Строительные машины и оборудование, справочник





Обязанности обслуживающего персонала по безопасной эксплуатации машин

Категория:
   Техника безопасности и охрана окружающей среды



Обязанности обслуживающего персонала по безопасной эксплуатации машин

Безопасность труда машиниста и лиц, участвующих в эксплуатации автомобильных подъемника, вышки, автопогрузчика, кранов, автогрейдеров, автовышек и автогидроподъемников, автокомпрессоров зависит как от качества и технического состояния машины, рациональной организации перемещения грузов при выполнении работ, так и от уровня знаний и мастерства обслуживающего персонала. Эксплуатацию машин обслуживающий персонал должен осуществлять в условиях обеспечивающих безопасность производства работ и охрану окружающей среды.

К управлению подъемно-транспортными и строительными машинами допускаются лица, прошедшие обучение по программам, утвержденным Министерством образования РФ, и аттестованные квалификационной комиссией. Машинисту выдается удостоверение об аттестации с указанием типа машины, к управлению которой он допущен. Машинисты должны иметь также удостоверение водителя грузового автомобиля, выданное ГАИ. При переводе на новую машину машинист должен пройти соответствующую стажировку и его подготовленность к работе на машине другого типа определяется комиссией предприятия-владельца новой машины.

Предприятие-владелец машины согласовывает проект производства работ на объекте, проводит частичное и полное техническое освидетельствование машины, периодически проверяет состояние сборочных единиц опорного основания, проверяет соблюдение установленного порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию, участвует в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний требований безопасности труда машинистом и обслуживающим персоналом, принимает меры по соблюдению требований безопасности труда при эксплуатации машины и устранению неисправностей ее составных частей и сборочных единиц, назначает машиниста для работы на машине, выдает спецодежду в соответствии с нормами.

Организация-заказчик машины для работы на объекте обеспечивает проектами производства работ и технологическими картами, составляет перечень применяемых грузозахватных устройств и схемы строповки грузов, выполняет мероприятия по безопасному производству работ в зоне действия машины, устраивает пути с беспросадочным основанием для движения машины на объекте, проверяет выполнение технического освидетельствования съемных грузозахватных устройств и их маркировку, назначает стропальщиков для обвязки и зацепки грузов при их перемещении автомобильными кранами, автопогрузчиком, определяет и указывает машинисту и стропальщику место и порядок безопасного складирования конструкций, инструкцией машиниста и стропальщика по вопросам безопасного выполнения предстоящей работы, не допускает без наряда-допуска производство работ машинами вблизи линий электропередач, обеспечивает в соответствии с нормами освещение места производства работ в ночное время, не допускает в рабочую зону посторонних лиц, обеспечивает сохранность машины на объекте по окончании смены.

Машинист должен знать инструкцию по эксплуатации, которая прикладывается к машине предприятием-изготовителем, а также инструкцию (предприятия-владельца) по безопасному ведению работ на объекте применения, нормы расхода горючего, рабочей жидкости, смазочных материалов, электроэнергии за смену или на выполняемые работы, технологию монтажа и демонтажа рабочего оборудования.

Обязанности машиниста по соблюдению правил техники безопасности перед началом работы: осмотр машины, проверка исправности тормозов, ознакомление с рабочей зоной на объекте и установка машины в ней в соответствии с проектом производства работ (технологической картой), проверка исправности грузозахватных приспособлений, ознакомление с опасными грузами и веществами. До начала установки машины в рабочей зоне машинист должен выяснить уклон и несущую способность площадки под выносные опоры или проходы. Площадка должна выдерживать нагрузку от колес и выносных опор и находиться вне зоны случайного падения предметов с высоты. По пути следования к объекту и при передвижении в пределах рабочей зоны и фронта работ машинист должен включать муфту сцепления машины плавно, без рывков. Недовык-лючение и медленное включение приводит к повышенному трению в дисках муфты и преждевременному их износу, а резкое включение может привести к поломке деталей двигателя и аварии. При выходе из строя двигателя машинист должен принять экстренные меры для остановки машины.

Во время работы машинист обязан: не допускать на машину посторонних лиц при выполнении рабочих движений; не устанавливать машину на площадках с уклоном более 3°; соблюдать расстояние от бровки котлована или траншеи до ближайшей опоры (колеса, выносной опоры); применять сигнализацию, установленную для выполнения производственных операций на объекте; перемещаемые в горизонтальном направлении грузы приподнимать на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов; следить за отсутствием людей в провеете между поднимаемым или опускаемым грузом и выступающими частями зданий и транспортных средств.

По окончании смены машинист обязан: не оставлять рабочую площадку на высоте и груз в подвешенном состоянии, поставить машину в отведенное для нее место и затормозить ее, остановить двигатель, сообщить своему сменщику о всех неполадках в работе машины и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

Во время передвижения машины от эксплуатационной базы на объект и с одного объекта на другой машинист должен иметь в виду, что при попадании колеса на дороге в выемку, наезде на камни устойчивость машины снижается на 30—40%. При движении на размокших дорогах нежесткого типа надо соблюдать особую осторожность, т.к. они становятся скользкими, на них резко увеличивается тормозной путь, возможны занос и опрокидывание в кювет. Машинист должен быть особо внимателен во время переезда через железнодорожные пути в установленных местах, не допуская переключения скоростей, выключения сцепления, движения в два ряда в одном направлении, обгон других машин.

Во время заправки машинист становится так, чтобы ветер относил от него пары и брызги топлива. Операцию выполняют в рукавицах. При доливе воды в систему охлаждения пробку радиатора открывают медленно, чтобы пар из него выходил постепенно, во избежание ожога горячим паром лица и рук.
При нахождении машины на территории, опасной в пожарном отношении, машинист обязан предупредить об этом обслуживающий персонал, запретить курить, предотвратить пользование открытым огнем, не допускать искрообразования. Кроме того машинист не должен пользоваться открытым огнем и курить при заправке машины топливом, смене рабочей жидкости, не допускать наличия легковоспламеняющихся веществ у выхлопной трубы; при возникновении пожара необходимо заглушить двигатель.


Читать далее:

Категория: - Техника безопасности и охрана окружающей среды





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины