Наиболее широкое распространение имеют торцовые кабины, закрепленные с одной стороны моста крана (см. рис. 1.5). В ряде случаев (пролет моста более 30 м, технологическое оборудование загораживает зону строповки грузов) для улучшения обзорности кабину подвешивают либо к середине моста (панорамная кабина), либо к тележке (см. рис. 1.22, а). В зависимости от условий эксплуатации крана кабину выполняют открытой (рис. 9.2, б) или закрытой (рис. 9.2, а). Открытые кабины предназначаются для установки на кранах, работающих преимущественно в закрытых помещениях при температуре +10-т- +28°С, а закрытые — на кранах, работающих при температуре — 40 Ч- +60°С. Если окружающая температура ниже +10°С, эти кабины должны снабжаться отопительными приборами, а если выше + 28°С — кондиционерами.
Внутренняя высота кабины должна быть не менее 1800 мм, а ее рекомендуемые минимальные ширина и длина — соответственно 1100 и 2000 мм. Следует стремиться, чтобы размеры кабины были минимальными. Однако необходимо учитывать, что вследствие психологического влияния стесненности помещения человек устает быстрее и что ему вообще периодически требуется вытягиваться или расслаблять мускулы. Площадь кабины должна обеспечить свободный доступ к оборудованию и возможность находиться в ней, помимо крановщика, второму человеку (стажеру, слесарю).
Рис. 9.2. Торцовые кабины
Кабины должны располагаться на кране так, чтобы крановщик, сидя в кресле, мог наблюдать за крюковой подвеской и грузом в течение всего цикла работы крана. Поэтому углы зрения, считая от плоскостей, проведенных на уровне глаз, должны быть от гори-гонтальной вверх — 60°, вниз — 90°; от вертикальной — 135° в обе стороны. Кабины изготовляются рамной конструкции, причем кабины открытого типа должны иметь сплошное ограждение со всех сторон высотой не менее 1000 мм. Ограждение может быть выполнено из прозрачного прочного материала (например, сталинита), хорошо противостоящего механическим ударам. Остекление закрытых кабин из безосколочного стекла в сторону обзора следует выполнять стеклами одного типоразмера.
Количество и расположение фрамуг, удерживаемых в закрытом или открытом (в том числе и при работе крана) положениях, должны давать возможность протирки наружных поверхностей стекол из кабины. В остеклении кабин кранов, работающих на открытом воздухе, предусматривают солнцезащитные щитки, а в кабинах, подвешенных к тележкам, — зеркала, с помощью которых крановщик видит происходящее сзади. Нижние стекла, на которые может встать крановщик, должны быть защищены решетками. Дверь в кабину может быть распашной или раздвижной, причем распашная дверь должна открываться внутрь кабины. Размеры дверного проема должны быть не менее 1800×500 мм. В потолке закрытой кабины следует предусматривать люк размером 500 X X 500 мм с герметизирующими от проникновения влаги и пыли уплотнениями для выхода на рабочую площадку.
Кабина, размещенная под галереей моста, должна сообщаться с ней лестницей, вход в кабину, подвешенную к тележке, допускается через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. Пол кабины выполняется в виде настила из дерева или другого неметаллического материала и покрывается резиновым ковриком. Допускается коврики (размерами не менее 500×700 мм) укладывать только в местах обслуживания элекрооборудования. Внутреннюю облицовку стен следует делать из хорошо моющихся материалов светлых тонов. Освещаться кабина должна лампой с матовым плафоном, исключающим световые блики на остеклении.
Серийно выпускаемые закрытые и открытые кабины унифицированы. Так, в торцовых кабинах, разработанных ВНИИПТМАШ, для кранов грузоподъемностью 5—50 т, в качестве базовой принята закрытая кабина. Открытая кабина отличается от нее отсутствием верхнего пояса остекления. При необходимости установки кондиционера сзади кабины предусматривается площадка.
Панорамная кабина имеет форму усеченного конуса или восьмигранной пирамиды и подвешивается к мосту за проушины, закрепленные на ее верхнем поясе. На нижний пояс через катки опирается платформа с установленным на ней креслом-пультом. Платформа, а в некоторых конструкциях одно кресло, поворачивается на 90° в обе стороны крановщиком отталкиванием рукой или ногой (с усилием 4—6 кгс) от ограждения кабины. Через каждые 30° платформа закрепляется фиксатором, имеющим привод от педали. Токоподвод к пульту осуществляется гибким кабелем, подведенным под днище кабины. Вход в кабину сверху или сбоку.
В панорамной кабине другого типа (патент США № 2646892) для прохода в нее с рабочей площадки на кабине установлена откидная площадка. Вокруг кабины смонтирована поворотная площадка, служащая для прохода в кабину, и площадка, соединенная с механизмом вращения кресла крановщика, — для протирки стекол кабины. Кресло расположено посредине кабины и соединено с вертикальным валом, вращающимся в кронштейне, прикрепленном к полу кабины. Вал через червячную передачу соединен с реверсивным электродвигателем механизма вращения, который управляется двумя кнопками, смонтированными на подлокотниках кресла. Поворот кресла ограничивается конечными выключателями.
Высота кресла от уровня пола должна быть 400—500 мм, высота спинки 240—260 мм. Кресло должно выполняться полужестким с подлокотниками и иметь возможность регулировки от среднего положения вперед и назад на 75 мм, вверх и вниз — на 50 мм. Опора для ног и подлокотники должны переставляться по высоте, а спинка иметь регулируемый угол наклона. Наиболее удобными являются кресла-пульты управления, которые содержат колонки с размещенными в них контроллерами и расположенное между колонками кресло крановщика.
В последнее время распространение получили силовые контроллеры с уменьшенными габаритными размерами, которые позволяют отказаться от командоконтроллеров с необходимыми для их эксплуатации громоздкими и дорогими магнитными станциями. На рис. 9.3 показаны схемы расположения контроллеров в кабинах, разработанные ВНИИПТМАШем и отечественными краностроительными заводами (схемы а—ж), предприятием Gresse (ГДР) и фирмой Со-longo (Италия). Первая и три последних схемы позволяют наиболее рационально скомпоновать рабочее место крановщика.
Рис. 9.3. Схемы установки в кабине контроллеров механизмов:
М — передвижения моста; Т — передвижения тележки; П — подъема; Гл. п. иого подъема; Вс. п. — вспомогательного подъема
Управление механизмами крана (схема 9.3, з) производится двумя рукоятками, из которых левая служит для управления механизмом подъема, а правая — механизмами передвижения крана и тележки. Рукоятка управления передвижением установлена вертикально и передвигается в плоскости движения крана и тележки, а вторая — вертикально и передвигается в плоскости движения груза. Направление движения груза совпадает с направлением движения рукоятки управления. В положении «Стоп» рукоятки фиксируются так, чтобы их можно было переключить легким нажатием руки.
Тормоза, как правило, управляются педалями. Аварийное торможение осуществляется кнопочным выключателем, который размещается слева от крановщика, так как при подъеме-опускании груза корпус крановщика наклонен влево, и он успевает быстрее включить тормоз, кнопка которого расположена с этой стороны. Кнопка звукового сигнала устанавливается на рычаге механизмов передвижения.
Пульты могут иметь также кнопочное управление. При установке для управления механизмами педалей расстояние между ними должно быть 200—450 мм, расстояние от спинки кресла до оси педали —935 мм, а угол движения педали ~70°. После срабатывания на всю величину хода педаль должна возвращаться в нейтральное положение пружиной (с усилием 7—8 кгс), компенсирующей и вес ноги.
Органы управления следует располагать так, чтобы по возможности свести рабочие движения к движению предплечья и кисти рук, допуская движение плечевого сустава только в виде исключения»
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кабины управления мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы