На дизелях СМД-31 и СМД-23/24 применяется схема электрооборудования напряжением 24В. Установленные на них стартер и генератор конструктивно исполнены именно под это напряжение.
На дизелях имеются подсоединительные места для установки датчиков и сигнализаторов технического состояния: датчики давления масла ММ-355, температуры воды ТМ-100В, сигнализаторы аварийной температуры воды ТМ-111А и аварийного давления масла ММ-106Б.
Генератор предназначен для питания потребителей электрической энергией и подзарядки аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации.
На дизелях выпуска до второго полугодия 1990 г. были установлены генераторы 122.3701 мощностью 1 кВт и номинальным напряжением 28 В. Они работали в комплекте с реле-регулятором напряжения типа РР-356Б (или 25.3702) и аккумуляторной батареей.
Генератор представляет собой бесконтактную пятифазную однои-менно-полюсную машину с односторонним электромагнитным возбуждением и выпрямительным блоком БПВ 22-100. Он состоит из статора (рис. 78), ротора, передней и задней крышек с запрессованными передним и задним шариковыми подшипниками закрытой конструкции, выпрямительного блока, шкива, крыльчатки для охлаждения выпрямительного блока, крышки выпрямительного блока, катушки возбуждения.
На дизели более позднего выпуска устанавливают генератор 701.3701, который работает в режиме самовозбуждения, с аккумуляторной батареей и без нее. От генератора 122.3701 он отличается наличием двух клемм; возможностью сезонной регулировки напряжения “Зима – Лето”; ресурсом до первого капитального ремонта в 10 000 моточасов; уменьшенной массой генератора (7,3 кг вместо 10,5 кг); крышка регулирующего устройства изготовлена из пластмассы; более надежным креплением к кронштейну дизеля благодаря встроенной в заднюю лапу подвижной разрезной втулке.
При установке генератора 701.3701 регулятор напряжения 25.3702 или РР-356В не применяется, так как в этот генератор в отличие от 122.3701 встроен регулятор напряжения.
Проверка генератора 122.3701. Работоспособность генератора 122.3701 на комбайне следует проверять в таком порядке: включите потребители электрической энергии; установите частоту вращения коленчатого вала, близкую к номинальной, и замерьте напряжение. Для этого подключите вольтметр между выводом “+” и “массой” генератора. Напряжение должно быть 28 ± 0,6 В при исправном реле-регуляторе напряжения. Напряжение между выводом Д и корпусом генератора должно быть 28 ± 1 В.
Генератор может работать в схеме электрооборудования как с аккумуляторной батареей, так и без нее. В последнем случае после транспортирования или хранения комбайна генератор перед началом его эксплуатации при необходимости следует подмагничивать кратковременной подачей к обмотке возбуждения постоянного тока напряжением 24 В. При этом ““ источника тока подключают к клемме ““, а “-” – к клемме М генератора при подключенном реле напряжения. Время подмагничивания не более 5 с.
Разборка и сборка генератора при замене сборочных единиц. Генератор 122.3701 разбирают в такой последовательности:
– отворачивают винты и снимают крышку выпрямителя;
– отсоединяют четыре монтажных провода от клемм;
– отворачивают винты и снимают выпрямительный блок;
– отворачивают гайку и снимают крыльчатку;
– отворачивают гайку и снимают шкив со шпонкой;
– отворачивают гайки и вынимают три стяжных болта передней и задней крышек;
– устанавливают технологическую втулку на торцы колец заднего подшипника и снимают заднюю крышку
– снимают статор;
– снимают задний подшипник с вала ротора; отворачивают винты и снимают крышку; выпрессовывают ротор из передней крышки; отворачивают винты и снимают катушку возбуждения;
– выпрессовывают из крышки передний подшипник. Собирают генератор в обратной последовательности, кроме установки заднего подшипника, запрессовку которого следует выполнять после установки задней крышки на статор и затяжки трех стяжных болтов передней и задней крышек. При этом усилие запрессовки следует передавать одновременно на внутреннее и наружное кольца подшипника, а базой должен быть торец внутреннего кольца переднего подшипника.
Перед установкой крышки необходимо через отверстия в крышке протянуть выводы статора и обмотки возбуждения.
В процессе разборки и сборки генератора следует учесть следующее:
– при запрессовке подшипника базой является металлическая часть каркаса катушки возбуждения и усилие необходимо передавать на торцы внутреннего и наружного колец подшипника;
– при запрессовке вала ротора в переднюю крышку базой является внутреннее кольцо подшипника;
– при запрессовке шкива необходимо делать упор на торце вала ротора со стороны выпрямительного блока;
– при съеме шкива, выпрессовке вала ротора с передней крышки.
Генератор не требует технического обслуживания. В процессе эксплуатации при переходе к осенним работам необходимо провести переключение с летнего режима работы на зимний (рис. 79), а при подготовке к уборочному сезону, наоборот, с зимнего на летний.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование на дизелях"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы