В качестве основного заполнителя при приготовлении асфальтобетонов принято использовать щебень — смесь угловатых обломков камня различной формы. Получают щебень путем дробления скальных горных пород в дробилках разных конструкций (конусных, щековых, шаровых). Дробилки должны подбираться в зависимости от свойств горной породы.
В традиционных технологиях дорожного строительства до недавнего времени использовался щебень в основном трех фракций: 5-10 мм; 10-20 мм; 20-40 мм. Для обеспечения качества важно учитывать не только фракционный состав каменного материала, но и форму зерен. При наличии в щебне пластинчатых и игловых фракций снижается долговечность асфальтобетонов за счет разрушения этих частиц еще в период уплотнения.
В зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой форм щебень подразделяют на щебень с кубовидной формой зерен при содержании их до 15% (по массе), улучшенный — до 25% и обычный — до 35%.
Переход к ремонту автомобильных дорог с использованием новых технологий требует пересмотра требований к щебню. Он должен быть прочным, кубовидной формы, морозоустойчивым и обладать хорошей адгезией с вяжущим. Гранулометрический состав и основные характеристики щебня регламентируются стандартом Ntx 11501. Обычно применяется щебень следующих фракций: 2/4; 4/6,3; 6,3/10; 10/14.
Границы фракций d/D должны удовлетворять соотношению d = 0,6D, исключением является фракция 2/4. Кроме того, для удобства речевого выражения размер 6,3 мм принято обозначать 6 мм.
Особое внимание уделяется требованиям к форме щебня, она должна быть кубовидной. Соотношение размеров: длины (L), величины (G, диаметра самого маленького кольца, через которое можно пропустить щебень); толщины (Е) — должно удовлетворять следующим требованиям:
□ неравенство L + G < 6Е должно быть верно для 90% зерен щебня;
а процентное соотношение зерен щебня, для которых G/E > 1,56, не превышало: 20-25%, если движение неинтенсивное; 15% — при интенсивном движении и 10% — при очень интенсивном движении.
В случае использования в качестве вяжущего битумных эмульсий особые требования предъявляются к чистоте щебня. Для обеспечения надежного сцепления на границе «щебень — вяжущее» во время производства щебень целесообразно мыть.
Для производства мелкофракционного щебня в настоящее время используются дробилки.
При строительстве автомобильных дорог около 60% их стоимости приходится на дорожную одежду. Для устройства дорожной одежды используют различные горные породы, из которых путем переработки получают различные каменные
материалы.
Горные породы слагают земную кору и состоят из множества зерен одного или нескольких минералов. По происхождению горные породы разделяют на изверженные глубинные (гранит, сиенит, Лабрадор, габбро) и излившиеся (базальт, андезит, диабаз, вулканический туф), осадочные и метаморфические (видоизмененные).
Осадочные горные породы возникли в результате растворения и осаждения материалов и органических масс на дне побережий и водоемов, на поверхности суши.
К осадочным относят известняки.
Различают известняки органогенные и химические. Органогенные состоят из раковин моллюсков, кораллов, остатков морских лилий, известковых водорослей и др. Эта группа известняков наиболее распространена. К органогенным известнякам принадлежит мел. Известняк химического происхождения состоит из кальцита, выпавшего из воды чисто химическим путем. Такие известняки ясно- кристаллические, в них нет остатков животных. Разновидностью известняков являются доломиты, которые возникают в ходе самых разнообразных химических процессов.
Наряду с породами осадочными и магматическими большая роль в строении земной коры принадлежит породам метаморфическим (мраморы белые, серые и цветные, кварцит). Эти породы образуются из осадочных и магматических за счет сжатия, нагрева, изменения физико-химических условий. Для структуры метаморфических горных пород характерна сланцеватость.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Каменные материалы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы