Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей и тракторов

Публикация:
   Источники тока

Читать далее:




Источники тока

Электрическая энергия на тракторах и автомобилях необходима для зажигания рабочей смеси в камерах сгорания цилиндров двигателя, освещения, сигнализации, пуска двигателя, приведения в действие вспомогательных механизмов. На современных машинах устанавливают, как правило, два источника энергии — аккумуляторные батареи и электрогенераторы (динамо-машины).

Аккумуляторные батареи для автомобилей и тракторов используют обычно кислотные свинцовые стартерные, пластины которых помещают в водный раствор серной кислоты. Плотность электролита у необходимо поддерживать в таких пределах: для полностью заряженного аккумулятора у= 1,31-2,24, для батарей, требующих зарядки, зимой у = 1,274-1,30, летом 1,23—1,16. Объясняется такое требование тем, что плотность электролита имеет определяющее влияние на величину напряженности электрического реле Е.

Потенциал на клеммах такого аккумулятора равен примерно 2В, при разрядке он снижается; падение его до значения менее 1,75 В вредно, поэтому не рекомендуется.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Емкость аккумулятора — это количество электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора в пределах допустимого разряда. Емкость измеряется в ампер-часах и сильно зависит от силы разрядного тока и температуры наружного воздуха.

Выключатель аккумуляторной батареи служит для отключения ее от массы при наладке электрооборудования или длительной стоянке машины. Его устанавливают на полу кабины водителя; с помощью двух кнопок водитель может включить и выключить батарею.

Электрические генераторы, применяемые на автомобилях и тракторах, могут быть постоянного и переменного тока. Последние проще по конструкции, имеют меньшие габарит и массу, более надежны в эксплуатации из-за отсутствия коллектора и обеспечивают заряд аккумуляторов при работе двигателя на малых оборотах холостого хода. В генераторах постоянного тока вследствие износа коллектора возникает около 40% неисправностей генератора, поэтому на автомобилях ГАЗ-66 ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, КрАЗ-257 в настоящее время устанавливают генераторы переменного тока. Напряжение и мощность генераторов этих машин разные, они отличаются габаритами, но имеют одинаковое устройство. Генераторы Г250-В1 и ИГ, Г270-А1 и Г271 выполнены с электромагнитным возбуждением.

Рис. 1. Устройство электрогенератора постоянного тока:
1 и 12 — алюминиевые крышки; 2 — блок диодов выпрямителя; 3 — зажим «+»; 4 и 14 — шариковые подшипники; 5 — контактные кольца; 6 — щетки; 7 — зажим Ш изолированный от массы; 8 — обмотка статора; 9 — сердечник статора; 10 — шестиполюсные наконечники ротора; 11 — обмотка возбуждения; 13 — крыльчатка; 15 — шкив; 16 — вал ротора

В начале работы генератора обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи, а затем от выпрямителя. Последний представляет собой блок кремниевых диодов, встроенный в крышку электрогенератора.

Генераторы постоянного тока автомобилей и тракторов не отличаются по устройству от стационарных генераторов.

На автомобилях МАЗ, КрАЗ и БелАЗ применяется 24-воль-товая система электрооборудования, что обеспечивает снижение силы потребляемого тока в 2 раза по сравнению с 12-вольтовой системой. Это позволяет снизить сечение проводников обмоток генератора, стартера и других приборов, в результате чего уменьшается расход меди, а также снижаются габарит, масса и стоимость приборов.

На рис. 1 представлен генератор постоянного тока. В корпусе генератора находятся обмотки возбуждения, а также сердечник якоря, набранный из штампованных пластин электротехнической стали толщиной 0,5—1,0 мм, напрессованных на шлицы вала якоря. Пластины друг от друга изолированы лаком. В пазы сердечника укладывают обмотку якоря. Концы секций обмотки припаивают к коллектору. В корпусе сделаны окна, закрытые защитной лентой. Якорь генератора вращается в шарикоподшипниках, установленных в крышках генератора. Смазка заложена в подшипники. В крышках генератора сделаны окна для охлаждения обмотки генератора. На корпусе генератора имеются три зажима (М — масса, Я— якорь генератора, Ш — обмотка возбуждения генератора), которыми генератор соединяется с реле-регулятором. При вращении якоря в магнитном поле полюсов, создаваемом обмоткой возбуждения генератора в якоре индуктируется э. д. с, создающая переменный ток, который с помощью коллектора и щеток выпрямляется в постоянный.

Электрооборудование автомобиля включает в себя источники электрической энергии (аккумуляторную батарею и генераторную установку) и ее потребители: системы зажигания, луска; приборы освещения и сигнализации; контрольно-измерительные приборы, а также дополнительное оборудование (стеклоочиститель, электровентилятор, прикуриватель и др.).

На автомобиле ЗИЛ-4331 источниками тока служат две аккумуляторные батареи и генератор, работающий совместно с регулятором напряжения и трансформаторно-выпрямительным блоком (ТВБ).

Аккумуляторная батарея состоит из шести свинцово-кислотных двухвольтовых аккумуляторов, соединенных между собой последовательно, что обеспечивает получение в цепи рабочего напряжения 12 В.

В аккумуляторы заливается электролит, состоящий из химически чистой серной кислоты (H2S04) и дистиллированной воды, который должен иметь соответствующую плотность для различных климатических условий.

Аккумуляторные батареи на автомобиле ЗИЛ-4331 соединены между собой последовательно, что обеспечивает работу стартера под напряжением 24 В. Отрицательный вывод одной (основной) аккумуляторной батареи соединяется с «массой» через выключатель, положительный ее вывод соединен с клеммой «+> генератора и отрицательным выводом второй (дополнительной) аккумуляторной батареи, зарядка которой осуществляется от генератора через ТВБ.

Генераторные установки изучаемых автомобилей включают в себя трехфазный генератор переменного тока с встроенным кремниевым выпрямительным блоком и контактно-транзисторный (на автомобилях ГАЗ-53-12) или бесконтактно-транзисторный (на автомобилях ЗИЛ) регулятор напряжения. Они предназначены для питация потребителей и заряда аккумуляторных батарей при работающем двигателе.

Генератор (рис. 2) приводится в действие от шкива коленчатого вала двигателя при помощи ременной передачи и состоит из статора, ротора, крышек, вентилятора и шкива. Статор изготовляют в виде кольца (сердечника) из отдельных стальных пластин. На его внутренней поверхности имеется 18 зубцов, на которые надеты катушки обмотки, распределенные на 3 фазы.

Ротор представляет собой вал, на котором имеются обмотка возбуждения и пар полюсов. На валу ротора, кроме того, установлены контактных кольца, через которые в обмотку возбуждения подается электрический ток. По контактным кольцам скользят щетки. Ротор вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках статора. Для охлаждения генератора на валу ротора установлена крыльчатка вентилятора. Внутри задней крышки генератора помещен выпрямительный блок.

Работа генератора происходит следующим образом. При включении зажигания ток от аккумуляторной батареи поступает в обмотку возбуждения, и вокруг нее образуется электромагнитное поле. При вращении ротора его магнитный поток пересекает витки обмоток статора, и в них индуктируется переменный ток, который затем выпрямляется выпрямительным блоком и поступает во внешнюю цепь, а также в обмотку возбуждения генератора. В связи с тем что напряжение генератора с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя возрастает и может достигнуть недопустимого значения, генераторные установки имеют реле-регуляторы, которые обеспечивают поддержание постоянного напряжения в цепи электрооборудования.

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР-362 (рис. 3) автомобиля ГАЗ-БЗ-12 установлен на панели изолированно от массы и состоит из транзистора, двух электромагнитных реле, регулятора напряжения РН и реле защиты РЗ, трех диодов и резисторов, которые защищены общей крышкой.

Рис. 2. Генератор: 1— сердечник статора; 2 — обмотка статора; 3— выпрямительный блок; 4 — контактные кольца обмотки возбуждения; 5 и 13 — шариковые подшипники; 6 — щетки; 7—пружины щеток; 8 — выводные зажимы; 9 — полюсы ротора; 10 — обмотка возбуждения ротора; 11 — стальная втулка; 12—вал ротора; 14 — шкив; 15—вентилятор; 16 — крышки

При работе генератора ток в обмотку регулятора напряжения оступает через транзистор. С увеличением частоты вращения ротор генератора и увеличением напряжения выше допустимого сердечник регулятора намагничивается и притягивает подвижный контакт к неподвижному. При этом транзистор запирается, в цепь обмотки возбуждения генератора включается добавочный резистор VRX, который уменьшает силу тока в обмотке, и напряжение генератора снижается. В результате снижения напряжения контакты регулятора размыкаются. Этот процесс повторяется с большой частотой, и напряжение генератора поддерживается около 12,5… 13,0 В.

Рис. 3. Схема контактно-транзисторного реле-регулятора РР362: РН — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты; ПО — последовательная обмотка; ВО – встречная обмотка; УО — удерживающая обмотка; Др — разделительный диод; Дос — диоды обратной связи; Э, Б. К — эмиттер, база, коллектор транзистора; ВЗ, Ш, М — зажимы реле-регулятора; ОВ — обмотка возбуждения генератора; ОС — обмотка статора генератора; КД – кремниевые диоды генератора; ВБ выключатель аккумуляторной батареи; Re — сопротивление в цепи базы транзистора; Ra — добавочное сопротивление; Ryc — ускоряющее сопротивление; Rctk -сопротивление температурной компенсации; Т – транзистор; 1 и 8 — пружины; 2 и 7 — гердечники; 3 и 6 — подвижные контакты; 4 и 5 — неподвижные контакты.

Реле защиты предохраняет транзистор от повреждения при коротких замыканиях в цепи обмотки возбуждения генератора, когда сила тока, протекающего через транзистор, резко возрастает. При таких замыканиях магнитное поле сердечника усиливается, контакты замыкаются, транзистор запирается до тех пор, пока не будет устранено замыкание.

Аккумуляторная батарея. Автомобильные аккумуляторные батареи называются стартерными, так как они используются, помимо других целей, для питания пускового электродвигателя (стартера), потребляющего большой ток 400—1100 а. Стартерная аккумуляторная батарея, устанавливаемая на автомобиле, должна удовлетворять следующим основным требованиям:
1) допускать при пуске двигателя стартером разрядку током большой силы с небольшим падением напряжения;
2) при небольших размерах и массе иметь значительную емкость;
3) быть надежной и долговечной.

Основные данные, характеризующие аккумуляторную батарею, указываются в ее маркировке, например: ЗСТ-70-ПД. Первая цифра указывает число аккумуляторов, входящих в батарею. Буквы GT означают, что батарея предназначена для использования в качестве стартерной. Число, стоящее за буквами, указывает емкость батареи в ампер-часах при десятичасовом режиме разрядки и средней температуре электролита 30” С. Если баки аккумуляторных батарей изготовляются из эбонита, то в маркировке батареи добавляется буква Э; если из асфальтопековой массы с кислотостойкими вставками, то бувка П; буква В означает, что баки асфальтонековые без вставок. При сепараторах, изготовленных из дерева или комбинации дерева с хлорвинилом или стекловолокном, добавляется буква Д или ДС; если сепараторы изготовлены из микропористого эбонита (мипор), мипласта или комбинации одного из этих материалов с хлорвинилом или стекловолокном, то ставится буква М или МС.

Генератор. Генератор служит для преобразования механической энергии в электрическую, необходимую для питания всех приборов электрооборудования автомобиля (кроме стартера) и подзарядки аккумуляторной батареи. Возникновение в генераторе э. д. с. основано на явлении индукции э. д. с. в проводнике, движущемся в магнитном поле.

Реле-регулятор. Напряжение на клеммах генератора зависит от числа оборотов его якоря, а следовательно, от числа оборотов коленчатого вала. При большом и среднем числе оборотов двигателя напряжение на клеммах генератора выше напряжения аккумуляторной батареи. Ток от генератора при этом поступает во внешнюю цепь ко всем потребителям, а также на подзарядку аккумуляторной батареи.

При уменьшении числа оборотов коленчатого вала падает напряжение генератора, которое может стать меньше напряжения аккумуляторной батареи. В этом случае батарея будет быстро разряжаться через обмотку якоря генератора, вызывая ее сильный нагрев и сгорание изоляции. Для устранения этого явления служит реле обратного тока, пропускающее ток только в одном направлении — от генератора к батарее. При обратном направлении, когда напряжение генератора меньше напряжения батареи, реле обратного тока размыкает цепь генератор — батарея.

Изменение числа оборотов якоря генератора вызывает изменение напряжения на его щетках, в то время как для потребителя электрической энергии необходимо постоянное напряжение. Для этой цели в системе батарейного зажигания имеется регулятор напряжения.

Следует отметить, что ток нагрузки генератора даже при постоянном напряжении может быть настолько велик, что это вызовет перегрев его обмоток. Ограничитель тока, применяемый в батарейном зажигании, не допускает повышения тока сверх допустимого у данного генератора предела (17—19 а) в следующих случаях: при сильно разряженной батарее, при большем числе включенных потребителей и при коротком замыкании.

Все три прибора — реле обратного тока (РОТ), регулятор напряжения (РН) и ограничитель тока (ОТ) — объединяются в одном приборе, который называется реле-регулятором.

Если двигатель не работает, то контакты реле обратного тока разомкнуты, а контакты ограничителя тока и регулятора напряжения замкнуты.

В том случае, когда двигатель работает со средним числом оборотов и напряжение генератора несколько выше напряжения аккумуляторной батареи (в пределах допустимого), то все контакты реле-регулятора замкнутд.

На отечественных автомобилях устанавливают реле-регуляторы РР-24Г (ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ЗИЛ-164А, УАЗ-450 и др.), РР-24 (М-21 «Волга») и РР-130 (ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ГАЗ-53А и др.).

Наличие в системе зажигания реле-регулятора позволяет автоматически поддерживать определенное напряжение и необходимую силу тока нагрузки данного генератора. Кроме того, при снижении числа оборотов якоря генератора до 700—800 в минуту аккумуляторная батарея начинает работать как источник тока, а при увеличении числа оборотов якоря вновь вступает в действие генератор.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей и тракторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Источники тока"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства