Устройство
Система питания состоит из одного (у автомобилей УАЗ-451М, УАЗ-451ДМ и УАЗ-452Д) или двух (у автомобилей УАЗ-452, УАЗ-452В и УАЗ-452А) топливных баков, топливопроводов, фильтра-отстойника, топливного насоса, фильтра тонкой очистки топлива, карбюратора, воздушного фильтра и впускной трубы.
Топливные баки изготавливают из освинцованной листовой стали. Наливную горловину топливных баков плотно закрывают пробкой, которая подобно пробке радиатора имеет впускной и выпускной клапаны, предотвращающие образование разрежения или чрезмерного повышения давления в топливных баках. Впускной клапан открывается при разрежении в баке в 0,01—0,03 кГ/см2, а выпускной — при давлении в баке, равном 0,11—0,16 кГ/см2.
При открытии того или иного клапана полость бака сообщается с атмосферой.
Фильтр-отстойник установлен между топливным баком и топливным насосом. Его назначение — предотвратить попадание в топливный насос механических частиц размером более 0,05 мм, не задерживаемых сетчатым фильтром приемной трубки топливного бака.
Фильтрующий элемент состоит из набора алюминиевых пластин, имеющих отверстия для прохода очищенного топлива и выступы высотой 0,05 мм, которые образуют в пакете щели для прохода топлива.
Топливный насос диафрагменного типа, приводится в действие эксцентриком распределительного вала.
Работает насос следующим образом. Эксцентрик, набегая на конец рычага, заставляет другой его конец вместе со штоком и диафрагмой опускаться вниз. В верхней полости создается разрежение, открывающее впускной клапан и засасывающее топливо в полость над диафрагмой. Возвратный ход диафрагмы осуществляется пружиной. Под ее воздействием диафрагма выталкивает топливо через нагнетательный клапан в карбюратор.
Величина хода диафрагмы, а следовательно, и количество подаваемого насосом топлива автоматически изменяются в зависимости от расходуемого двигателем топлива, так как при заполненной поплавковой камере карбюратора до нормального уровня давление пружины диафрагмы не может преодолеть усилия игольчатого клапана карбюратора. Диафрагма насоса находится при этом в нижнем положении, а рычаг привода качается на оси вхолостую до тех пор, пока не откроется игольчатый клапан карбюратора.
Для ручной подкачки топлива в карбюратор предусмотрен рычаг.
Фильтр тонкой очистки топлива установлен между топливным насосом и карбюратором.
Фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента, отстойника, резиновой прокладки, распорной пружины и скобы с гайкой-барашком. Фильтрующий элемент изготавливают из керамики или из мелкой сетки.
Карбюратор К-22И однокамерный, вертикальный, с падающим потоком смеси, балансированной поплавковой камерой, экономайзером и ускорительным насосом. Он состоит из трех основных частей: крышки, корпуса и смесительной камеры, соединенных между собой винтами.
В крышке карбюратора размещены воздушная заслонка с автоматическим предохранительным клапаном, жиклер ускорительного насоса, поплавковый механизм с игольчатым клапаном и балансировочный канал.
Балансировочный канал, соединяющий поплавковую камеру с приемным воздушным патрубком, предотвращает переобогащение горючей смеси при загрязнении воздушного фильтра.
В корпусе карбюратора размещены все основные дозирующие приспособления карбюратора.
Блок распылителей состоит из распылителя главного жиклера, распылителя компенсационного жиклера и жиклера мощности. Канал распылителя главного жиклера выходит в малый диффузор, а канал распылителя компенсационного жиклера и жиклера мощности — в большой диффузор.
Через распылитель главного жиклера топливо вытекает на всех режимах работы двигателя (кроме холостого хода), так как его устье находится всегда в зоне максимальных разрежений. Через распылитель компенсационного жиклера и жиклера мощности топливо вытекает только при большом открытии дросселя, когда в узком сечении большого диффузора создается достаточное разрежение.
К системе холостого хода топливо из поплавковой камеры поступает через компенсационный жиклер и жиклер мощности.
Ускорительный насос и экономайзер конструктивно объединены вместе и имеют общий привод. Ускорительный насос состоит из поршня, нагнетательного клапана, жиклера ускорительного насоса и обратного клапана. При открывании дросселя усилие на поршень передается не через шток, а через пружину, надетую на шток, вследствие чего достигается затяжной впрыск топлива, которое вытесняется через нагне-тг;тельный клапан и жиклер в воздушный тракт карбюратора.
При полностью открытом дросселе поршень ускорительного насоса своим выступом отжимает шарик клапана экономайзера, размещенного в нижней части колодца ускорительного насоса.
В корпусе смесительной камеры расположены дроссель, два выходных отверстия системы холостого хода, сечение одного из которых регулируют коническим винтом, и отверстие для трубки вакуумного регулятора.
Воздушный фильтр инерционно-масляный состоит из двух основных частей: корпуса с масляной ванной и крышки с фильтрующим элементом. Фильтрующий элемент изготовлен из капронового волокна.
При прохождении через фильтр воздух подвергается двойной очистке. При резком изменении направления движения перед поступлением в фильтрующий элемент тяжелые частицы пыли, находящиеся в воздухе, не успевают вместе с воздухом изменить направление движения и попадают в масляную ванну. В фильтрующем элементе воздух, пройдя через его поры, очищается от мельчайших частиц пыли, а также от капелек масла, которые он захватил из масляной ванны. Капельки масла стекают из фильтрующего элемента в масляную ванну и увлекают за собой осевшие на элементе частицы пыли.
Впускной трубопровод, отлитый из серого чугуна, прикреплен с правой стороны к головке цилиндров через железо-асбестовую прокладку. В средней части впускной трубопровод четырьмя болтами соединен с выпускным трубопроводом. В этой части впускной трубопровод подогревается отработавшими газами, что улучшает испарение топлива и делает работу двигателя более экономичной. Степень подогрева регулируется автоматически в зависимости от температурного состояния двигателя при помощи подвижной заслонки (рис. 34) и связанных с ней биметаллической спиральной пружины и противовеса. На холодном двигателе заслонка занимает положение, показанное на рисунке сплошными линиями. При этом отработавшие газы омывают нижнюю стенку впускного трубопровода и прогревают его. По мере прогрева двигателя пружина заслонки нагревается и, закручиваясь, позволяет грузику повернуть заслонку в положение, указанное на рисунке штриховыми линиями. В этом случае интенсивность подогрева уменьшается. Для исключения влияния температуры окружающего воздуха на работу биметаллической спирали ее закрывают кожухом.
Управление дросселем и воздушной заслонкой осуществляется с рабочего места водителя.
Дроссель имеет ножной и ручной приводы, а воздушная заслонка— только ручной.
Дроссель открывается при нажатии на педаль или вытягивании на себя кнопки тяги привода. Воздушная заслонка при вытягивании на себя кнопки тяги привода закрывается.
Техническое обслуживание
Топливные баки. При проведении ТО-2 необходимо:
— слить отстой воды и грязи через сливные отверстия в дне баков;
— прочистить в пробке отверстия, соединяющие клапаны с ат« мосферой.
Один раз в год (осенью или весной) промыть баки. Систематически следить за герметичностью и креплением баков.
Фильтр-отстойник. При ТО-1 из фильтра-отстойника слить отстой грязи и воды через сливное отверстие. Перед зимним сезоном эксплуатации Снять и промыть в бензине или ацетоне фильтрующий элемент. Разбирать его не следует. После промывки фильтрующий элемент продуть сжатым воздухом давлением не более 1 кГ/см2, чтобы не вызвать повреждения фильтрующих пластин.
Топливный насос. Из отстойника топливного насоса и с поверхности головки периодически удалять отстой грязи и воды. Чтобы вынуть фильтр из насоса, надо ослабить винт коромысла отстойника, отвести в сторону коромысло и снять отстойник.
При установке отстойника на место нужно тщательно cледить за сохранностью прокладки, устанавливаемой между ним и головкой. Повреждение этой прокладки вызывает подсос воздуха при работе насоса.
При проведении ТО-2 проверить крепление насоса к двигателю, состояние гибкого топливопровода и герметичность соединения его с топливным насосом.
Наличие подтекания топлива из насоса через контрольное отверстие свидетельствует о неисправности диафрагмы. В этом случае необходимо снять насос, разобрать его и заменить диафрагму новой.
Карбюратор. Уход за карбюратором сводится к периодической проверке герметичности всех соединений, проверке работы ускорительного насоса и экономайзера, проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере, регулировке малых оборотов холостого хода двигателя, периодической чистке, продувке и промывке карбюратора от смолистых отложений, проверке размеров топливных и воздушных жиклеров.
Уровень топлива в поплавковой камере проверяют при появлении признаков переобогащения или переобеднения рабочей смеси, а также после разборки карбюратора с целью промывки его деталей и проверки работы его систем.
Для проверки уровня необходимо:
— вывернув регулировочную иглу главного жиклера вместе с гайкой, слить топливо из поплавковой камеры;
— к корпусу регулировочной иглы присоединить при помощи резинового шланга стеклянную трубку с внутренним диаметром не менее 9 мм и рычагом ручной подкачки топливного насоса заполнить поплавковую камеру топливом;
— замерить уровень топлива по нижней линии мениска в стеклянной трубке, который должен быть ниже плоскости разъема крышки карбюратора с корпусом на 19—21 мм и не должен повышаться при подкачке топлива в течение 1—2 мин.
Если уровень топлива выше или ниже указанного, то необходимо снять крышку поплавковой камеры и подогнуть или отогнуть язычок а до получения размера Н величиной 33± 1 мм. Такое положение поплавка соответствует нормальному уровню топлива в поплавковой камере.
Работу двигателя на малых оборотах холостого хода регулируют на прогретом двигателе. Перед регулировкой необходимо проверить зазоры в контактах прерывателя, между электродами свечей зажигания, клапанами двигателя, а также герметичность впускного трубопровода, так как даже при незначительном подсосе воздуха во впускной трубопровод отрегулировать малые обороты холостого хода невозможно. Регулируют работу двигателя на малых оборотах винтом «качества», регулирующим количество топливо-воздушной эмульсии, подаваемой через систему холостого хода в смесительную камеру карбюратора, и винтом «количества», регулирующим величину открытия дросселя, что обеспечивает необходимое количество рабочей смеси.
Порядок регулировки следующий.
При открытой воздушной заслонке вывертывают винт (регулирующий открытие дросселя), добиваясь устойчивой работы двигателя при возможно малых оборотах коленчатого вала.
Вращая винт (регулирующий количество топливо-воздушной эмульсии), добиваются наибольших оборотов коленчатого вала при заданном положении дросселя.
Вывертывая винт, уменьшают обороты коленчатого вала и вновь винтом добиваются наибольших оборотов коленчатого вала. Обычно эту операцию повторяют 2—3 раза.
Регулировка должна обеспечить надежный пуск двигателя, устойчивую работу его на малых оборотах и минимальный расход топлива. При правильной регулировке двигатель не должен останавливаться при резком открытии и закрытии дросселя.
Пропускную способность главного жиклера регулировочной иглой регулируют в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и качества применяемого топлива. Положение иглы у различных карбюраторов неодинаково и колеблется в пределах 1,5—2 оборотов от положения полного закрытия.
В каждом отдельном случае проводят более точную регулировку иглы.
Для этого необходимо:
— прогреть двигатель до температуры 80 °С;
— поднять задний мост автомобиля на устойчивые подставки так, чтобы колеса не касались пола; выключить передний мост; пустить двигатель и включить прямую передачу; при помощи кнопки ручного привода открыть дроссель настолько, чтобы спидометр показывал 50 км/ч;
— отвернуть иглу главного жиклера на два оборота дополнительно к тому положению, при котором двигатель работает;
— завертывать иглу по ‘Д оборота, прислушиваясь к равномерности и тону работы двигателя; завертывание иглы прекратить при уменьшении показаний спидометра на 5—8 км/ч и появлении перебоев в работе двигателя;
— отвернуть иглу по ‘/в оборота до прекращения перебоев в работе двигателя и заметного увеличения показаний спидометра;
— выключить зажигание, завернуть иглу, сосчитав ее обороты для определения полученной регулировки, и снова отвернуть ее на найденное число оборотов.
После такой регулировки может оказаться, что при эксплуатации автомобиля будут появляться «провалы» в работе карбюратора при переходе с одного режима на другой. Особенна это заметно при неполностью прогретом двигателе. В таком случае необходимо отвернуть иглу еще на Ve оборота.
Если автомобиль работает на коротких рейсах с частыми продолжительными остановками, следует давать более богатую смесь.
Зимой рабочая смесь должна быть несколько богаче, чем летом. Правильное пользование регулировочной иглой главного жиклера дает возможность существенно экономить бензин.
Момент включения экономайзера проверяют и регулируют в том случае, если двигатель не развивает полной мощности или перерасходует топливо. При правильной регулировке в момент включения экономайзера зазор между выступом рычага дросселя и осью эксцентрика минимальных оборотов должен быть в пределах 6,2—6,8 мм.
Момент включения экономайзера регулируют, вращая в ту или другую сторону гайку на штоке поршня ускорительного насоса, для чего крышку поплавковой камеры предварительно снимают. Начало включения экономайзера отчетливо ощущается рукой по возросшему сопротивлению повороту дросселя.
С целью промывки деталей карбюратора и проверки работы его отдельных систем и пропускной способности жиклеров необходимо разбирать его 1—2 раза в год во время очередного ТО-2. Подробнее об этих работах см. раздел «Ремонт карбюратора».
Уход за воздушным фильтром. Чер.ез ТО-1, а при работе автомобиля на особо пыльных дорогах — ежедневно, промывать воздушный фильтр.
Для этого необходимо:
— снять фильтр, разобрать и промыть в керосине или бензине корпус и крышку с фильтрующим элементом, затем фильтрующий элемент окунуть в масло и дать ему стечь;
— залить в корпус свежее или отработанное, но отстоявшееся масло (0,25 л). Собрать фильтр и поставить на место.
Следует иметь в виду, что воздушный фильтр работает правильно до тех пор, пока его фильтрующий элемент покрыт пленкой масла. Если он сухой, то фильтр пропускает пыль в двигатель.
Засорение фильтрующего элемента приводит к уменьшению наполнения цилиндров свежим зарядом и, следовательно, к потере мощности двигателя.
Уход за трубопроводом заключается в периодической подтяжке болтовых соединений и контроле за работой термостата и заслонки подогрева смеси. Заедание заслонки в летний период в положении подогрева приводит к появлению «хлопков» в карбюраторе, а заедание заслонки в зимний период в положении, отключающем подогрев, приводит к ухудшению смесеобразования и потере мощности двигателя.
Если при устранении заедания заслонки термостат снимали с выпускной трубы, то устанавливать его на место надо в следующем порядке:
— повернуть ось заслонки против часовой стрелки до упора; вставить пружину в кожух термостата и надеть их на ось заслонки так, чтобы внутренний конец пружины вошел в прорезь оси заслонки, а наружный находился бы примерно на 1/3 оборота по часовой стрелке от упорного штифта;
— при помощи отвертки повернуть наружный конец пружины против часовой стрелки и зацепить его за упорный штифт. Надеть на ось заслонки противовес, расположив его горизонтально вправо от оси;
— вставить в прорези оси заслонки и противовеса фиксатор; установить ограничитель поворота заслонки так, чтобы он расположился под упорным штифтом, и в этом положении закрепить все детали на оси заслонки болтом.
Один раз в год необходимо снять впускную трубу для удаления из нее смолистых отложений, которые, сужая проходные сечения, приводят к снижению мощности двигателя. Освобождаются от отложений путем нагрева впускного трубопровода до красного каления и последующей промывки его. При незначительных отложениях последние можно удалять кипячением трубопровода в течение 4 ч в растворе, состоящем из следующих компонентов, г:
После кипячения трубопровод промыть струей горячей воды. Приводы дросселя и воздушной заслонки проверяют и по необходимости регулируют при проведении ТО-2, а также в том случае, если имеется подозрение, что при нажатии на педаль до отказа дроссель открывается не полностью.
Сначала регулируют ножной, а затем ручной привод дросселя и привод воздушной заслонки.
Для регулировки ножного привода дросселя необходимо:
— отъединить конец оттяжной пружины валика привода дросселя от рычага 4 валика;
— освободить гайку крепления рычага валика; отвести назад рычаг 4 валика до положения полного закрытия дросселя (насколько это позволит винт холостого хода) и, придерживая его в этом положении, повернуть педаль управления дросселем вместе с валиком привода дросселя в такое положение, чтобы расстояние от пола до верхнего конца педали было равно 120 ±5 мм;
— затянуть в этом положении гайку крепления рычага валика и зацепить за рычаг валика оттяжную пружину.
Ручной привод дросселя регулируют изменением длины тяги. При закреплении ее конца в шарнирной муфте рычага ручного привода необходимо добиться, чтобы дроссель при вдвинутой до отказа кнопке тяги полностью закрывался, а при вытянутой на себя кнопке открывался не менее чем на 3Д полного открытия.
Привод воздушной заслонки регулируют также изменением длины проволочной тяги, конец которой закрепляют в шарнирной муфте рычага воздушной заслонки. При полностью вытянутой на себя кнопке привода воздушная заслонка должна плотно закрываться. При полностью открытой воздушной заслонке кнопка привода может не доходить до упора в панель на 2 мм.
Кнопки тяг ручного привода дросселя и воздушной заслонки, будучи вытянутыми на себя, должны удерживаться в любом положении.
Тяги при их тугом перемещении в оболочках смазывают аналогично смазке тяги привода жалюзи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cистема питания автомобилей УАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы