Самоходные изоляционные машины выпускаются двух типов: типа ИМ для изоляции трубопроводов битумными покрытиями с последующей обмоткой армирующими и защитными рулонными материалами (бумагой, бризолом, гидроизолом) и типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами. Каждый тип машин выпускается нескольких типоразмеров, которые имеют примерно одинаковую конструкцию и охватывают весь диапазон диаметров труб, используемых на строительстве трубопроводов.
Машина типа ИМ (рис. 14.2) состоит из несущей рамы с ходовыми колесами, двигателя внутреннего сгорания, бака для битумной мастики, узлов трансмиссии, битумных насосов с системой битумопровода, устройства для нанесения изоляции — обечайки, обмоточной головки со шпулями для рулонного материала, подогревающего устройства и цоддерживающего механизма. Двигатель приводит в движение через трансмиссию ходовые колеса, битумные насосы и обмоточную головку. На раме машины укреплена специальная подвеска, с помощью которой она подвешивается на крюке трубоукладчика при подъеме и опускании. Машина работает в комплекте с трубоочи-стной машиной, битумовозом (или битумным котлом) и трубоукладчиками.
Современные изоляционные машины производят наложение изоляции поливом мастики на поверхность трубы при помощи кольцевой обечайки. Обечайка служит для приема битумной мастики, равномерного распределения ее по поверхности трубы и формирования изоляционного слоя толщиной 3—6 мм. Она выполнена в виде цилиндрического кольца, составленного в зависимости от диаметра изолируемых труб из трех, пяти или семи секций. Обечайка скользит по трубе с помощью пружинных опор, прикрепленных к секциям болтами. Внутренний диаметр обечайки должен быть несколько больше наружного диаметра изолируемой трубы для свободного прохода мастики в образовавшуюся полость, которая имеет зазор, соответствующий толщине слоя наносимой изоляции. Требуемая толщина изоляционного слоя обеспечивается регулировкой.
Рис. 14.2. Самоходная машина для наложения битумной изоляции
Каждая изоляционная машина снабжается комплектом сменных обечаек в соответствии с диаметром труб, для изоляции которых она предназначена. Питание обечайки битумной мастикой производится одновременно через верхнюю и нижнюю горловины, расположенные в головной части. Горячая мастика (420—-450° К) в горловины подается под напором из битумного бака (рис. 14.3) двумя шестеренными насосами и через фильтр, напорную трубу, трехходовой крае по биту-мопроводу. В битумный бак горячая мастика заливается из битумовоза или перекачивается из битумного котла насосами бака при переключении их на «задний ход». Перед началом работы машины для разогрева битумной мастики, застывшей в битумном баке, насосах и битумопроводе применяется подогревающее устройство.
Для обертывания трубопровода рулонными материалами сразу же после нанесения изоляции в задней части рамы машины на роликах смонтирован (см. рис. 14.2) зубчатый обод с двумя или четырьмя шпулями, укрепленными на специальных кронштейнах. При вращении обода шпули вращаются вместе с ним и обертывают трубу изолирующей лентой. Угол наклона оси шпуль к оси трубы меняется в зависимости от ширины изолирующей ленты и диаметра трубопровода. Для обеспечения плотного прилегания рулонного материала к трубе шпули снабжены тормозным устройством. Наличие коробок скоростей в трансмиссии машины позволяет менять в широком диапазоне рабочие скорости ходового устройства и обмоточной головки в зависимости от конкретных условий производства изоляционных работ.
Рис. 14.3. Битумопровод изоляционной машины
Для обеспечения устойчивости машины при движении по трубопроводу, а также создания дополнительного тягового усилия служит поддерживающий механизм, установленный спереди машины. Механизм состоит из приводных поддерживающих роликов и натяжных пружин для прижатия роликов к трубе. Ролики приводятся в движение от ходового механизма. Управление машиной производится с земли при помощи рычагов, выведенных на обе ее стороны. Скорость передвижения (максимальная) машин типа ИМ 0,2—1,8 км/ч при мощности двигателей 5—55 кВт и общей массе машин от 0,35 до 8,4 т.
В последнее время все большее распространение получают машины типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами шириной 200—500 мм, которые наиболее эффективно используются при сооружении трубопроводов больших диаметров, вытесняя машины ИМ соответствующих типоразмеров. Машины типа ИЛ оборудованы устройством, наносящим на поверхность трубопровода слой клея для крепления полимерной ленты.
Каждая машина типа ИЛ (рис. 14.4) представляет собой самоходную тележку-раму, на которой смонтированы двигатель, узлы трансмиссии, обмоточный ротор со шпулями для полимерной ленты, а также устройства для нанесения клея и снятия статического электричества. Шпули обеспечивают равномерное натяжение ленты в процессе ее намотки на трубопровод с усилием до 2000 Н. Для облегчения установки рулонов ленты на шпули машина оборудуется
подъемником.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изоляционные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы