Строительные машины и оборудование, справочник






Ходовые устройства и механизмы передвижения пневмоколесных кранов


Категория:
   Ходовые устройства и механизмы передвижения


Ходовые устройства и механизмы передвижения пневмоколесных кранов

Механизмы передвижения и ходовое устройство пневмоколесных кранов смонтированы на неповоротной (ходовой) раме.

Конструктивно неповоротные рамы пневмоколесных кранов имеют примерно одинаковые решения. Неповоротная рама крана КС-4362 (рис. 84) представляет собой жесткую конструкцию коробчатого сечения, основу которой составляют продольные балки; с торца задней стороны рама окаймлена поперечной балкой, а в передней части, несколько отступя от торца рамы, жестко крепят переднюю поперечную балку. Поперечные и продольные балки создают жесткий каркас, поперечные балки одновременно являются базами для крепления к ним выносных опор. В средней части рамы укреплена база опорно-поворотного круга, сбоку, с правой стороны рамы, прикреплена лестница, по которой поднимаются на поворотную часть крана.



Рис. 84. Неповоротная рама крана КС-4362:
1, 5 — задняя и передняя балки, 2 — продольная балка, 3 — защитное крыло, 4— бага опорно-поворотного круга, 6 — стабилизатор, 7 — опорная плита, 8 — выносная опора, 9 — шкворень, 10 — лестница

В передней части крана для выключения рессор переднего моста, имеющего шарнирную, рессорную подвеску, укреплен стабилизатор 6.

Механизм передвижения включает в себя коробку передач, тормоз стоянки и систему передач к колесам. Механизм передвижения пневмоколесных кранов приводится в действие от индивидуального электродвигателя.

К ходовому устройству относятся задний и передний мосты, выносные опоры и приспособление для буксировки. В качестве примера ниже рассмотрена конструкция механизмов ходового устройства кранов КС-5363 и КС-4361А.

На рис. 85 изображен общий вид механизма передвижения крана КС-5363. В верхней плите, а также в продольных и поперечных балках ходовой рамы сделан вырез. Механизм приводится в действие от электродвигателя. Мощность колесам передается через карданный вал, коробку передач, а затем карданные валы переднего и заднего мостов, главные передачи.

Коробка передач служит для изменения скорости передвижения крана. Кинематическая связь между отдельными элементами коробки передач крана КС-5363 рассмотрена выше (см. рис. 37); на рис. 86 дано конструктивное ее изображение.

Вал-шестерня соединен с электродвигателем и от него через правую шестерню отбирается мощность на промежуточный вал.

На входном валу свободно, на шарикоподшипниках, посажены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с жестко посаженными на валу шестернями. При вращении вала-шестерни эти шестерни также вращаются. Мощность на вал от шестерни отбирается через зубчатую муфту, имеющую на этом валу шлицевую посадку.

Рис. 85. Механизм передвижения крана КС-5363:
1, 11 — колеса, 2, 10 — передний и задний мосты, 3, 9 — главные передачи, 4 карданный вал переднего моста, 5 — электродвигатель, 6 — карданный вал электродвигателя, 7 — коробка передай, 8 г карданный вал

Привод и управление зубчатой муфтой — гидравлические (механизм на рисунке отсоединен от картера коробки передач). При движении поршня, находящегося в гидроцилиндре 6, вправо или влево соответственно перемещается рычаг и через валик передвигает вилку, шарнирно соединенную с зубчатой муфтой.

Вал с карданным валом заднего моста соединен непосредственно шарнирно. Мощность от вала к карданному валу переднего моста отбирается через зубчатую муфту. При включении первой передачи зубчатая муфта соединяет шестерню с выходным валом и одновременно плунжер перемещает зубчатую муфту влево и включает передний мост.

При включении второй передачи зубчатая муфта соединяет с выходным валом шестерню. Одновременно плунжер перемещает муфту и отключает передний мост.

Для предотвращения включения электродвигателя механизма передвижения при невключенной передаче предусмотрена электрическая блокировка конечными выключателями.

Задний мост крана КС-5363 автомобильного типа (рис. 87); его основу составляет литой картер с прикрепленными к нему цапфами. Картер жестко присоединен к неповоротной раме болтами.

На цапфах картера смонтированы на конических роликоподшипниках. На ступицах крепят ободы с шинами.

Рис. 86. Коробка передач крана КС-5363:
1 — тяга, 2 — упорная шайба, 3 — пружина, 4 — конечный выключатель, 5 — рычаг, 6 — гидроцилиндр, 7 — поршень, 8 — упорная шайба, 9 — подшипник, 10 — валик, 11, 16, 26 — Шестерни, 12 — вилка, 13 — плунжер, 14 — муфта, 15, 21 — валы, 17 — зубчатая муфта, 18 — винт, 19 — вал-шестерня, 20 — сапун, 22 — заливная труба, 23 — контрольная пробка, 24 — пробка спуска, 25 — фланец

Колеса получают вращение от главной передачи через полуоси.

Ходовые колеса заднего моста снабжены колодочными тормозами, шкивы тормозов закреплены на ступицах ходовых колес, а тормозные колодки смонтированы на кронштейнах, приваренных к цапфам картера.

Торможение колес осуществляется от пневмоцилиндра через рычаг и кулак (при повороте кулака влево колодки расходятся и накладками прижимаются к внутренней стороне шкива).

Конструкция главной передачи показана на рис. 88. К картеру на шпильках крепят корпус главной передачи.

Главная передача включает в себя коническую шестеренную передачу, цилиндрическую шестеренную передачу, дифференциал — полуось.

Шестерня через втулку опирается на конические подшипники.

Шестерни сидят на общем валу, опирающемся на конические подшипники. Подшипники заключены в стакане, впрессованном в корпус главной передачи.

Дифференциал заключен в чашу, опирающуюся на подшипники.

Дифференциал включает в себя полуосевые шестерни и тестер нисателлиты, свободно сидящие на крестовине, вмонтированной в дифференциальную чашу.

Рис. 87. Задний мост крана КС-5363:
1 — обод, 2 — шпилька, 3 — крышка, 4, 13 — ступицы, 5 — прижим, 6, 8, 9 — гайки, 7, 30 — распорные кольца, 10 — подшипник, 11, 12 — замочное и бортовое кольца, 14 — пружина, 15 — колодка, 16 — кулак, 17 — накладка, 18 — рычаг, 19 — кронштейн, 20 — пневмоцилиндр, 21 — картер, 22 — регулировочный червяк, 23 — главная передача, 24, 25 — шкивы стояночного и колесного тормозов, 25 – отражатель, 27 — болт, 28 — кольцо, 29 — уплотнение, 31 — шина, 32 — полуось

При вращении шестерни вращение получают дифференциальная чаша и крестовина, а следовательно, и сидящие на ней шестерни-сателлиты дифференциала. Они находятся в зацеплении с полуосевой шестерней 5, имеющей шлицевую посадку на полуоси. Благодаря этому вращаются шестерни и полуоси.

Дифференциал позволяет полуосям вращаться с различной частотой, что обеспечивает передвижение крана по кривым. При прямолинейном движении крана шестерни-сателлиты не вращаются вокруг собственной оси. На повороте внутренний радиус крана меньше внешнего радиуса, поэтому внутреннее колесо проходит меньший путь по сравнению с внешним. Соответственно частота его вращения должна быть ниже частоты вращения внешнего колеса. В этом случае шестерня-сателлит начинает вращаться вокруг собственной оси и сообщает при этом дополнительную частоту вращения полуосевой шестерне. Соответственно скорость пневмоколеса, соединенного с этой полуосью, увеличивается.

Рис. 88. Главная передача крана КС-5363:
1 — полуось, 2 — крышка подшипника, 3, 12, 20, 23 — подшипники, 4 — стопорное кольцо, 5 — полуосевая шестерня, 6 — дифференциальная чаша, 7 — крестовина, 8 — дифференциал, 9, 26 — шайбы,. 10, 22 — ведомая и ведущая цилиндрические шестерни, 11, 15 — прокладки, 13, 21 — ведущая и ведомая конические шестерни, 14 — втулка, 16 — гайка, 17 — фланец, 18 — корпус уплотнения, 19 — уплотнение, 24 — стакан, 25 — корпус, 27 — картер

Передний мост крана КС-5363 (рис. 89) — также автомобильного типа. Главная передача переднего моста такая же, кек и заднего. В отличие от заднего моста передний является управляемым. Зто и вызвало некоторые отличительные конструктивные особенности. К ним относится прежде всего использование поворотного кулака, обеспечивающего поворот колес в горизонтальном направлении и перемещение в вертикальном.

Механизм поворота приводится в действие от гидроцилиндров через их штоки.

Так как цапфа может перемещаться относительно картера, то используют составные полуоси (наружную и внутреннюю) с шарнирным соединением. Конструкция шарнира видна на рисунке. В месте соединения полуосей на их сопряженных концах выполнены специальные оголовки с цилиндрической расточкой под кулак шарнира. В кулаке сделана выточка под диск шарнира. Такая конструкция шарнира позволяет передавать крутящий момент колесам через полуоси при их взаимном пересечении под различными углами в заданных пределах.

Наружные ходовые колеса переднего моста не являются ведущими; они установлены на бронзовых втулках и свободно вращаются относительно внутренних ходовых колес.

В тяжелых дорожных условиях наружные колеса соединяются с внутренними поводками, которые устанавливают на фланцах колеса и фиксируются болтами.

Рис. 89. Передний мост крана К.С-5363:
1 — наружная полуось, 2 — цапфа, 3 — кулак шарнира, 4 — диск шарнира, 5 — поворотный кулак, 6, 14 — оси, 7, 25 — втулки, в — шток гидроцилннд-ра, 9, 13 — крышки гидроцилиндра, 10 — гидроцилиндр, 11 — Труба, 12 — Шпилька, 15 — кронштейн, 16 — пневмоколесо, 17 — внутренняя ступица, 18 — обод колеса, 19 — сектор, 20 — прокладка, 21 — главная передача, 22 — картер, 23 —- подшипник, 24 — крышка

Это уменьшает сопротивление качению при прохождении крана по криволинейным участкам пути.

Приспособление для буксирования (рис. 90) крана в прицепе с тягачом смонтировано на проушине ходового устройства и состоит из дышла, тяги, штыря и пружины. Для монтажа приспособления к неповоротной раме крана приварен специальный кронштейн. К нему шарнирно с помощью оси крепят рычаг, к которому с помощью оси подсоединено дышло. Дышло тягой соединено с поворотным кулаком переднего моста, соединение тяги с поворотным кулаком осуществлено с помощью оси, а с дышлом — с помощью сферического пальца.

Для гашения инерционных нагрузок штырь подсоединен к дышлу через вмонтированную в него пружину.

Разворот колес на кривых осуществляется путем поворота дышла с горизонтальной плоскостью. Для свободного соединения полостей гидроцилиндров разворота колес при транспортировании крана в прицепе с тягачом на неповоротной раме смонтирован вентиль.

Выносные опоры (рис. 91) состоят из поворотных рычагов, гидроцилиндров со штоками, пяты или подставок. Для монтажа опор к неповоротной раме приваривают кронштейны. Рычаги выносных опор присоединяют к кронштейнам с помощью осей. На поворотных рычагах выносных опор смонтированы гидроцилиндры с выдвижными штоками. В зависимости от условий работы штоки могут опираться на пяту или подставку. Для равномерного распределения давления на грунт и снижения значений их удельных показателей пяту или подставку опирают на деревянные бруски (подкладки).

Рис. 90. Приспособление для буксирования крана КС-5363:
1— сферический палец, 2 — тяга, 3, 5, 7 — оси, 4 — поворотный кулак переднего моста, 6 — рычаг, 8 — вентиль, 9 — дышло, 10, 15 — гайки, 11, 17, 18 — втулки, 12 — пружина, 13 -— штырь, 14 — шплинт, 16 — шайба

С помощью выносных опор неповоротная рама вывешивается на них и приводится в горизонтальное положение. Работой выносных опор управляют с поста с помощью крана управления. Положение гидроцилиндров по высоте, после того как неповоротная рама вывешена и приведена в горизонтальное положение, фиксируется гайками.

Передний мост крана КС-4361А (рис. 92) — управляемый, ведущий; его подвеска к раме — балансирная, что улучшает сцепление колес с основанием на неровных дорогах. Передача мощности от карданного вала полуосями на переднем мосту осуществлена также цилиндрической главной передачей, как и на заднем.

Внутренние колеса укреплены на ступице, которая посажена с помощью конических подшипников на цапфу, укрепленную в корпусе. С помощью фланца ступица соединена с полуосью. Внешние колеса укреплены на ступице, которая с помощью подшипников скольжения посажена на ступице; таким образом, внешние колеса не являются ведущими, так как имеют свободную посадку. Когда снижение проходимости начинает влиять на эксплуатационные качества крана, наружные колеса блокируют с внутренними специальными поводками, установленными на фланцы так, чтобы выступ поводка попал между упорами обода колес. Поводок фиксируют болтом.

Нижние рычаги корпусов соединены между собой поперечной тягой рулевой трапеции. Верхние рычаги корпусов соединены со штоками гидроцилиндров разворота, которые установлены на кронштейне корпуса моста.

Вращение ведущим колесам от полуоси к полуоси передается через шарнирные сочленения.

Задний мост крана КС-4361А — ведущий. Мост —автомобильного типа, его подвеска к раме жесткая. В нем использованы сборочные единицы автомобиля КрАЗ, в том числе главная передача с дифференциалом, полуоси и тормоза. Крепление ходовых колес — бездисковое; оно осуществлено прижимами и кольцами.

Главная передача заднего моста — цилиндрическая. Коническая передача служит для соединения пересекающихся валов и регулирования движения.
Механизм передвижения и коробка передач крана КС-4361А рассмотрены ниже. Конструкция коробки передач изображена на рис. 93.

Рис. 92. Передний мост крана КС-4361А:
1— ограничитель обода, 2, 6 — ступицы, 3, 9, 10 — масленки, 4, 12 — полуоси, 5 — фланец, 7,8 — прижимы, 11 — гидроцилиндр разворота, 13 — уплотнения, 14 — тяга, 15, 16 — шарнирные сочленения, 17 — корпус, 18 — поводок, 19 — болт

Механизм передвижения крана КС-4361А в отличие от механизма передвижения крана КС-5363 не имеет отдельного двигателя механизма передвижения; отбор мощности в коробке передач осуществляется с помощью вертикального вала с жестко посаженным на нем коническим зубчатым колесом. В зацеплении с ним находится коническая Шестерня, жестко сидящая на входном валу коробки передач.

Коробка передач — двухскоростная. Первая или вторая скорость включается с помощью зубчатой муфты, сидящей на шлицах вала. Шестерни сидят на валу свободно на шарикоподшипниках. При нейтральном положении муфты мощность этим шестерням не передается и вал вращается вхолостую. При перемещении муфты влево ее зубцы входят в зацепление с внутренними зубцами шестерни и движение от вала передается через шестеренные пары фланцами, с которыми соединены карданные валы. При перемещений муфты вправо передача осуществляется через шестерни; в этом случае шестерня играет роль паразитной.

Рис. 93. Коробка передач крана КС-4361А:
1, 21 — левый и правый фланцы, 2, 4, 14, 19, 22, 23-, шестерни, 3 — шариковая обойма зубчатой муфты, 5, 6 — валы; 7 — зубчатое колесо, 8, 20 — регулировочные прокладки, .9, 10, 17 — муфты, 11— гайка, 12 — подшипник, 73 — стакан, 15 — валик, 16 — вилка, 18 — шайба, 24 — шток гидроцилиндра, 26 — рычаг, 26, 29 т- ограничители, 27 — тяга, 28 — пружина

Тормоз крана КС-4361А установлен на кронштейне, закрепленном на корпусе заднего моста крана. Тормоз колодочного типа по конструкции такой же, как и стояночный тормоз крана КС-5363.

Рис. 94. Разрез шины:
а — камерной, б — бескамерной; 1— диск колеса, 2, 12 — вентили, 3 — обод, 4 — сердечник, 5 — борт, 6 — боковина, 7 — каркас, 8 — подушечный слой, 9 — протектор, 10 — герметизирующий слой резины, 11 — уплотнительный слой

Пневматические шины, установленные на ободьях колес, смягчают толчки и удары, возникающие от неровностей на дороге. По конструкции шины (рис. 94) делятся на камерные и бескамерные.

Пневматическая камерная шина состоит из камеры и покрышки. Камера выполнена в виде пустотелого кольца из резины; для накачивания воздуха в шину на камере закреплен вентиль. Вентиль свободно пропускает воздух в шину и прочно закрывает отверстие из шины под давлением воздуха в камере. Для выпуска воздуха из камеры необходимо нажать шпильку вентиля.

Покрышка состоит из каркаса, борта с сердечником, подушечного слоя и протектора с боковинами. Каркас состоит из прочных прорезиненных нитей (корда) с резиновыми прослойками. Каркас делают в несколько слоев. Сердечник выполнен из стальной проволоки и предохраняет борта от растягивания.

На внешнюю сторону шины нанесен толстый слой резины, так называемый протектор, постепенно уменьшающийся по толщине к бортам и переходящий в боковины.

Шина соприкасается с дорогой через протектор. Для уменьшения изнашивания протектор изготовляют из специальной износостойкой резины. Поверхность протектора делают с выступами.

Покрышку вместе с камерой устанавливают на обод диска колеса. Вентиль выводят наружу через отверстие в ободе.

В пневматических бескамерных шинах воздух накачивается непосредственно в покрышку. На внутренней поверхности бескамерной шины имеется уплотнительный резиновый слой в бортах, обеспечивающий необходимую герметичность прижатия бортов шины к краям обода. Вентиль закреплен герметично с помощью гайки. Бескамерные шины легче камерных, более долговечны, менее чувствительны к мелким проколам, так как герметизирующий слой способствует вулканизации отверстия; проколотую шину легко отремонтировать в пути.

Рис. 95. Арочная шина:
1 — обод, 2 — замок, 3 — протектор

К бескамерным относятся также и арочные шины (рис. 95), которые монтируют на специальных колесах с уширенным ободом. Ширина арочной шины в два-три раза превышает ширину обычных шин, что позволяет снизить давление воздуха в шине до 0,05—0,14 МПа. Такие шины отличаются высокой проходимостью по слабым грунтам. Размер автомобильных шин обозначается двумя числами в дюймовом или миллиметровом исчислении и проставляется на боковой поверхности покрышки. Первое число означает ширину В (рис. 96) профиля, а второй — диаметр й обода колеса.

На бескамерных шинах делают надпись: «Бескамерная».

Рис. 96. Обозначения размеров шин

Полная характеристика шины включает: обозначение шины; рисунок протектора; массу (кг); норму слойности; обозначение обода; наружный диаметр при максимальном давлении без нагрузки (мм); статический радиус при максимальных давлении и нагрузке (мм); максимально допустимую нагрузку Я и давление (МПа), соответствующее этой нагрузке, Я; минимально допускаемое давление и допускаемую при этом нагрузку Я; максимально допускаемую скорость (км/ч). На отечественных пневмоколесных стреловых кранах стоят шины 14,00—20; 16,00—24; 21,00-28. Шину на обод устанавливают с помощью монтажных лопаток. Перед установкой шины необходимо проверить обод колеса и очистить его от ржавчины и грязи. Из покрышки камерной шины надо удалить грязь и пыль, протереть ее насухо, а затем слегка припудрить тальком.

Перед монтажом бескамерной шины ее борта и закраины обода следует протереть мокрой тряпкой. При монтаже бескамерной шины на плоский разборный обод необходимо надеть покрышку, собранную с камерой и ободной лентой, на обод колеса, следя за тем, чтобы камера не зацеплялась, а затем установить вентиль в отверстие обода. После этого надо поставить на обод бортовое кольцо и тщательно его закрепить. Разрезное замочное кольцо нужно заправить по всей окружности в канавку на ободе.

После установки шины колесо необходимо повернуть бортовым кольцом вниз и накачать шину до требуемого давления.

Монтаж бескамерной шины на обод начинают со стороны, противоположной вентилю, приближаясь к нему с обеих сторон.

Передо накачиванием шины для создания необходимой герметичности между бортами шины и закраинами обода шину надо обжать по окружности протектора с помощью специального приспособления со стяжной лентой или путем накручивания на шину веревки. Обжатую шину при вывернутом золотнике вентиля рекомендуется накачать с помощью компрессора до давления, превышающего нормальную величину, а затем, ввертывая золотник и выпуская из шины воздух, установить требуемое давление.

При правильном обслуживании шин обеспечивается их большая долговечность.

Основным условием длительного срока службы шин является поддержание нормального внутреннего давления. Давление в шинах необходимо проверять ежедневно. Важно также, чтобы направляющие колеса были установлены правильно, иначе они проскальзывают по дороге, а это вызывает повышенное изнашивание.

Шины следует предохранять от попадания на них топлива и масла так как они разъедают шины. При появлении даже небольших повреждений шины следует немедленно ремонтировать. Во время длительных стоянок крана на базе шины полагается разгружать, вывешивая кран на аутригерах, а давление в шинах снижать.

Хранить шины рекомендуется в полутемных сухих помещениях. Покрышки надо устанавливать на стеллажи в вертикальном положении, а камеры, слегка подкачав, развешивать на полукруглых вешалках. Бескамерные шины необходимо хранить в специальной упаковке с бортовыми распорками.

Читать далее:

Категория: - Ходовые устройства и механизмы передвижения


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Ходовые устройства и механизмы передвижения гусеничных кранов


Остались вопросы по теме:
"Ходовые устройства и механизмы передвижения пневмоколесных кранов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы