьбовые соединения; вставить фиксаторы для предотвращения проворачивания гайки во время работы;
— добавить при необходимости смазку в полости направляющих толкателей, закрыть крышки и затянуть гайки;
— проверить работу канатно-блочной системы под нагрузкой, для чего несколько раз поднять и опустить отвал;
— отрегулировать лебедку согласно инструкции.

Перестановка отвала в другие положения производится следующим образом:
— поднять отвал на 200—250 мм от земли;
— вынуть штырь, фиксирующий соответствующий башмак толкателя; отвести конец толкателя с башмаком в наружную сторону; повернуть башмак в сферическом шарнире относительно оси, перпендикулярной винту толкателя, и вместе с винтом относительно последнего на 180°;
— завести башмак на раму;
— открыть крышку направляющей винта толкателя и вынуть стопор; совместить отверстия в башмаке и раме; поставить и зафиксировать штырь;
— при необходимости проделать те же операции с башмаком другого толкателя;
— поворачивая против часовой стрелки гайку толкателя, дать натяг резьбовым соединениям и поставить стопор;
— закрыть крышки направляющих толкателей и затянуть гайки; если универсальный бульдозер монтируется на новый трактор, необходимо до ввода в эксплуатацию произвести обкатку бульдозера с постепенным повышением нагрузки.

Указания по эксплуатации

При эксплуатации бульдозера должны соблюдаться следующие правила:
— перед началом работы бульдозерист должен произвести наружный осмотр бульдозера;
— работа бульдозера должна производиться в основном на 1-й скорости трактора, легкие работы могут производиться на 2-й, а холостой

Таблица 1
Смазка бульдозеров с канатным управлением

При эксплуатации автогрейдеров должны соблюдаться следующие правила:
— уход за муфтой сцепления заключается в своевременном проведении регулировок, креплений, очистке и смазке, обеспечивающих работу муфты без пробуксовки и перегрева; включать муфту сцепления следует быстро, но плавно, не задерживая педали в промежуточном положении;
— уход за коробкой перемены передач и демультипликатором заключается в периодической проверке креплений, доливке и замене масла;
— уход за главной передачей заключается в периодической проверке и регулировке подшипников и зацепления шестерен;
— каждый раз перед выездом на работу необходимо с особой тщательностью проверить все крепления и сочленения рулевого управления; люфт рулевого штурвала должен быть в пределах 30—40°, считая по углу его поворота, относительно первоначального положения; сохранение люфта руля в этих пределах достигают своевременной подтяжкой сектора, затяжкой подшипников пальцев сектора и затяжкой подшипников червяка рулевого механизма;
— уход за механизмами рабочего оборудования автогрейдера заключается в ежесменной проверке всех креплений и шарнирных соединений; ослабление подвески поворотного круга отвала к тяговой раме в процессе эксплуатации устраняют регулированием вертикального зазора;
— продольный люфт червяка редуктора регулируют винтом, расположенным в корпусе редуктора;
— вертикальный зазор между поворотным кругом и тяговой рамой должен находиться в пределах 6—8 мм. Зацепление конических шестерен редукторов регулируют шайбами;
— для регулировки подшипников передних колес последние необходимо вывесить, разгрузив от веса машины;
— передние колеса автогрейдера можно поднимать путем осторожного принудительного заглубления отвала в твердый грунт, в результате чего вся передняя ось приподнимается, отрываясь от земли;
— после снятия крышки ступицы надо освободить замковую шайбу и завернуть гайки до исчезновения люфта в подшипниках так, чтобы колеса вращались свободно с постепенным торможением;
— после регулировки надо поставить на место замковую шайбу, завернуть контргайку и поставить на место крышку ступицы;
— для регулировки подшипников задних колес необходимо поднять колесо, снять крышку ступицы и вынуть полуось; после этого отвернуть контргайку, снять шайбу контргайки и замковое кольцо; затянуть регулировочную гайку до отказа, опустив ее затем на 1/2 оборота; поставить обратно замковое кольцо, шайбу контргайки и затянуть контргайку; проверив регулировку, законтрить шайбой контргайку и поставить на место полуось и крышку ступицы;
— для предохранения шин от чрезмерного износа передние колеса автогрейдера установить с некоторым сужением расстояния между ними, которое регулируют удлинением или укорочением поперечных тяг- при этом расстояние между серединами колес спереди должно быть на 8—9 мм меньше того же расстояния сзади.

Для удлинения срока службы шин необходимо соблюдать следующее:
— ежедневно проверять давление воздуха в шинах;
— содержать шины в чистоте, предохраняя их от действия нефтепродуктов и влаги, и своевременно ремонтировать; нельзя останавливать автогрейдер в лужах керосина, бензина, масла, горячего битума п долгое время оставлять шины в воде и грязи.

После работы автогрейдера на перемещении щебня, гравия или грунта с битумом нужно особенно тщательно очистить шины от налипшего битума;
— не следует монтировать шины на ободы, имеющие следы ржавчины;
— перед монтажом шины необходимо тщательно протиреть обод и внутреннюю поверхность покрышки, а камеру припудрить тальком.

Уход за тормозами заключается в своевременной их регулировке;
— необходимо также следить за уровнем тормозной жидкости в резервном бачке главного тормозного цилиндра и прочищать воздушное отверстие в пробке резервного бачка;
— особое внимание следует уделить правильному доливанию тормозной жидкости в гидросистему;
— в качестве тормозной жидкости можно применять следующие смеси:
а) этиловый спирт — 50°/о, глицерин — 50%;
б) ацетон — 50%, касторовое масло—50%;
в) этиловый спирт — 55%, ацетон—12%, глицерин—33%;
г) бутиловый спирт — 45%, касторовое масло — 55%;
д) этиловый спирт — 50%, касторовое масло—50%.

Нельзя применять или добавлять в тормозную жидкость минеральное масло. Промывать детали гидросистемы тормозов надо только в той же тормозной жидкости.

Для заправки системы охлаждения двигателя следует применять чистую и по возможности мягкую воду (дождевую, снеговую или речную); менять воду в системе охлаждения следует как можно реже, а при спуске собирать ее в чистую посуду для дальнейшего использования.

В летнее время при длительной остановке двигателя воду из системы охлаждения не спускают, а доливают по мере расходования.

В холодное время года для заправки холодного двигателя следует применять подогретую, но не слишком горячую воду.

Для смазки узлов и деталей автогрейдеров применяются следующие сорта смазочных материалов:
— подшипники, валики, муфты, шкворни передних колес и центрального переднего моста, карданная передача, а также муфты, шарниры, Рейки смазываются солидолом УСс-2 или УС-2 летом и УСс-1 или УС-1 зимой через 16, 32 и 64 часа.

Редукторы и зубчатые передачи — нигролом JI и 3 через 1 440 час. Работы.

Зубчатые венцы, цевочные колеса и башмаки — смазкой УСА через 64 часа.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Машины для производства земляных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Бульдозеры"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства