Безопасность труда машиниста и лиц, участвующих в эксплуатации автомобильных подъемника, вышки, автопогрузчика, кранов, автогрейдеров, автовышек и автогидроподъемников, автокомпрессоров зависит как от качества и технического состояния машины, рациональной организации перемещения грузов при выполнении работ, так и от уровня знаний и мастерства обслуживающего персонала. Эксплуатацию машин обслуживающий персонал должен осуществлять в условиях обеспечивающих безопасность производства работ и охрану окружающей среды.
К управлению подъемно-транспортными и строительными машинами допускаются лица, прошедшие обучение по программам, утвержденным Министерством образования РФ, и аттестованные квалификационной комиссией. Машинисту выдается удостоверение об аттестации с указанием типа машины, к управлению которой он допущен. Машинисты должны иметь также удостоверение водителя грузового автомобиля, выданное ГАИ. При переводе на новую машину машинист должен пройти соответствующую стажировку и его подготовленность к работе на машине другого типа определяется комиссией предприятия-владельца новой машины.
Предприятие-владелец машины согласовывает проект производства работ на объекте, проводит частичное и полное техническое освидетельствование машины, периодически проверяет состояние сборочных единиц опорного основания, проверяет соблюдение установленного порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию, участвует в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний требований безопасности труда машинистом и обслуживающим персоналом, принимает меры по соблюдению требований безопасности труда при эксплуатации машины и устранению неисправностей ее составных частей и сборочных единиц, назначает машиниста для работы на машине, выдает спецодежду в соответствии с нормами.
Организация-заказчик машины для работы на объекте обеспечивает проектами производства работ и технологическими картами, составляет перечень применяемых грузозахватных устройств и схемы строповки грузов, выполняет мероприятия по безопасному производству работ в зоне действия машины, устраивает пути с беспросадочным основанием для движения машины на объекте, проверяет выполнение технического освидетельствования съемных грузозахватных устройств и их маркировку, назначает стропальщиков для обвязки и зацепки грузов при их перемещении автомобильными кранами, автопогрузчиком, определяет и указывает машинисту и стропальщику место и порядок безопасного складирования конструкций, инструкцией машиниста и стропальщика по вопросам безопасного выполнения предстоящей работы, не допускает без наряда-допуска производство работ машинами вблизи линий электропередач, обеспечивает в соответствии с нормами освещение места производства работ в ночное время, не допускает в рабочую зону посторонних лиц, обеспечивает сохранность машины на объекте по окончании смены.
Машинист должен знать инструкцию по эксплуатации, которая прикладывается к машине предприятием-изготовителем, а также инструкцию (предприятия-владельца) по безопасному ведению работ на объекте применения, нормы расхода горючего, рабочей жидкости, смазочных материалов, электроэнергии за смену или на выполняемые работы, технологию монтажа и демонтажа рабочего оборудования.
Обязанности машиниста по соблюдению правил техники безопасности перед началом работы: осмотр машины, проверка исправности тормозов, ознакомление с рабочей зоной на объекте и установка машины в ней в соответствии с проектом производства работ (технологической картой), проверка исправности грузозахватных приспособлений, ознакомление с опасными грузами и веществами. До начала установки машины в рабочей зоне машинист должен выяснить уклон и несущую способность площадки под выносные опоры или проходы. Площадка должна выдерживать нагрузку от колес и выносных опор и находиться вне зоны случайного падения предметов с высоты. По пути следования к объекту и при передвижении в пределах рабочей зоны и фронта работ машинист должен включать муфту сцепления машины плавно, без рывков. Недовык-лючение и медленное включение приводит к повышенному трению в дисках муфты и преждевременному их износу, а резкое включение может привести к поломке деталей двигателя и аварии. При выходе из строя двигателя машинист должен принять экстренные меры для остановки машины.
Во время работы машинист обязан: не допускать на машину посторонних лиц при выполнении рабочих движений; не устанавливать машину на площадках с уклоном более 3°; соблюдать расстояние от бровки котлована или траншеи до ближайшей опоры (колеса, выносной опоры); применять сигнализацию, установленную для выполнения производственных операций на объекте; перемещаемые в горизонтальном направлении грузы приподнимать на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов; следить за отсутствием людей в провеете между поднимаемым или опускаемым грузом и выступающими частями зданий и транспортных средств.
По окончании смены машинист обязан: не оставлять рабочую площадку на высоте и груз в подвешенном состоянии, поставить машину в отведенное для нее место и затормозить ее, остановить двигатель, сообщить своему сменщику о всех неполадках в работе машины и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.
Во время передвижения машины от эксплуатационной базы на объект и с одного объекта на другой машинист должен иметь в виду, что при попадании колеса на дороге в выемку, наезде на камни устойчивость машины снижается на 30—40%. При движении на размокших дорогах нежесткого типа надо соблюдать особую осторожность, т.к. они становятся скользкими, на них резко увеличивается тормозной путь, возможны занос и опрокидывание в кювет. Машинист должен быть особо внимателен во время переезда через железнодорожные пути в установленных местах, не допуская переключения скоростей, выключения сцепления, движения в два ряда в одном направлении, обгон других машин.
Во время заправки машинист становится так, чтобы ветер относил от него пары и брызги топлива. Операцию выполняют в рукавицах. При доливе воды в систему охлаждения пробку радиатора открывают медленно, чтобы пар из него выходил постепенно, во избежание ожога горячим паром лица и рук.
При нахождении машины на территории, опасной в пожарном отношении, машинист обязан предупредить об этом обслуживающий персонал, запретить курить, предотвратить пользование открытым огнем, не допускать искрообразования. Кроме того машинист не должен пользоваться открытым огнем и курить при заправке машины топливом, смене рабочей жидкости, не допускать наличия легковоспламеняющихся веществ у выхлопной трубы; при возникновении пожара необходимо заглушить двигатель.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обязанности обслуживающего персонала по безопасной эксплуатации машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы