Открытые беструбные электропроводки для освети-тельных сетей выполняются проводами с резиновой и пластмассовой изоляцией и небронированными кабелями сечений до 16 мм2. Открытая прокладка проводов выполняется по строительным основаниям, фермам и конструкциям, на изоляторах, на лотках, в коробах, на тросах. По сравнению с электропроводками в трубах открытые беструбные электропроводки обладают значительными преимуществами: менее трудоемки, более экономичны по стоимости монтажа, надежны и удобны в эксплуатации, поскольку их легко осмотреть и заменить.
С помощью монтажных изделий и деталей можно заранее изготовлять и комплектовать на стендах и технологических линиях в мастерских крупноразмерные узлы проводок и целые линии освещения. Открытые* электропроводки всех конструкций в той или иной степени допускают их предварительную заготовку вне зоны монтажа, в мастерских электромонтажных организаций.
Тросовые электропроводки (рис. 8) монтируют с наиболее высокой степенью индустриализации в две стадии. Их монтаж не зависит от состояния строительных работ на объекте, 90% всего объема монтажа выполняется в мастерских вне зоны монтажа. Тросовые проводки — наиболее дешевые проводки, имеющие ограниченное количество креплений на единицу длины. Область применения этого вида открытых проводок самая разнообразная, тросовые проводки могут быть применены в любых условиях среды путем выбора соответствующей этим условиям марки провода или кабеля. Допускается применение тросовых электропроводов и во взрывоопасных зонах.
Монтаж тросовым проводом марки APT наиболее соответствует требованиям индустриального монтажа, так как он содержит между тремя или четырьмя свитыми проводами собственный несущий трос.
Заготовку узлов тросовых проводок выполняют по замерам, выполненным на месте монтажа, или по рабочим чертежам без предварительных замеров по месту. В первом случае электромонтажник-замерщик составляет эскизы линий тросовой проводки по замерам на месте, на которых фиксирует точные размеры между торцевыми креплениями к стенам или колоннам, промежуточные подвески, места установки ответвительных коробок и светильников.
При заготовке тросовых проводок без замеров по месту эскиз-заказ составляют по рабочему чертежу. Длину троса определяют по размерам помещения, указанным на чертеже, с соответствующей разбивкой мест установки светильников. В типовом эскизе указывают также вид анкерного крепления, марки проводов, типы светильников.
Расстояния между промежуточными подвесками, ответвительными коробками и светильникам*!, а также диаметры троса подвесок и растяжек в зависимости от приходящейся на них нагрузки (массы осветительной арматуры, проводов и кабелей, троса) выбираются в соответствии с проектом.
Монтаж заготовленных участков тросовой проводки заключается в подвеске, регулировании стрелы провеса и закреплении тросовой заготовки на установленных в первой стадии монтажа анкерных, натяжных и поддерживающих устройствах и подвесках. Стрела провеса троса в пролетах между креплениями в соответствии со СНиП должна быть в пределах от 1/40 до 1/60 длины пролета.
Фактически стрелу провеса для пролета в 6 м рекомендуется принимать 100-150 мм, для пролета 12 м-200-250 мм. В практике работ эта монтажная операция производится в два приема: предварительная подвеска и натяжка и окончательная натяжка проводки натяжным устройством с регулировкой стрелы провеса.
Доставленный на объект комплект заготовки тросовой проводки разматывается на полу цеха со специальных крестовин и временно закрепляется на высоте до 1,5 м для правки и устранения дефектов, возникших при транспортировке. Производятся также подвеска и подключение светильников (если они не были смонтированы на тросовой линии в мастерских).
Затем тросовую проводку поднимают на проектную отметку, трос одним концом закрепляют за анкерное устройство, ослабляют натяжной болт и производят предварительную натяжку троса, чтобы свободно надеть противоположный конец троса на второе анкерное устройство. Одновременно трос в пролете заводится в ранее установленные вертикальные промежуточные подвески и оттяжки. Затем производят окончательную натяжку несущего троса и регулировку стрелы провеса натяжными муфтами или анкерными болтами, выполняют заземление троса и всех металлических деталей, подключение линии к питающей сети и проверку на световой эффект. Несущие тросы нужно заземлять в двух точках на концах линии. На линиях с нулевым проводом заземление выполняют присоединением несущего троса к нулевому проводу гибкой медной перемычкой сечением 2,5 мм2, на линиях с изолированной нейтралью — присоединением несущего троса к шине, соединенной с контуром заземления.
Металлические части всех элементов тросовой проводки, не имеющие окраски или гальванопокрытий, а также оголенные участки троса и анкерное устройство в местах их соприкосновения смазывают техническим вазелином. Металлические скобки и полоски для крепления проводов и кабелей должны иметь защитное покрытие от коррозии и мягкие прокладки из прессшпана, пергамина, рубероида, выступающие из-под скобок на 1,5-2 мм равномерно с обеих сторон.
Ответвления к светильникам и другим электроприемникам выполняются в ответвительных пластмассовых коробках (при непосредственном креплении проводов и кабелей к тросу) и с помощью ответвительных сжимов в пластмассовом корпусе (при креплении проводов на подвесках). Коробки закрепляют винтами на отрезках перфорированной полосы или ленты. Применяется конструкция из монтажной полосы, с помощью которой вместе с ответвительной коробкой к тросу крепится светильник любого типа.
Коробки устанавливаются также на стальных пластинах, на которых выштампованы крючки (язычки). Пластины этими крючками надевают на проволоку и клещами загибают их книзу. Закрепить коробки к пластине можно также винтами, скобкам или шплинтами.
Светильник в зависимости от его типа, массы, условий транспортировки, отдаленности объекта и других местных условий монтируется на технологической линии (без стекла) либо непосредственно на монтаже. В этом случае в мастерской светильники только комплектуются и подготовляются места их крепления. Светильники, подвешиваемые к тросу, должны располагаться на одной горизонтали, что достигается изменением длины подвесок.
Для соединения и ответвления тросовых проводов марки APT применяют ответвительные коробки типа У-245 (рис. 10) для жил сечением до 10 мм2 и типа У-246 для жил сечением до 25 мм2. Ответвление производится в ответвительных сжимах с пластмассовым корпусом без разрезания фазных и нулевого проводов. Внутри коробки имеется скоба с планкой для закрепления ее на тросе, выступающие из коробки концы скобы имеют отверстия для закрепления коробки на вертикальной подвеске и для подвески светильника.
Зануление троса провода марки APT выполняется гибкой перемычкой из медного провода ПГВ сечением 2,5 мм2, соединяемой с нулевым проводом (внутри коробки) и тросом (снаружи коробки) с помощью ответвительных сжимов.
Затем тросовую проводку поднимают на проектную отметку, трос одним концом закрепляют за анкерное устройство, ослабляют натяжной болт и производят предварительную натяжку троса, чтобы свободно надеть противоположный конец троса на второе анкерное устройство. Одновременно трос в пролете заводится в ранее установленные вертикальные промежуточные подвески и оттяжки. Затем производят окончательную натяжку несущего троса и регулировку стрелы провеса натяжными муфтами или анкерными болтами, выполняют заземление троса и всех металлических деталей, подключение линии к питающей сети и проверку на световой эффект. Несущие тросы нужно заземлять в двух точках на концах линии. На линиях с нулевым проводом заземление выполняют присоединением несущего троса к нулевому проводу гибкой медной перемычкой сечением 2,5 мм2, на линиях с изолированной нейтралью — присоединением несущего троса к шине, соединенной с контуром заземления.
Металлические части всех элементов тросовой проводки, не имеющие окраски или гальванопокрытий, а также оголенные участки троса и анкерное устройство в местах их соприкосновения смазывают техническим вазелином. Металлические скобки и полоски для крепления проводов и кабелей должны иметь защитное покрытие от коррозии и мягкие прокладки из прессшпана, пергамина, рубероида, выступающие из-под скобок на 1,5-2 мм равномерно с обеих сторон.
Ответвления к светильникам и другим электроприемникам выполняются в ответвительных пластмассовых коробках (при непосредственном креплении проводов и кабелей к тросу) и с помощью ответвительных сжимов в пластмассовом корпусе (при креплении проводов на подвесках). Коробки закрепляют винтами на отрезках перфорированной полосы или ленты. Применяется конструкция из монтажной полосы, с помощью которой вместе с ответвительной коробкой к тросу крепится светильник любого типа.
Коробки устанавливаются также на стальных пластинах, на которых выштампованы крючки (язычки). Пластины этими крючками надевают на проволоку и клещами загибают их книзу. Закрепить коробки к пластине можно также винтами, скобкам или шплинтами.
Светильник в зависимости от его типа, массы, условий транспортировки, отдаленности объекта и других местных условий монтируется на технологической линии (без стекла) либо непосредственно на монтаже. В этом случае в мастерской светильники только комплектуются и подготовляются места их крепления. Светильники, подвешиваемые к тросу, должны располагаться на одной горизонтали, что достигается изменением длины подвесок.
Для соединения и ответвления тросовых проводов марки APT применяют ответвительные коробки типа У-245 (рис. 10) для жил сечением до 10 мм2 и типа У-246 для жил сечением до 25 мм2. Ответвление производится в ответвительных сжимах с пластмассовым корпусом без разрезания фазных и нулевого проводов. Внутри коробки имеется скоба с планкой для закрепления ее на тросе, выступающие из коробки концы скобы имеют отверстия для закрепления коробки на вертикальной подвеске и для подвески светильника.
Зануление троса провода марки APT (рис. 4) выполняется гибкой перемычкой из медного провода ПГВ сечением 2,5 мм2, соединяемой с нулевым проводом (внутри коробки) и тросом (снаружи коробки) с помощью ответвительных сжимов. Трос должен быть заземлен у концов линии не менее чем в двух местах Можно выполнить заземление троса подсоединением свободного конца петли или гибкой стальной перемычкой ПГС-35, привариваемый к шине заземления.
Простейшим видом открытых электропроводок и наиболее старой их конструктивной формой являются электропроводки на изоляторах. Они имеют применение преимущественно в цехах промышленных предприятий для линий общего освещения и открытых магистралей. Необходимые конструкции и детали для крепления изоляторов и проводов изготовляются заводами. Каждая конструкция представляет собой металлическое основание с укрепленными на нем троллейбусными изоляторами № 2820; провода закрепляются на изоляторах специальными держателями.
Армирование изоляторов с помощью джута или пеньки малопроизводительно. В процессе эксплуатации джут высыхает и изоляторы срываются с крюков. При заливке цементным и серным раствором требуется длительное время на затвердевание заливочной массы, в изоляторах часто появляются трещины вследствие внутренних механических перенапряжений из-за различных коэффициентов линейного расширения фарфора, армировки и стального стержня.
Армирование штыревых изоляторов на воздушных линиях до 10 кВ и линиях связи с помощью полиэтиленовых колпачков облегчает и ускоряет монтаж и демонтаж изоляторов, повышает качество сочленения изоляторов со штырями и крюками и улучшает изоляцию линий. Полиэтиленовый колпачок представляет собой усеченный конус, полый внутри, с резьбой на наружной стороне для надежного соединения с изолятором. Перед насадкой на крюк или штырь полиэтиленовые колпачки погружают в воду, нагретую до 80-90 °С, на 5-7 мин. Нагретый колпачок насаживают на крюк или штырь легкими ударами деревянного молотка. Штыревой изолятор навертывается на колпачок, насаженный на штырь или крюк, вручную строго по резьбе без перекосов до упора.
Заготовку узлов электропроводов для прокладки на изоляторах можно выполнять индустриальным способом “а стендах в мастерских. С помощью механизмов и приспособлений, установленных на стенде, провода разрезают на мерные отрезки, зачищают изоляцию в местах ветвлений, закрепляют зажимы в пластмассовом кор-Усе в местах присоединений, комплектуют в узлы и ркируют бирками. Заготовленные и скомплектованные; 1,1 проводок в бухтах доставляют в контейнерах на монтажную площадку.
Электропроводки на лотках и в коробах. Прокладка проводов и кабелей освещения на лодках и в коробах выполняется индустриальным способом монтажа. Все изделия и детали, с помощью которых собираются крупные блоки из отдельных секций лотков, поставляются заводами. Опорными конструкциями для установки лотков служат элементы сборных кабельных конструкций, монтажные перфорированные профили и полосы, кронштейны. Кроме того, лотки комплектуются другими деталями заводского изготовления: разделительными уголками, прижимами для крепления лотков к опорным конструкциям, скобками, бандажами, обоймами, подвесками и пряжками для укладки и крепления на лотках проводов и кабелей пучками. Перфорированные монтажные профили и ленты применяют для разветвлений и поворота лотковых магистралей. Лотки снабжены соединительными угольниками и болтами для соединения их в лотковую магистраль.
Лотки выпускаются двух типов: сварные и перфорированные. Сварные лотки, имеющие длину секции 2 м и ширину 400 и 200 мм, представляют собой металлическую конструкцию из двух Z-образных профилей и перфорированных поперечин, приваренных через каждые 250 мм к продольным профилям точечной сваркой. Перфорированные лотки, имеющие длину секции 2 м и ширину 50 и 100 мм, представляют собой перфорированную полосу с загнутыми под прямым углом краями для усиления жесткости конструкций. Короба представляют собой прямоугольной формы профили из листовой стали со съемными крышками.
Сечение типового короба эквивалентно сечению стальной трубы диаметром 2 мм. Короба комплектуются из прямых секций, крестовин, тройников, угольников для поворота трассы в горизонтальной плоскости, по вертикали вверх и вниз, торцевых крышек и соединительных скоб. Длина прямой секции короба 3 м.
Наибольшая часть трудозатрат относится к первой стадии монтажа лотковых электропроводок — установке опорных конструкций, укладке и закреплению на них лотков, соединению последних в лотковую магистраль и ее заземлению.
Установку лотков по подготовленной трассе производят в законченных отделкой помещениях, чтобы избежать повреждения лотков при отделочных работах. Разметку трасс производят исходя из нормированных действующими правилами размеров.
Высота расположения лотков над полом или над площадкой обслуживания должна быть не ниже 2 м при установке лотков по стенам и не ниже 2,5 м при установке лотков под перекрытиями. Высота расположения лотков не нормируется при прокладке в кабельных полуэтажах, подвалах электромашинных помещений, проходах за щитами и панелями станций управления и на переходах между ними, в пространствах между двойными полами щитов, пультов и постов магнитных станций.
При пересечении лотков с трубопроводами расстояние от трубопровода до ближайшего провода или кабеля должно быть не менее 50 мм, а при параллельной прокладке- не менее 100 мм. Для трубопроводов с горючими жидкостями и газами расстояния увеличиваются и должны быть при пересечении не менее 100 мм, а при параллельной прокладке — не менее 250 мм.
Расстояния между точками крепления лотков не нормированы, но обычно они составляют 1,6-2 м. Конструкции и кронштейны для установки лотков закрепляют к строительному основанию дюбелями, забиваемыми строительно-монтажным пистолетом, приваркой к закладным деталям или металлическим конструкциям или на распорных дюбелях.
Расстояния между точками крепления коробов и между опорными конструкциями не должны превышать 3 м, т.е. не должны превышать длины одной секции. По выбранной трассе и выполненной разметке для коробов, как и для лотков, устанавливают опорные конструкции — и тросовые подвесы перекрытиям и т. п. Короба можно размещать в любом пространственном положении на любой высоте. Короба удобны для прокладки по конструкциям конвейерных, автоматических и подобных им технологических линий, мостовых кранов и других агрегатов для питания электроэнергией и управления электроприводами. Короба поступают на монтажную площадку предварительно собранными в мастерских и блоки длиной до 12 м или отдельными секциями. Укрупнение секций производят на месте монтажа. Собранные блоки поднимают, укладывают на опорные конструкции и закрепляют прижимами, скобами или подвешивают на тросовый подвесах. При укладке коробов соблюдают уклон в строку спуска к электроприемникам во избежание скоплЦ ния влаги.
Одновременно с установкой узлов секций и одиночных секций выполняют ответвления, повороты, подъемы” обходы препятствий и другие переходные элементы’ магистралей с помощью готовых конструкций и деталей а также с использованием перфорированных монтажных профилей и полос. Соединение коробов выполняют с помощью специальных соединительных планок, входящих в комплект поставки.
Аналогично осуществляется прокладка лотков Отдельные лотки и лотковые магистрали можно располагать горизонтально, вертикально и наклонно. В горизонтальной плоскости возможно их расположение в несколько ярусов. Перфорированные лотки прокладывают по нескольку штук в ряд, если требуется общая широкая несущая поверхность.
На сложных трассах с поворотами, пересечениями, ответвлениями, обходами выступов и препятствий, переходами с одной ширины или отметки на другую применяют переходные элементы из монтажных перфорированных полос, заготовляемых в мастерских. Для облегчения монтажа лотков при обходах и пересечениях применяют выносные опорные конструкции, которые обеспечивают прямолинейное расположение лотков. В пролетах цехов крепление лотков и коробов осуществляют также на несущих тросах и тросовых подвесках с применением тросовых растяжек. Для соединения лотков между собой применяют комплектно поставляемые для перфорированных лотков соединительные уголки на болтах, для секций сварных лотков — болты и соединительные планки.
Прокладка проводов и кабелей на лотках и в коробах. Узлы проводок заготовляют в мастерских на основании проекта и предварительных замеров. Длина проводов и кабелей выбирается с учетом особенностей трассы и запаса на ввод в электроприемники и на повторные соединения. После установки лотков по трассе производят прокладку узлов проводок, заготовленных в мастерских или непосредственно на объекте.
Раскладка проводов и кабелей на лотках рядами ведется с помощью механизмов и приспособлений, обеспечивающих возможность работы на высоте: переставных подмостей, лестниц-стремянок, гидравлической монтажной платформы, телескопической вышки или гидроподъемника. Кабели и провода прокладывают на лотках рядами, пучками и пакетами с соблюдением нормированных расстояний.
Кабели на лотках укладывают, как правило, в один ряд. Допускается прокладывать кабели без зазора между ними, а также пучками вплотную друг к другу в два-три слоя (в пучке) и, как исключение, в случаях, специально обоснованных в проекте, более чем в три слоя. Наружный диаметр пучка должен быть не более 100 мм; провода укладывают как в один ряд, так и пучками, но не более 12 проводов в пучке.
При горизонтальной установке лотков на прямых участках трассы крепление кабелей и проводов не требуется. Но при расположении лотков плашмя на опорных конструкциях или в вертикальной плоскости крепление следует выполнять не более чем через 1 м.
При горизонтальном расположении коробов крышкой вверх крепление кабелей и проводов в коробе не требуется. Но при расположении коробов крышкой в боковую сторону следует закреплять не реже чем через 3 м, при крышке, направленной вниз, — не реже чем через 1,5 м, а при вертикальном расположении коробов-через 1 м.
Соединения и ответвления проводов и кабелей в лотках производят в коробках или в специальных зажимах с изолированной оболочкой, которые жестко закрепляют. Последней операцией при прокладке является маркировка проводов и кабелей в начале и в конце лотков и коробов, на поворотах трассы и на ответвлениях, а также в местах подключения к электрооборудованию.
Заземление лотков и коробов осуществляется путем соединения отдельных секций в лотковую магистраль, представляющую собой непрерывную электрическую цепь. Соединенные секции лотков и коробов дополнительно приваривают (прихватывают) к соединительным деталям (пластины, угольники, скобы) и один к другому не менее чем в двух местах с каждой стороны. Магистрали из лотков и коробов присоединяют к контуру защитного заземления в концах линии не менее чем в двух местах стальной полосой сечением не менее 40X2 мм. Каждое ответвление дополнительно заземляют в конце.
При многоярусной параллельной прокладке нескольких лотковых магистралей заземление выполняют одной стальной полосой, приваренной к каждой магистрали и к контуру заземления. Сварные лотки и короба допускается использовать в качестве заземляющих проводников.
Внутрицеховая канализация электроэнергии путем прокладки проводов и кабелей на лотках и в коробах отличается гибкостью, простотой монтажа и эксплуатации. Создается удобство прокладки дополнительных кабелей или изменения трассы. Проводки на лотках применяются в помещениях с любой средой при условии прокладки на лотках проводов и кабелей, допускаемых для этих помещений.
Проводки на лотках и коробах имеют большие технико-экономические преимущества по сравнению с проводками в стальных трубах. Так, при укладке в лотках проводников в один ряд нагрузки принимаются как для открыто проложенных проводников, что по сравнению с прокладкой в стальных трубах дает экономию 40-50% проводникового материала. Экономится также и сталь, поскольку для лотков ее требуется меньше, чем для труб, в которых должны быть проложены провода. При прокладке проводов в лотках монтаж электропроводки дешевле в 1,5-2 раза, чем при прокладке в стальных трубах.
Электропроводки защищенными проводами и небронированными кабелями, проложенные непосредственно по основаниям, применяют главным образом в цехах промышленных предприятий, в сырых помещениях и в помещениях с химически активной средой.
Защищенные трубчатые провода, имеющие общую оболочку из луженой стальной или алюминиевой ленты, пригодны только для прокладки в помещениях с нормальной средой, но имеют повышенную устойчивость к механическим повреждениям.
Правилами устройства электроустановок допускается открытая прокладка небронированных кабелей марок АВРГ, АНРГ, АСРГ, АВВГ с изоляцией на номинальное напряжение 660 В в осветительных сетях взрывоопасных зон классов B-Ia, B-I6, В-1г и B-IIa при отсутствии механических и химических воздействий. В зонах класса B-Ia при открытой прокладке допускается применять небронированные кабели только с медными жилами сечением 1,5-6 мм2.
Во взрывоопасных зонах классов B-I, B-II для осветительных сетей разрешается открытая прокладка только бронированных кабелей (например, марки ВБВ для зон класса B-I и марки АВБВ для зон класса B-II).
Технология монтажа этого вида электропроводок при прокладке непосредственно по строительным конструкциям с креплением металлическими скобами требует значительных трудозатрат. Сверление отверстий сверлами с твердосплавными пластинками неэффективно, так как после трех — пяти отверстий требуется заточка сверла. Еще более трудоемка пробивка гнезд зубилом и молотком, особенно если крепление кабеля производится не скобами, а полосками, смазываемыми в пробитые отверстия. Поэтому преимущественные распространения получают другие способы крепления, требующие сравнительно меньших затрат труда.
Вместо крепления скобами непосредственно к кирпичному или бетонному основанию кабели закрепляют путем бандажирования к полосе, прибиваемой дюбель-гвоздями вдоль трассы прокладки, либо к катанке с приваренными к ней пластинами, закрепляемыми к основанию пристрелкой, а также на натянутой стальной проволоке-струне. По сравнению с креплением отдельными скобками эти способы требуют меньших трудозатрат и меньше крепежных изделий на выполнение промежуточных креплений.
Промежуточные крепления ставятся: при креплении на скобах через 0,3-0,5 м, на катанке через 0,8-1,0 м, к струне через 2-4 м.
Крепление небронированных кабелей мелких сечений и защищенных проводов по строительным основаниям производится также металлическими полосками с пряжками непосредственно к основанию или к пластинкам из листовой стали, к которым приварены точечной сваркой полоски Лоскутова, бандажными полосками к специальным держателям, приклеенным к основанию, пластмассовыми скобками (рис. 12).
Широко применяется крепление на стальных полосах, закрепленных вплотную к основанию. В качестве несущей полосы применяют монтажные перфорированные полосы и ленты шириной 16 мм и толщиной 0,8 мм, отрезки полос из отходов стального листа или лента шириной 20-30 мм и толщиной 0,8-1,5 мм.
Ленты и полосы прокладываются по трассе сплошными или с разрывами и закрепляются к основанию дюбелями-гвоздями с помощью строительно-монтажного пистолета, пиротехнической или ручной оправки, а также винтами на распорных дюбелях.
Практикой монтажа определены допустимые расстояния между точками крепления полосы — 0,8-1 м, от концов полосы до крайних точек ее крепления-50- 70 мм, разрывы между концами соседних полос составляют до 300 мм.
Кабели и провода закрепляются по образованной полосками или проволокой трассе с помощью бандажных лент и полосок с пряжками; они продеваются между основанием и несущей полосой или проволокой и бандажируют прокладываемые кабели ил» провода.
Приклеивание к основанию выполняют на специальных рифленых держателях — винипластовых или стальных дисках диаметром 25-50 мм с двумя щелями для пропускания металлической или перфорированной поливинилхлоридной ленты, которой закрепляются провода или кабели.
При использовании металлических полосок закрепляемый кабель кладут поперек установленных полосок, концы которых загибают пальцами в обхват кабеля. Соединив концы полосок над кабелем, на них надевают специальную пряжку, тянут за концы в разные стороны, отрезают у пряжки части полоски, уже не нужные для закрепления кабеля, а концы полосок, отогнутые у пряжки, прижимают к кабелю легкими ударами молотка через деревянную оправку.
Крепление кабелей бандажными полосками производят ножом-клещами, с помощью которых выступающие края бандажных полосок огибают вокруг кабеля и закрепляют замком. Расстояние между точками крепления составляет 500 мм.
Под металлические полоски и скобки при креплении кабелей марки СРГ (АСРГ) подкладывают эластичные прокладки, которые должны выступать из-под скобок или полосок не менее чем на 1,5 м с каждой стороны.
Крепление кабелей с пластмассовой оболочкой выполняется без прокладок.
Сравнительно редко применяется способ крепления на вмазанных полосках. В бетоне пробиваются гнезда диаметром 10-12 мм и глубиной 15-20 мм. В эти отверстия на цементном или алебастровом растворе вмазываются «усы», состоящие из сложенной вдвое полоски Лоскутова. Длина полоски выбирается в зависимости от числа параллельно прокладываемых проводов. После окончания малярных работ полоски отгибаются в разные стороны, прокладываются провода или кабели и закрепляются полосками с пряжками.
Прокладку небронированных кабелей по перекрытиям с ребристыми плитами выполняют на натянутой струне с креплением монтажными полосками или перфорированными пластмассовыми лентами с кнопками.
В щель между ребрами плит перекрытия вбивают стальные клинья с ушками, между ними натягивают проволоку и закрепляют с помощью крючка для подвески тросовых проводок.
Прогрессивным изделием для крепежных работ является полиэтиленовый закреп, который состоит из основания с двумя ушками для закладывания бандажных лент или зубчатых полосок-пряжек. Полиэтиленовый закреп к основанию закрепляют забиваемым оправкой дюбелем-гвездем, а на закрепе в свою очередь с помощью монтажных лент и полосок с пряжками бандажируют и закрепляют провода и небронированные кабели. Эти бандажные полоски и ленты создают весьма удобный и производительный способ крепления проводов и небронированных кабелей к предварительно заготовленным и закрепленным непосредственно к основанию металлическим полосам, струнам, лентам.
При применении для прокладки кабелей пластмассовых (из полиэтилена или капрона) пружинящих скоб кабель закладывают под отогнутую скобку, предварительно закрепленную дюбелем к основанию. Скобка при этом защелкивает кабель и прижимает его к основанию благодаря своим пружинящим свойствам. Кроме того, небронированные кабели для осветительных электропроводок могут быть проложены на лотках, в коробах и на натянутом тросе.
Во взрывоопасных зонах для прокладки кабелей групповой сети используют также металлические полосы и ленты. Расстояние между точками крепления полос к основанию не более 1000 мм и от концов и углов поворота 70 мм. Расстояние между точками крепления кабелей на прямых горизонтальных и вертикальных участках должно быть не более 500 мм. В местах поворота трассы кабели закрепляют дополнительно: от начала изгиба до ближайшей точки крепления 10-15 мм, при вводе кабеля в ответвительную коробку — от края не более 100 мм. Полосы и ленты должны быть защищены от воздействия химически активных сред гальваническими или лакокрасочными покрытиями.
Прокладка кабелей по готовой трассе заключается в заготовке мерных отрезков кабеля, прокладке и закреплении их по трассе, выполнении ответвлений в коробках, заземлении металлических оболочек.
Заготовка узлов проводок и комплектных линий производится, как правило, индустриально на стенде в мастерских монтажных организаций по данным проекта или эскизам предварительных замеров. Мерные отрезки кабеля с выполненными соединениями в коробках и маркировкой доставляют в бухтах на объект, прокладывают по подготовленной трассе и закрепляют скобками или бандажными полосками. Закрывают коробки крышками, в пазы которых укладывают уплотняющие резиновые кольца.
Прокладка защищенных проводов марки ПРФ (АПРФ) отличается некоторыми особенностями из-за жесткости внешней металлической оболочки. Выпрямление провода производится специальным приспособлением — верстачным или ручным выпрямителем, изгибание провода — клещами.
Технология прокладки небронированных кабелей мелких сечений во взрывоопасных зонах мало отличается от прокладки в помещениях с нормальной средой. Мерные отрезки кабелей выпрямляют и прокладывают по заранее подготовленной трассе на кирпичных и бетонных основаниях, по перфорированным лоткам и монтажным полосам.
Крепление производят установленными по трассе металлическими бандажными полосками и скобами, зубчатыми пластмассовыми полосками-пряжками с за-крепом, бандажными поливинилхлоридными лентами с кнопками.
Разделка концов кабеля, припайка заземляющих проводников и оболочка кабелей марки СРГ (АСРГ) и ввод концов кабеля в коробку выполняются так же, как и в обычных помещениях.
Особенностью проводок являются применение специальных ответвительных коробок и надежное уплотнение специальными сальниками вводов кабелей в проходы, коробки, корпуса светильников. С помощью этих сальников осуществляется уплотнение кабелей практически во всех случаях.
Сальники должны полностью соответствовать диаметру уплотняемых кабелей. Размеры и форма отверстия резинового кольца также должны соответствовать кабелю. Для круглых кабелей отверстие должно иметь круглую форму, для плоских двухжильных кабелей изготовляются специальные кольца из термостойкой резины. Толщина стенки кольца должна быть не менее 0,2 диаметра кабеля, но не менее 4 мм, высота уплотняющего кольца — не менее 0,7 диаметра кабеля, внутренний диаметр уплотняющего кольца — не более диаметра кабеля.
В качестве ответвительных коробок применяются пластмассовые пыленепроницаемые коробки типа У-409. Коробка состоит из корпуса и крышки с резьбой. Корпус имеет четыре патрубка с внутренней резьбой и уплотнительными резиновыми кольцами, в которые ввертывают нажимные гайки. Коробка имеет винт с простой и пружинящей шайбой для заземления и соединения металлических оболочек кабеля и две проушины с овальными отверстиями для крепления коробки к строительным основаниям на шурупах или на специальных скобах. Коробка закрепляется к скобе отгибанием в стороны выштампованных усов, на которые коробка надевается проушинами. Коробка может быть закреплена приклеиванием, основание ее выполнено с насечкой.
Коробки типа У-409 на лотках закрепляют винтами с гайками и шайбами. Кабель в вводном отверстии коробки уплотняется резиновым кольцом и штуцер-гайкой, завинчиваемой до упора в сальниковый рожок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Индустриальный монтаж открытых беструбных электропроводок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы