Работы с кранами относятся к числу работ повышенной опасности.
Для обеспечения соблюдения правил техники безопасности предприятие-владелец кранов назначает ответственных лиц, в число которых входят:
1) работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. В его обязанности входит надзор за техническим состоянием машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, за состоянием подкрановых путей, за правильностью приемов работ, соблюдением правил личной безопасности, освидетельствование грузоподъемных машин, участие в аттестациях ‘и проверке знаний работников, контроль за выполнением предписаний органов технадзора;
2) ответственный за исправное состояние грузоподъемных машин, обязанности которого состоят в обеспечении регулярных осмотров и ремонтов оборудования, наблюдении за выполнением крановщиками производственных инструкций, хранение технической документации на оборудование;
3) ответственный за безопасное перемещение грузов кранами (выделяется
на каждом участке работ и в каждой смене). В его обязанности входит организация работ по обеспечению правильной установки кранов и допуска на работе персонала соответствующей квалификации, установлению мест, порядка и габаритов складирования грузов, по применению съемных грузозахватных приспособлений соответствующих типов и т. п.
Таблица 1.4
Рекомендации по применению кранов на строительстве мостов
Условия применения кранов должны, как правило, в каждом отдельном случае устанавливаться проектом производства работ (ППР). ППР определяет расположение складов, подъездных путей и производственных участков, пути перемещения и места установки кранов в рабочем положении, конструкцию подкрановых путей и площадок, освещение рабочих мест, схемы строповки грузов и конструкции съемных грузозахватных приспособлений, устройство ограждений и др.
Значительное влияние на условия эксплуатации и безопасную работу кранов оказывают конструкция и состояние подкрановых путей. Пути железнодорожных кранов устраивают по нормам МПС, в остальных случаях конструкция путей устанавливается в ППР. В проекте рельсового пути указывают: тип рельсов, тип и длину шпал, типы скреплений и подкладок, материал и размеры балластного слоя, радиусы кривых, продольные и поперечные уклоны, конструкции тупиковых упоров и заземления пути. Безопасную работу кранов на возводимых (пролетные строения) или вспомогательных (подмости, плавучие средства) сооружениях проверяют расчетом соответствующих конструкций на нагрузки, передающиеся через крановый путь или через опорные площадки (выносные опоры) кранов. Балластный слой рельсовых путей козловых кранов устраивают из щебня, гравия или песка. Расстояние от края шпалы до бровки балластной призмы принимают равным 200 мм, заложение откосов призмы назначают равным полуторной ее высоте при щебеночном и двойной при песчаном балласте. .
Работа крана на насыпных грунтах допускается только после их уплотнения. Плотность грунта в местах перемещения и работы пневмоколесных и гусеничных кранов должна быть достаточна для восприятия опорных давлений колес, аутригеров и гусениц. Особо тщательная подготовка требуется для грунтовых площадок под пневмоколесные краны, развивающие значительные (до 6—7 кгс/см2) удельные опорные давления. Для уменьшения удельных давлений под аутригеры кранов устраивают площадки из брусьев или шпал. Пути перемещения пневмоколесных кранов в необходимых случаях усиляют путем устройства подсыпки из песка или шлака или посредством применения временных дорог из сборных железобетонных плит. Для предупреждения понижения несущей способности грунта (при увлажнении) площадки под краны должны быть обеспечены надежным водоотводом. Уклоны подкрановых путей и площадок не должны превышать значений, принятых при расчете грузовой и собственной устойчивости и указанных в паспорте крана. Обычно они составляют 2—3°, а для стреловых полноповоротных кранов предельные уклоны иногда уменьшают с увеличением длин стрел. При определении уклонов необходимо учитывать возможные их увеличения вследствие просадок грунта.
При установке кранов, например жестконогих дерриков, их фундаменты рассчитывают на передачу опорных давлений по методике расчета фундаментов мелкого заложения.
По условиям производства мостостроительных работ нередко возникает необходимость установки кранов у откосов котлована. Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса до ближайшей опоры крана в случае передачи давления на поверхность грунта назначают по табл. 1.5. При несоблюдении этого расстояния котлован должен быть укреплен, а ограждение его рассчитано с учетом горизонтального давления грунта от опорного давления крана.
Таблица 1.5
Допустимые расстояния от основания откосов котлована до опор крана (м)
Допускается подъем только свободных грузов, т. е. таких, которые не создают какого-либо дополнительного (кроме собственного веса) сопротивления подъему. Недопустимо использование кранов для отрыва “примерзших или вытаскивания заваленных грузов, а также для заводки монтажных элементов в проектное положение, если такая заводка связана с дополнительными нагрузками на кран.
Для ряда специализированных и специальных кранов условием обеспечения устойчивости служит надежное заанкеривание их (жестконогие деррик-краны, консольные и шлюзовые краны для навесного монтажа железобетонных мостов) за возводимые конструкции или (жестконогие деррик – краны) за специальные фундаменты. На действие анкерных усилий должны быть рассчитаны также возводимые конструкции или фундаменты. Во всех случаях подъем и перемещение грузов могут выполняться только при вертикальном положении грузового полиспаста. Ввиду этого не допускается использование крана для подтаскивания грузов, а также оттягивание грузов при их подъеме, так как возможен разворот грузов, не связанный с перемещением его центра тяжести. Учитывая возможные неточности в определении веса, грузы, близкие к предельным, поднимают в два этапа. На первом этапе груз поднимают на высоту 100 мм и после проверок устойчивости крана, действия тормозов и состояния строповки опускают. На втором этапе груз поднимают в заданное положение. Операцией опускания исключают (за счет податливости канатов) резкие динамические воздействия на кран в момент начала подъема висящего груза.
Перемещение стреловых кранов с грузом разрешается, если это предусмотрено инструкцией завода-изготовителя. Как правило, при таком перемещении стрела должна быть расположена вдоль продольной оси крана, а совмещение рабочих операций его не допускается. Такая схема работы при пневмоколесных кранах ввиду создаваемых ими повышенных удельных давлений на грунт допускается только при наличии площадки или проезда с твердым покрытием.
Таблица 1.6
Расчетные замедления и длины тормозных путей кранов
При перемещении тяжелых мостовых конструкций, в частности при установке пролетных строений, нередко возникает необходимость в одновременной работе двух кранов (обычно стреловых или козловых). Подобного рода-операции нужно выполнять в строгом соответствии с требованиями ППР или технологических карт под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство- работ по перемещению грузов кранами или специально Назначенного инженерно-технического работника. В ППР определяется последовательность рабочих операций (подъем, изменение вылета, поворот) по каждому крану, схемы (строповки грузов и траектории их движения с учетом нагрузок на краны и характеристик грузоподъемности кранов.
Таблица 1.7.
Требуемая освещенность рабочих мест
При применении кранов разной грузоподъемности необходимо учитывать
различие в скоростях подъема. Особое внимание должно быть обращено на подготовку основания под краны и исключение просадок, приводящих к перераспределению нагрузки между кранами. Важная задача ППР — учет габаритов кранов, элементов возводимых сооружений и складируемых элементов, а также расположения линий электропередач. Расстояние между поворотной частью стрелового крана (при любом его положении ) и неподвижным препятствием должно быть не меньше 1 м. Горизонтальный просвет между конструкциями передвижных кранов других типов, например козловых, и препятствием должен быть не менее 0,7 м на высоте до 2~м и не менее 0,4 м на высоте больше 2 м. Работа стреловых кранов на расстоянии ближе 30 м от воздушных линий электропередач или электрических сетей допускается только по специальному наряду-допуску и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. Перед горизонтальным перемещением груз необходимо поднять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Это условие может определить требуемые параметры крана.
(Большое влияние на безопасность (и производительность) подъемно-транспортных операций оказывает конструкция съемных грузозахватных органов, т.е. строповочных приспособлений — захватов, стропов, траверс. Для повторяющихся однотипных элементов нужно разрабатывать специальные приспособления. К числу наиболее надежных“конструкций для работы с тяжелыми железобетонными блоками относятся такие, при которых блок подхватывается снизу или через отверстия в бетоне без применения строповочных петель. Требуется, чтобы ветви канатных стропов общего назначения составляли с вертикалью угол не менее 45°. Не допускается продолжительное нахождение элементов в подвешенном к крану состоянии, что вызывает необходимость в приспособлениях для временного закрепления элементов в проектном положении с целью их быстрой расстроповки г
Места подъемно-транспортных операций должны быть хорошо освещены с обеспечением хорошей видимости перемещаемого груза и сигналов строполыцика (табл. 1.7). Места строповки грузов обычно освещают осветительными установками кранов, а другие места производства работ—стационарными осветительными установками строительной площадки.
Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности работающего персонала как во время обслуживания и ремонта машин, так и в период производства работ, основными для которых являются — запрещение нахождения людей под поднимаемым грузом и стрелой крана, а также их нахождение, в транспортных средствах (полувагонах, кузовах автомашин) при погрузке или разгрузке. Первое из этих требований необходимо учитывать, в частности, при разработке циклограмм монтажа стальных пролетных строений с ездой понизу, когда монтажный кран устанавливают на верхних поясах главных ферм.
Организацию подъемно-транспортных работ нужно разрабатывать с учетом, климатических условий. Краны, а также съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для эксплуатации при расчетной температуре воздуха ниже минус 40°, необходимо изготавливать в северном исполнении. Меры личной безопасности работающих в зимних условиях надо разрабатывать с учетом пониженной видимости при снегопадах, ухудшении слышимости звуковых сигналов, стеснения движений в зимней одежде и т. п.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основы техники безопасности при работе с кранами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы