Устройство
На автомобилях установлено сухое однодисковое сцепление с гасителем крутильных колебаний, обеспечивающее передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию 17 кГм.
Основными его частями являются ведомый диск в сборе с фрикционными накладками и нажимный диск в сборе с кожухом и оттяжными рычагами выключения сцепления.
Кожух сцепления стальной, штампованный, прикреплен к маховику шестью центрирующими болтами и имеет три окна, в которые входят выступы чугунного нажимного диска.
Между кожухом сцепления и нажимным диском установлены шесть пружин.
Усилие пружин обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимный диск на ведомый диск сцепления. Для предупреждения передачи тепла пружинам под них со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы.
Нажимный диск сцепления в сборе с рычагами и кожухом проходит на заводе статическую балансировку. Допустимая величина дисбаланса не более 36 Гсм. При балансировке высверливают отверстия диаметром 11 мм в бобышках нажимного диска, предназначенных для установки нажимных пружин.
Ведомый диск стальной с приклепанными фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер), состоящий из восьми пружин, опорной пластины и двух фрикционных шайб.
Ступица ведомого диска может свободно перемещаться по шлицам ведущего вала коробки .передач.
Для выключения сцепления служат три рычага. Рычаги имеют по два шарнирных соединения. Одно из них при помощи игольчатого подшипника связывает рычаг с нажимным диском, а другое — соединяет рычаг с опорной вилкой, закрепленной на кожухе.
Конструкция второго шарнира представляет собой палец с лыской и ролик, установленные в отверстии рычага, и позволяет рычагу изменять расстояние между осями шарниров и свободно поворачиваться во время выключения. На концах рычагов установлены регулировочные винты.
Привод выключения сцепления механический, осуществляется при помощи подвесной педали, двух тяг и толкателя.
Для выключения сцепления нужно нажать ногой на педаль сцепления. Перемещение педали заставляет вилку передвинуть муфту с установленным на ней упорным шариковым подшипником вперед и нажать на головки регулировочных винтов. Рычаги, поворачиваясь на осях, отводят нажимный диск назад и выключают сцепление.
Техническое обслуживание
При первом техническом обслуживании (ТО – 1) нужно:
— проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления изменением длины толкателя;
— смазать смазкой 1-13 (жировой) подшипник выключения сцепления. Для этого необходимо повернуть крышку колпачко-вой масленки 4 на 2—3 оборота. Следует избегать излишней смазки этого подшипника, так как смазка может попасть на диск сцепления, вызвать пробуксовку и нарушить работу сцепления;
— смазать ось промежуточных рычагов через пресс-масленку пресс-солидолом «С» или солидолом «С».
При втором техническом обслуживании (ТО-2) необходимо выполнить все работы, предусмотренные при ТО-1, со следующими дополнениями.
Проверить полный ход педали и работу сцепления. При необходимости отрегулировать сцепление.
Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются фрикционные накладки ведомого диска сцепления и опорные поверхности маховика и нажимного диска. Это ведет к уменьшению свободного хода педали сцепления, ослаблению силы нажатия пружин нажимного диска и уменьшению зазора между головками винтов рычагов и подшипником выключения сцепления.
При большом износе фрикционных накладок этот зазор может уменьшиться настолько, что при движении автомобиля подшипник будет нажимать на головки винтов и появится пробуксовка сцепления (неполное включение).
Несвоевременная регулировка свободного хода педали вызывает повышенный износ фрикционных накладок, нагрев нажимного диска и разрушение подшипника выключения.
Зазор между головками винтов рычагов и упорным подшипником выключения сцепления должен быть равен 2,5 мм, а свободный ход педали сцепления — 28—35 мм.
Регулировка положения педалей сцепления и тормоза и свободного хода педали сцепления. Площадки педалей сцепления и тормоза должны находиться на одинаковом уровне от пола, а ход педалей до упора в пол должен быть равен 150±5 мм. Положение площадок педалей регулируют упорными кронштейнами (рис. 3), имеющими удлиненные отверстия для болтов.
Для регулировки свободного хода педали сцепления необходимо:
— отъединить оттяжные пружины педали и вилки выключения сцепления;
— ослабив контргайку толкателя, вращать упорный наконечник толкателя до установки требуемой длины;
— по окончании регулировки затянуть контргайку.
Регулировать можно также изменением длины горизонтальной тяги, имеющей на конце регулировочную вилку.
При правильной регулировке сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться (не должно «вести»).
Не следует регулировать зазор перемещением винтов рычагов выключения сцепления, так как это может привести к нарушению одновременного нажатия кольцом подшипника всех головок винтов и неполному выключению сцепления.
Регулировать зазор вращением головки винтов допускается только при ремонте сцепления, когда можно проверить расстояние от поверхности нажимного диска до головки винта.
Снятие, разборка и ремонт сцепления
При длительной эксплуатации нарушается нормальная работа сцепления.
Основными деталями, требующими замены или ремонта, являются ведомый и нажимный диск сцепления и подшипник выключения сцепления.
Для ремонта сцепление необходимо снять с автомобиля (не снимая двигателя) и разобрать. После разборки и промывки деталей нужно проверить их состояние и выявить пригодность для дальнейшей работы.
Снимать сцепление необходимо в порядке, указанном ниже:
— отъединить карданные валы у автомобиля УАЗ-451М от коробки передач, а у автомобиля УАЗ-452 от раздаточной коробки;
— снять оттяжную пружину и вынуть вилку выключения сцепления; отвернуть колпачковую масленку для смазки подшипника выключения сцепления и опустить конец шланга масленки внутрь картера сцепления;
— снять с автомобиля УАЗ-451М коробку передач, а с автомобиля УАЗ-452 коробку передач в сборе с раздаточной коробкой и закрепленными на них деталями (муфтой выключения сцепления и пластиной крепления коробки передач и раздаточной коробки);
— снять нижнюю (штампованную) часть картера сцепления; через нижний люк картера сцепления отвернуть постепенно, чтобы не деформировать опорные лапы, все болты крепления кожуха сцепления к маховику;
— сдвинув сцепление немного назад, вынуть сперва ведомый, а затем нажимный диск вместе с кожухом сцепления.
Осмотр и ремонт ведомого диска. При осмотре ведомого диска выявляют состояние фрикционных накладок (отсутствие трещин и замасливания поверхности), а также целостность латунных заклепок. При проверке или замене фрикционных накладок обращают внимание на то, чтобы накладки плотно прилегали к диску и на них не было масла. Диск следует заменить новым, если имеются признаки его перегрева. Это может быть следствием пробуксовывания или значительного износа.
Накладки требуют замены, если расстояние от их поверхности до головок заклепок составляет не более 0,3 мм.
Для устранения возможности повреждения пружинных пластин при смене фрикционных накладок предварительно высверливают заклепки, а затем осторожно их выбивают. Накладки приклепывают трубчатыми латунными заклепками. После развальцовки на головках заклепок не должно быть надрывов и трещин. Расстояние от головки заклепки до поверхности накладки должно быть не менее 1 мм.
При осмотре ведомого диска выявляют изношенность шлицев ступицы и вала. Нельзя допускать большого бокового зазора или износа шлицев, что может вызвать перекос и заедание диска при включении. Зазор в шлицах должен быть выдержан в пределах, указанных в табл. 8.
Ведомый диск после приклепки к нему пластин проверяют на торцовое биение и дисбаланс. Для этого ступицу диска устанавливают на вспомогательную оправку или на шлицы запасного ведущего вала, зажатого в центрах токарного станка.
Поворачивая диск, замеряют индикатором торцовое биение, которое не должно превышать 0,7 мм на радиусе 120 мм. При большей величине биения диск правят.
Статическую балансировку ведомого диска осуществляют при помощи грузиков, которые укрепляют в отверстиях ведомого диска.
Проверку можно проводить на двух горизонтально расположенных призмах, на которых установлена оправка с диском.
Дисбаланс ведомого диска сцепления в сборе не должен превышать 180 Гсм.
Осмотр нажимного диска в сборе с кожухом. Если при осмотре нажимного диска в сборе с кожухом будут обнаружены поломанные пружины, коробление диска или задиры и забоины на его рабочей поверхности, узел разбирают.
На заводе коленчатый вал с маховиком балансируют вместе со сцеплением, а на маховике и кожухе ставят метки «О». Поэтому для сохранения балансировки при установке сцепления на место необходимо совместить метку на кожухе с меткой на маховике.
Разборка нажимного диска в сборе с кожухом. Разбирать нажимный диск в сборе с кожухом и собирать его следует в приспособлении или на прессе. Порядок разборки этого узла на прессе приведен ниже.
Перед разборкой сделать метки на кожухе и нажимном диске для сохранения заводской балансировки.
Установить нажимный диск на пресс, предварительно положив под нажимный диск и на кожух деревянные бруски так, чтобы лапки кожуха могли свободно передвигаться вниз. Нажав прессом на брусок, установленный на кожухе, постепенно отвертывать болты крепления вилок рычагов выключения сцепления и плавно отпустить пресс.
Снять кожух сцепления, пружины и теплоизолирующие асбестовые шайбы.
Расшплинтовать и вынуть пальцы крепления рычагов выключения сцепления из ушков нажимного диска; вынуть иглы подшипников (по 19 игл в каждом).
Расшплинтовать и вынуть пальцы и ролики шарнирного соединения рычагов с вилками.
Снять напильником металл, зачеканенный в прорези на концах регулировочных винтов рычагов выключения сцепления, чтобы винт можно было свободно вращать. Эту операцию выполняют только в случае ремонта сцепления и регулировки положения головок винтов рычагов.
Поверхность нажимного диска при наличии на ней задиров и кольцевых рисок вследствие износа или коробления можно исправить проточкой и шлифовкой. Толщина снятого при обработке металла должна быть не более 1,5 мм.
В этом случае при сборке для обеспечения нормального натяга пружин устанавливают под теплоизолирующие асбестовые шайбы дополнительные стальные шайбы, по толщине равные величине снятого слоя металла.
Если дополнительной обработкой исправить нажимный диск не удается, то его заменяют.
Поломанные или имеющие признаки потемнения из-за перегрева пружины нажимного диска заменяют новыми. У пружин, не имеющих дефектов, проверяют длину и величину усилия при сжатии. Полученные данные сравнить с приведенными в табл. 9 значениями для новых пружин.
Пружины необходимо подбирать по величине усилия и, по возможности, заменять все пружины новыми (комплектно). Завышенная разница- в величине усилия пружин может вызывать перекос нажимного диска.
При отсутствии новых пружин можно ставить бывшие в работе (взятые из нескольких сцеплений) после рассортировки их на группы.
В сцеплении автомобилей установлены шесть пружин нажимного диска.
Пружины разбиты на две группы в зависимости от величины нагрузки.
При сборке сцепления нужно пользоваться пружинами только одной группы.
Сборку нажимного диска с кожухом сцепления выполняют в следующей последовательности.
Установить в отверстиях для подшипника в рычагах по 19 игл (при сборке нужно предохранить иглы от выпадания, смазывая их техническим вазелином или солидолом).
Для сборки игл можно также установить в отверстия рычагов резиновые шарики диаметром 8 мм, а затем вставлять иглы в зазор между шариком и стенкой отверстия рычага.
Установить подсобранные рычаги выключения сцепления с иглами в ушки нажимного диска, вставить пальцы и зашплинтовать. При установке пальцев резиновые шарики выталкиваются наружу.
Положить на пресс деревянную подкладку, а на нее нажимный диск так, чтобы лапки кожуха могли свободно передвигаться вниз. Установить на диск теплоизолирующие асбестовые шайбы и пружины (одной группы). В случае проточки нажимного диска положить под асбестовые шайбы и металлические.
Установить кожух сцепления, совместив сделанные при разборке метки на кожухе и нажимном диске. Проверить правильность установки пружин (один конец пружины устанавливают на прилив нажимного диска, а другой на отбортовку кожуха сцепления) и ушков нажимного диска в отверстиях кожуха.
Положить деревянный брусок на кожух и нажать на него прессом.
Ввернуть в вилки рычагов выключения сцепления болты, соединяющие вилки с кожухом.
Отпустить пресс и снять подсобранный узел.
У подсобранного узла необходимо отрегулировать положение головок винтов рычагов выключения сцепления.
Регулировка положения головок винтов рычагов выключения сцепления. Для выполнения этой операции необходимо следующее.
Установить собранный нажимный диск с кожухом на маховик, положив между нажимным диском и маховиком новый ведомый диск или три металлические подкладки толщиной 9 мм.
Равномерно затянуть все болты крепления кожуха к маховику.
Регулируя положение винтов рычагов выключения сцепления, установить расстояние от головок винтов до поверхности маховика, равное 54,5 ±0,75 мм. Концы головок винтов всех трех рычагов должны лежать в плоскости, параллельной поверхности маховика, с точностью 0,4 мм.
Зачеканить металл конусной поверхности рычагов в прорези винтов.
Отвернуть (равномерно) болты крепления кожуха и снять с маховика собранный нажимный диск с кожухом.
Замена переднего подшипника ведущего вала коробки передач. Для замены переднего подшипника ведущего вала необходимо снять сцепление и выпрессовать подшипник при помощи съемника.
При установке нового подшипника на место нужно заложить в него смазку 1-13 (жировую) и обратить внимание на то, чтобы защитная шайба подшипника была обращена назад, в сторону сцепления.
При разборке и сборке привода выключения сцепления проверяют величину усилия, создаваемого оттяжными пружинами вилки и педали сцепления. Если пружины ослабли, их заменяют новыми.
Установка сцепления
Сцепление устанавливают в последовательности, обратной его снятию.
Поверхности трения маховика и нажимного диска перед сборкой протереть бензином.
При установке ведомого и нажимного дисков в сборе с кожухом сцепления на маховик необходимо:
— ведомый диск устанавливать короткой стороной ступицы к маховику;
— метки «О», выбитые на кожухе сцепления и маховике (около отверстия для болта крепления кожуха), совместить, иначе может быть нарушена балансировка коленчатого вала с маховиком и сцеплением в сборе;
— перед затяжкой болтов крепления кожуха с маховиком вставить вспомогательную оправку или запасной ведущий вал коробки передач в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и подшипника на коленчатом валу и сцентрировать ведомой диск относительно маховика;
— болты крепления кожуха сцепления затягивать равномерно во избежание коробления кожуха.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cцепление автомобилей УАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы