Ходовая часть и рулевое управление трактора МТЗ-80. Остов трактора полурамной конструкции. Полурама состоит из переднего бруса и двух лонжеронов. С помощью кронштейнов лонжероны соединяются с корпусом муфты сцепления.
На переднем брусе устанавливается передняя опора двигателя, водяной и масляный радиаторы и корпус гидроусилителя руля. В отверстия проушин бруса установлены втулки оси качания переднего моста.
Передний мост служит опорой передней части трактора и обеспечивает управление трактором. Передний мост неведущий состоит из литой балки, телескопически соединенной с выдвижными трубами. Балка входит в проушины бруса полурамы и соединена с ним шарнирно осью качания.
Рис. 1. Передний ведущий мост (вид спереди):
К выдвижным трубам приварены кронштейны. Поворотная цапфа состоит из вала, запрессованного в отверстие полуоси колеса и приваренного к ней снизу.
Вал поворотной цапфы вращается в двух втулках — верхней и нижней, размещенных в кронштейне.
Передняя балка через кронштейн опирается на пружину и упорный подшипник, который через опорную шайбу передает нагрузку валу, поворотной цапфе и переднему колесу.
Ступица переднего направляющего колеса устанавливается на полуоси на двух конических роликовых подшипниках. Затяжка и регулировка подшипников производятся гайкой, навернутой на резьбовой конец полуоси. С внешней стороны подшипники закрыты колпаком, а с внутренней — самоподжимным каркасным сальником и защитным козырьком.
Выдвижные трубы имеют по шесть сквозных отверстий на расстоянии 50 мм друг от друга, за счет выдвижения трубы из балки регулируется размер колеи передних колес.
Колеса трактора. Направляющее колесо состоит из обода с диском и пневматической шины. С помощью диска колесо крепится к ступице.
Ступица заднего ведущего колеса закрепляется на полуоси конечной передачи с помощью шпонки и вкладыша с четырьмя болтами. Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком), который входит в зацепление с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая червяк, можно передвигать ступицы вместе с колесом вдоль оси и получать нужную для работы колею.
Для повышения сцепления задних ведущих колес с грунтом на дисках колес крепят балансирные чугунные грузы.
Обслуживание ходовой части универсальных тракторов. Подшипники передних колес регулируют через каждые 960 ч работы, для чего:
а) снимают колпак, расшплинтовывают гайку;
б) затягивают гайку до тугого прокручивания колеса и отвертывают, чтобы прорезь и отверстие под шплинт совпали;
в) если колесо проворачивается туго, отпускают гайку еще на одну прорезь и шплинтуют, гайку.
Аналогичным образом регулируют подшипники передних колес тракторов Т-25А, Т-16М, Т-40М, ЮМЗ-6Л, МТЗ-50.
Проверка давления в шинах. Внутреннее давление в шинах передних колес МТЗ-80 должно быть 1,4—1,7 кгс/см2, задних (12—38) — 1, 0— 1,4 кгс/см2, в зависимости от нагрузки на колеса и вида работы. У тракторов ЮМЗ-6Л это давление для передних колес — 1,4—2,7 кгс/см2, задних — 0,8—1,4 кгс/см2.
Сходимость колес проверяют через каждые 240 ч. Нормальное схождение колес должно быть у тракторов МТЗ-80 — 4—8 мм, МТЗ-50 и ЮМЗ-6Л — 8—12, Т-40М – 0-4, Т-25А и Т-16М— 1—3 мм.
Сходимость колес регулируют путем удлинения и укорачивания поперечных тяг рулевой трапеции переднего моста.
Регулировка колеи трактора. Колея трактора изменяется в зависимости от размеров междурядий обрабатываемых пропашных культур. При работе на транспортных работах трактор устанавливается на наибольшую колею.
Колею передних колес трактора МТЗ-80 регулируют в пределах 1200—1800 мм ступенчатым перемещением (через каждые 50 мм) выдвижных труб относительно балки переднего моста, а также за счет изменения положения диска колеса относительно ступицы или перестановкой колес с одной стороны на другую. Колея передних колес трактора МТЗ-82 регулируется бесступенчато-винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста.
Колея задних ведущих колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 изменяется бесступенчато в пределах 1350—2050 мм перемещением ступицы колес по выступающим концам полуосей заднего моста с помощью червячного механизма и за счет изменения взаимного расположения диска и ступицы и перестановки колес с одного борта на другой при установке колеи более 1600 мм. Аналогичную регулировку колеи имеют тракторы МТЗ-50, у которых колея изменяется в пределах 1200—1800 мм. У трактора ЮМЗ-6Л колея изменяется в пределах 1260—1860 с интервалом 100 мм у направляющих колес и бесступенчато — у задних.
У тракторов Т-25А колея регулируется ступенчато от 1100 до 1500 мм за счет поворота диска относительно обода и перестановкой колес.
Регулировка дорожного просвета. У тракторов Т-25А и Т-40М дорожный просвет регулируется у переднего моста поворотом коленчатых фланцев оси переднего колеса и поворотом корпусов бортовых передач относительно заднего моста, в результате чего изменяется не только дорожный просвет, но и база трактора.
Рулевое управление трактора состоит из трапеции, рулевого привода и рулевого механизма.
Трапецию, как было рассмотрено выше, составляют поворотные рычаги. сидящие на валах цапф, передняя балка и поперечные тяги, соединяющие эти рычаги с сошкой.
Рис. 2. Схема гидроусилителя рулевого управления:
1 — крышка цилиндра; 3 — поршень; 3 — корпус распределителя; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — крышка распределителя; 6 — специальный подшипник; 7 — гайка; 8 — золотник; 9 — редукционный клапан; 10 — фильтр; 11 — ползун; 12 — центрирующая пружина; 13 — предохранительный клапан; 14 — пружина; 15 — контргайка клапана; 16 — регулировочный винт; 17 — колпак: 18 — червяк; 19 — подшипник; 20 — эксцентричная втулка; 21 — поворотный рычаг; 22 — рулевая тяга; 23 — поворотный вал; 24 — сошка; 25 — сектор; 26 — рейка; 27 — дифференциал; 28 — диафрагма блокировки; 29 — кран! 30 — маховичок; 31 — пружина; 32 — щуп; 33 — золотник; 34 — толкатель: 35 — упор рейки (корпус датчика); 36 — палец; 37 — шток; А — полости Цилиндра; В — средняя нагнетательная выточка распределителя; Г, Д — крайние сливные выточки распределителя; Е — сливной канал датчика; И — отверстие поворотного крана; К — дроссельное отверстие крана
Привод рулевого механизма передает вращение от рулевого колеса к рулевому механизму и включает в себя рулевое колесо и валы, соединенные между собой карданными шарнирами. Конструкция рулевого привода предусматривает откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора для обеспечения удобного входа и выхода из кабины трактора.
Рулевой механизм представляет собой пару червяк-сектор и гидроусилитель, снижающий усилие на рулевом колесе до 3-5 кгс независимо от условий работы.
Гидроусилитель рулевого управления включает масляный насос шестеренчатого типа, распределитель золотникового типа, гидравлический силовой цилиндр и емкость для масла с фильтром.
В корпусе усилителя смонтированы червяк и двухвенцо-вый сектор, посаженный на шлицы поворотного вала. На нижнем конце вала укреплена сошка. Сектор одновременно входит в зацепление с червяком 18 и рейкой штока, поршня силового цилиндра гидроусилителя.
Червяк установлен в эксцентрической втулке на двух шариковых подшипниках. Наружные обоймы подшипников смонтированы во втулке с небольшим зазором, что позволяет червяку вместе с закрепленным на его хвостовике золотником распределителя перемещаться в осевом направлении и занимать золотнику среднее нейтральное или одно из рабочих положений, соответствующих повороту колес вправо или влево. С обеих сторон золотника установлены упорные подшипники. Подшипники прижимаются к золотнику гайкой. В сверлениях корпуса распределителя установлены на равном расстоянии по окружности три пары ползунов. Между ползунами поставлены пружины, прижимающие ползуны к внутренним обоймам подшипников.
При прямолинейном движении трактора золотник находится в нейтральном положении и удерживается в этом положении ползунами. Масло из насоса подается к центральному пояску золотника. Так как буртик пояска не перекрывает проточку в корпусе, то масло огибает буртик, перетекая в крайние сливные выточки Г и Д и далее по трубке через редукционный клапан и фильтр сливается в бак-корпус гидроусилителя (на схеме условно он изображен в виде бака). Давление в силовом цилиндре над поршнем в полости А и под поршнем в полости Б одинаковое.
При повороте трактора, например, вправо вращение от рулевого колеса через рулевой привод передается червяку. Если сопротивление повороту направляющих колес велико, то червяк при вращении, вворачиваясь как винт относительно зубчатого сектора, перемещается вместе с золотником вперед (ход золотника 1,2 мм), преодолевая усилие сжатия пружины. При этом средний бурт на золотнике перекроет проход маслу от насоса в переднюю сливную выточку Г. Одновременно крайний бурт золотника закроет выход масла из полости Б в нижнюю сливную выточку корпуса распределителя. Масло, подаваемое насосом из средней нагнетательной выточки В, по сверлению в корпусе и трубке проходит в полость под поршень и давит на поршень. Поршень, перемещаясь вперед вместе со штоком и рейкой, поворачивает сектор 25, поворотный вал и сошку, а через тяги рулевой трапеции — и направляющие колеса вправо. Как только вращение рулевого колеса прекращается, пружины ползунов переводят золотник в нейтральное положение.
Если усилие на рулевом колесе незначительное (при поворотах на дорогах с твердым покрытием на большой скорости) и осевая сила на червяке меньше сопротивления сжатых пружин ползунов, то поворот рулевого колеса и червяка передается на сектор, поворотный вал и сошку и осуществляется он без участия гидроусилителя.
В этом случае золотник находится в нейтральном положении, а масло от насоса в распределителе идет на слив, не воздействуя на поршень.
Нормальное давление масла в системе составляет 20—40 кгс/см2. Однако при работе в тяжелых дорожных условиях (глубокая колея и т. д.) давление в системе увеличивается. Чтобы максимальное давление не превышало 80—90 кгс/см2, в системе установлен предохранительный клапан, перепускающий часть масла на слив, минуя цилиндр.
Насос гидроусилителя шестеренчатого типа устроен подобно насосам гидравлической навесной системы.
Автоматической блокировкой дифференциала (АБД) на тракторах МТЗ-80 управляет датчик, смонтированный в гидроусилителе рулевого управления.
Датчик установлен на упоре рейки и состоит из золотника, поворотного крана с маховичком, толкателя и щупа. Давление в гидросистеме автоблокировки 7—9 кгс/см2 поддерживается редукционным клапаном.
В положении маховичка 30 «ВКЛ» полость диафрагмы блокирующего устройства дифференциала соединена через дроссельное отверстие К крана с напорной магистралью редукционного клапана.
При прямолинейном движении трактора сливной канал Е датчика перекрыт золотником. Масло через диафрагму сжимает диски муфты сцепления АБД, и крестовина дифференциала блокируется с левой ведущей шестерней конечной передачи. В этом случае оба колеса трактора вращаются с одинаковой скоростью.
При повороте направляющих колес на угол 8° и более рейка переместится и толкатель (шарик которого выйдет из углубления рейки) передвинет золотник, который соединит при атом через полость Е внутреннюю полость крана со сливной магистралью. Давление масла в диафрагме падает, и блокировка дифферециала выключается. Колеса трактора могут вращаться с разной скоростью.
При использовании трактора в хороших условиях автоматическая блокировка выключается, для этого маховичок крана устанавливают в положение «ВЫКЛ», при этом дроссельное отверстие К отсоединяется от напорной магистрали, а внутренние полости крана и диафрагмы соединяются со сливной магистралью через отверстие И в кране.
Обслуживание рулевого управления сводится к проверке: уровня масла в гидросистеме, состояния резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, сошки поворотных рычагов; к своевременной смазке карданного шарнира рулевого привода, промывке фильтра и замене масла; к проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.
Масляный фильтр промывают после обкатки трактора, а затем через 960 ч работы.
Зацепление сектор-червяк регулируют поворотом эксцентриковой втулки 20 до упора червяка в зубья сектора, при этом не должно быть ощущения заедания, а усилие на рулевом колесе при поддомкраченном переднем мосте должно составлять 3—4 кгс.
Регулируют зацепление сектор-червяк при свободном ходе рулевого колеса более 25° и после устранения люфта в шарнирах рулевого привода и подтяжке всех креплений.
Аналогичная регулировка применяется на тракторах МТЗ-50 У тракторов ЮМЗ-6Л зазор между роликом и червяком должен быть не более 0,15 мм, что достигается регулировочным винтом, упирающимся в торец вала сошки.
Ходовая часть тракторов Т-150К и К-701. Остов у этих тракторов представляет раму из двух секций — передней и задней, соединенных между собой шарнирным устройством. Шарнирное устройство позволяет одной секции поворачиваться относительно другой* в горизонтальной плоскости (вправо-влево) вокруг вертикального шарнира у Т-150К на 30°, у К-701 — на 35° и в вертикальной (вниз-вверх) — на 15 и 16° соответственно. Это обеспечивает поворот трактора и повышает проходимость его при движении по пересеченной местности.
Подвеска. На тракторе К-701 применена жесткая подвеска. Картеры переднего и заднего мостов жестко соединены с рамой.
У тракторов К-700 и Т-150К передние мосты подвешены на двух продольных полуэллиптических рессорах, а задний мост жестко соединен с рамой. Кроме того, подвеска трактора Т-150К снабжена гидравлическими амортизаторами, и механизмом блокировки рессор.
Рис. 3. Подвески:
1 — кронштейн рессоры передний; 2 — болт; 3 — крышка переднего кронштейна рессоры; 4 — рессора; 5 — стяжной болт; 6 — втулка распорная; 7 — хомут; 8 — стремянка; 9 — подкладка; 10 — кронштейн амортизатора нижний; 11 — палец; 12 — шплинт пружинный; 13 — крышка заднего кронштейна рессоры; 14 — резиновая опора рессоры; 15 — чашка фигурная; 16 — кронштейн рессоры задний; 17 — гайка; 18 — болт центровый; 19 — стремянка блокировки; 20 — накладка; 21 — буфер; 22 —серьга; 23 — ограничитель; 24 — замок; 25 — амортизатор; 26 — палец блокировки; 27 — шплинт пружинный; 28 — болт; 29 — кронштейн блокировки
Рессора состоит из тринадцати рабочих и одного обратного листов, скрепленных центровым болтом и двумя хомутами, приклепанными к девятому листу рессоры.
На концах первого и третьего коренных листов приклепаны фигурные чашки, при помощи которых рессора надежно фиксируется в резиновых опорах. Резиновые опоры установлены в кронштейнах, приклепанных к раме, и удерживаются крышками.
В средней части рессора крепится к заднему мосту двумя стремянками. В кронштейне установлен резиновый буфер, служащий для смягчения ударов рессоры о раму.
Гидравлические амортизаторы телескопические, двусторонние, работают совместно с рессорами. Они гасят колебания, возникающие при движении трактора по неровной поверхности, повышая плавность хода и увеличивая долговечность рессор.
Колеса. На тракторе Т-150К установлены дисковые колеса с сельскохозяйственными шинами низкого давления, одинакового диаметра. Каждое колесо крепится гайками на восьми шпильках колесного редуктора.
Покрышка размерностью 350—610 типа Р модели ФД-14. Первые цифры соответствуют ширине покрышки, вторые — его посадочному диаметру (размеры указаны в мм).
На тракторе К-701 установлены бездисковые ведущие колеса низкого давления (0,8—1,1 кгс/см2), одинакового диаметра размерностью 700—665 или 720—665 Р модели ФД-12.
Обслуживание ходовой части сводится к проверке затяжки креплений рамы и колес и смазке шарнирных сочленений.
Рессоры периодически смазывают графитной смазкой, через каждые 240 ч работы потягивают гайки стремянок рессор. Регулярно проверяют отсутствие течи жидкости из амортизаторов.
Обслуживание колес сводится к ежесменной проверке затяжки гаек крепления колес и проверке давления в шинах.
При использовании Т-150К на различных сельскохозяйственных работах давление в шинах передних колес должно составлять 1,2 кгс/см2, а задних—1,1 кгс/см2. На ранневесенних работах давление соответственно снижается до 1,0 и 0,8 кгс/см2, а на транспортных работах повышается — в передних до 1,6 и задних — до 1,8 кгс/см2.
У трактора К-701 давление в шинах колеблется в зависимости от нагрузки на шину от 0,8 до 1,25 кгс/см2.
Рулевое управление. Поворот тракторов Т-150К и К-701 происходит за счет взаимного углового смещения шар-нирно соединенных полурам трактора вокруг вертикального шарнира. Угловое смещение осуществляется гидравлическими силовыми цилиндрами поворота гидромеханического рулевого управления. На рис. 4 представлена схема рулевого управления трактора Т-150К.. В гидравлическую часть рулевого управления входят масляный насос VIII, клапан или регулятор расхода VII, распределитель VI, запорный клапан III, два гидравлических силовых цилиндра IX, бак V и трубопроводы.
Рис. 4. Схема рулевого управления трактора Т-150К:
I — тяга обратной связи; II — рулевой механизм; III — запорный клапан; IV — рулевая колонка; V — бак; VI — распределитель; VII — клапан расхода; VIII — насос; IX — силовой цилиндр; 1 — кронштейн крепления силового цилиндра; 2, 3, 4, IS, 20, 22, 26 – трубопроводы; 5 — сошка; 6 — сектор; 7 — червяк; 8, 12 — пружины клапанов; у, 11 — грибковые клапаны; 10 — плунжер; 13 — золотник распределителя; 14 — фильтр заливной горловины; 15, 17 — плунжеры; 16 — пружина плунжера; 21 — фильтр всасывания; 23 — поворотный рычаг тяги; 24, 25 — поворотные рычаги силовых цилиндров; А, Б — полости силового цилиндра
Узлы механической системы: рулевой механизм II, рулевая колонка IV и тяга обратной связи I.
Шестеренчатый насос НШ-32-УЛ служит для подачи рабочей жидкости к силовым цилиндрам поворота.
Клапан расхода предназначен для подачи к силовым цилиндрам поворота постоянного количества жидкости независимо от оборотов двигателя и насоса. Клапан золотникового типа срабатывает при увеличении производительности насоса свыше 27 л/мин, сливая излишки жидкости в бак.
Рулевой механизм с распределителем служит для управления поворотом. Механизм крепится болтами к кронштейну, установленному на правом лонжероне передней полурамы трактора.
В чугунном картере рулевого механизма на двух роликовых подшипниках установлен вал рулевого механизма, на котором закреплены червяк и золотник. Червяк находится в постоянном зацеплении с сектором 6, зубья которого нарезаны на плоской части венца, что позволяет регулировать зазор в зацеплении между ними за счет перемещения сектора.
Распределитель состоит из корпуса VI, втулки, золотника и восьми плунжеров с четырьмя распорными пружинами.
Запорный клапан III имеет плунжер, два клапана и пружины.
Запорный клапан служит для стабилизации движения трактора. При наезде на препятствие и возникновении усилий, стремящихся повернуть полурамы вокруг вертикального шарнира, штоки цилиндров будут стремиться вытеснить поршнями жидкость из одной полости цилиндра. Этому препятствуют закрытые клапаны запорного механизма, чем и обеспечивается стабилизация движения трактора.
Работа рулевого управления. При прямолинейном движении золотник находится в нейтральном положении. Масло из бака V подается через клапан расхода VII насосом к распределителю VI и через сверления во втулке и корпусе поступает в картер рулевого механизма, откуда по трубопроводам через фильтр возвращается в бак.
При повороте рулевого колеса (например, вправо) червяк смещается в осевом направлении и передвигает золотник вдоль оси. В результате давлением масла клапан открывается и масло поступает в полость А силовых цилиндров.
Одновременно жидкость сдвигает плунжер вверх, и он открывает клапан, соединяя полость Б силовых цилиндроз со сливом. Давлением масла поршни, перемещаясь через штоки, воздействуют на полурамы, смещая их относительно друг друга.
Обслуживание рулевого механизма сводится к подтяжке соединений маслопроводов, проверке уровня масла, смазке и регулировке шарниров тяги обратной связи, к регулировке зацепления червяк-сектор.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть и рулевое управление колесного трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы