Ходовая часть является опорой трактора, передает его вес на почву и преобразует крутящий момент, подводимый к движителям в поступательное движение трактора и в силу тяги на крюке.
От конструкции ходовой части зависят такие показатели работы трактора, как сила тяги, проходимость в междурядьях пропашных культур, маневренность, плавность хода, устойчивость и другие.
Ходовая часть состоит из остова, движителя и подвески.
Остов является основанием трактора и служит для размещения и крепления основных механизмов трактора. Он может быть рамным, полурамным и безрамным.
Рамный остов представляет клепаную или сварную раму, на которую устанавливаются двигатель, агрегаты силовой передачи, рабочее и дополнительное оборудование. Такой остов имеют тракторы К-701, Т-150, Т-150К, ДТ-75М, Т-70С и т. д.
Полурамный остов образован соединенными корпусами силовой передачи и полурамой для установки двигателя. Такой остов имеют универсальные тракторы МТЗ-50, МТЗ-80, Т-40М, Т-16М.
Безрамный остов представляет собой жесткое соединение между собой литых корпусов механизмов силовой передачи и блока двигателя. Используется он на тракторах Т-25А.
Движитель трактора может быть колесный и гусеничный.
Движитель колесного трактора составляют колеса и он бывает трех- или четырехколесный:
а) с двумя ведущими задними колесами и одним направляющим колесом (колесная формула 3X2 на тракторах Т-28ХЗ);
б) с двумя ведущими и с двумя направляющими колесами (4X2, МТЗ-80, МТЗ-50, Т-40М, Т-25А);
в) с ведущими задними и передними колесами (4X4, Т-40М, МТЗ-52, МТЗ-82, Т-150К, К-700, К-701).
Передние колеса универсальных тракторов имеют меньший диаметр, чем задние. Колесные тракторы общего назначения К-700, К-701, Т-150К имеют все колеса одинакового размера.
Расстояние между осями задних и передних колес называется базой трактора, а между серединами передних или задних колес — колеей. Расстояние от почвы до нижней части переднего или заднего моста называется дорожным просветом.
Рис. 1. Схемы гусеничных движителей:
а — движитель с эластичной подвеской; б — движитель с полужесткой подвеской; 1 — ведущая звездочка; 2 — цепь-гусеница; 3 — опорный каток; 4 — каретка; 5 — натяжное (направляющее) колесо; 6 — натяжное устройство; 7 — пружина; 8 — амортизатор каретки; 9 — остов трактора; 10 — поддерживающий ролик; 11 — тележка движителя
Колесо трактора состоит из стального обода, диска и пневматической шины, надетой на обод. Обод и диск сварены или связаны между собой заклепками.
Диск специальными болтами соединен со ступицей полуоси.
Пневматическая шина состоит из покрышки и камеры, удерживающей воздух во внутренней полости шины. В покрышке имеются каркас из нескольких слоев кордовой ткани и резиновый протектор. Камеру накачивают воздухом через закрепленный на ней вентиль с золотником.
Движители гусеничного трактора устанавливаются с обеих сторон остова трактора и приводятся в действие от двигателя при помощи силовой передачи.
Каждый гусеничный движитель состоит из ведущей звездочки, натяжного колеса с амортизационной пружиной, опорных катков, поддерживающих роликов и гусеничной цепи.
При работе двигателя и включенной передаче вращение от двигателя через механизмы силовой передачи передается на ведущие звездочки трактора. При вращении звездочка своими зубьями цепляется за цевки гусеницы и двигает остов трактора на опорных катках вперед, а гусеницы, перемещаясь по поддерживающим роликам и огибая натяжное колесо, непрерывно подстилаются вперед под опорные катки, зацепляясь своими зацепами с почвой.
Подвеска является связующим звеном между остовом и движителем и служит для смягчения толчков и ударов при движении, что обеспечивает плавность хода трактора.
Подвеска может быть на шарнирах, листовых рессорах, винтовых пружинах и упругих стержнях (торсионная подвеска). Подвеска гусеничного трактора бывает эластичной или полужесткой.
Эластичная подвеска достигается за счет шарнирного соединения балансирных кареток, опорных катков с рамой трактора.
При этом остов трактора опирается на гусеницу четырьмя балансирными каретками, по две с каждой стороны. Каждая каретка состоит из двух опорных катков и двух балансиров, на осях которых вращаются в подшипниках опорные катки.
Общей осью качания балансиров является цапфа поперечного бруса рамы, на которую одевается каретка. Вместе с тем каждый балансир может качаться отдельно друг от друга, так как они соединены шарнирно. В верхних частях балансиров в чашках установлены цилиндрические рессорные пружины.
При движении трактора по неровной поверхности каждый каток может поочередно подниматься, при этом балансир поворачивается вокруг своей оси, пружина сжимается, затем каток возвращается под действием пружины в исходное положение.
Это обеспечивает плавный ход трактора, а его рама не воспринимает толчки вследствие неровности поверхности почвы.
Эластичная балансирная подвеска применяется на тракторах Т-150, ДТ-75М, Т-74.
Полужесткая подвеска представляет тележку, на которой монтируются все механизмы и детали движителя, а именно: ведущая звездочка, направляющее колесо с натяжным устройством и амортизатором, опорные катки. Тележки соединяются с остовом сзади шарнирно, а впереди остов опирается на тележки через поперечную пластинчатую рессору.
При такой подвеске каждая гусеничная тележка трактора может колебаться в вертикальной плоскости вокруг заднего шарнирного соединения. Приведенное устройство подвески примеНено на тракторах Т-130, Т-4М. На тракторах Т-54В и Т-70С также применена полужесткая подвеска, но гусеничные тележки подрессорены как спереди, так и сзади, а в качестве рессорного устройства применены упругие стержни, работающие на скручивание, так называемые торсионы.
Рулевое управление колесных тракторов служит для изменения направления движения трактора, за счет взаимно-углового смещения шарнирно соединенных полурам вокруг вертикального шарнира рамы (тракторы Т-150К, К-700, К-701) или за счет изменения направления движения передних направляющих колес (Т-25А, Т-40М, МТЗ-50, ЮМЗ-6Л, МТЗ-80).
Рулевое управление трактора с передними направляющими колесами состоит из переднего моста, трапеции управления, рулевого механизма и привода.
Передние направляющие колеса устанавливаются на цапфах. Цапфы соединены с передней осью 6 шкворнями и образуют передний мост.
Поворотные рычаги, поперечная рулевая тяга и передняя ось образуют шарнирный четырехзвенник или рулевую трапецию. Этот механизм обеспечивает поворот правого и левого колес на различные углы, так как при повороте трактора внутреннее, в сторону поворота, колесо должно катиться по дуге меньшего радиуса и, следовательно, повернуто на больший угол, причем центр поворота колес должен быть общим.
Рис. 2. Схема управления колесного трактора
Рулевой привод передает движение от рулевого механизма направляющим колесам и состоит из рулевой сошки, продольной тяги, поперечной тяги и поворотных рычагов.
При вращении рулевого колеса в ту или другую сторону червяк вращает сектор (ролик), а вместе с ним валик и сошку. Сошка перемещает поперечную тягу вперед или назад, действует на поворотный рычаг и через шкворень и поворотную цапфу поворачивает правое колесо. Одновременно рычаг через поперечную тягу действует на поворотный рычаг, поворачивая в ту же сторону левое колесо.
Для облегчения поворота и разгрузки подшипников направляющих колес их устанавливают не вертикально, а с небольшим наклоном наружу относительно вертикальной оси, то есть с развалом под углом от 0,5 до 5°.
Для уменьшения скольжения колес при движении трактора, а следовательно, и износа шин колеса устанавливаются в горизонтальной плоскости с некоторым схождением, то есть расстояние между центрами колес впереди должно быть меньше этого расстояния сзади (на высоте центра колеса) на 1—12 мм.
С целью облегчения управления трактором применяют гидравлические усилители рулевого управления (тракторы К-701, Т-150К, МТЗ-80, Т-40М).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть и рулевое управление трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы