Колеса трактора состоят из обода (рис. 83, а), на который надевают пневматические шины, наглухо соединенные с диском, и ступицы, с которой диск скрепляется болтами. Иногда диск (см. рис. 83, б) соединяется с ободом не наглухо, а при помощи болтов, пропущенных через стойки, приваренные к ободу. Кроме того, колеса некоторых тракторов не имеют ступиц.
Размер колес у тракторов общего назначения как задних, так и передних одинаков, а у универсально-пропашных— диаметр и ширина задних колес больше диаметра и ширины передних колес.
Ведущие колеса, имеющие ступицу, соединяют с концами полуосей в разных тракторах по-разному. У одних ступицу делают разъемной и закрепляют на полуоси стяжными винтами, а чтобы ступица не проворачивалась на полуоси, устанавливают шпонку.
Рис. 83. Колеса трактора:
а, б — ведущие; в — направляющее; г — крепление колеса на полуоси; д — ширина колес; 1 — полуось; 2 — шпонка; 3 — стяжной винт; 4 — ступица; 5 — червяк; 6 — диск; 7 — обод; 8 — шина; 9 — стойка; 10 — гайка; 11 — цапфа; 12 — вкладыш.
У друг их тракторов ступица закрепляется на шлицах полуоси (см. рис. 83, г) при помощи конусных вкладышей 12, которые стягиваются со ступицей винтами и, плотно обжимая полуось, обеспечивают неподвижную посадку колеса, на полуоси.
Такое соединение также позволяет при необходимости перемещать ступицу вдоль полуоси и закреплять ее в любом месте, что необходимо при установке заданной колеи.
Ведущие колеса, не имеющие ступицы, присоединяются болтами к фланцам полуосей конечной передачи (см. рис. 83, б) или корпусу (см. рис. 73) редуктора конечной передачи с помощью шпилек.
Направляющие колеса устанавливают ступицей на ось-цапфу (см. рис. 83, в) на роликовых подшипниках и укрепляют гайкой.
Ступицы делают герметичными и заполняют для смазки подшипников жидким трансмиссионным маслом или солидолом.
Пневматические шины, надеваемые на обод тракторных колес, состоят из двух основных частей — покрышки и камеры.
Покрышка состоит из каркаса (рис. 84, а—в), подушечного слоя (брекера), протектора, двух бортов.
Каркас — основная часть покрышки. Его делают из нескольких наложенных один на другой слоев прочного обрезиненного с обеих сторон корда — особого вида ткани из крученых нитей хлопка, вискозы, капрона и др.
В одних шинах, называемых диагональными, нити корда располагают под углом друг к другу (см. рис. 84, б), в других, именуемых радиальными, нити расположены параллельно (см. рис. 84, в).
Число слоев корда в каркасе делают от 4 до 18 в зависимости от той нагрузки, на которую рассчитывается пневматическая шина.
Подушечный слой (брекер) состоит из резины или резинокорда и предназначен для предохранения каркаса от толчков и ударов.
Протектор служит для сцепления покрышки с дорогой. Резина протекторов делается прочной, с высокой устойчивостью к истиранию.
Чтобы создать хорошее сцепление ведущего колеса с дорогой, на протекторах тракторных шин делают рисунок с массивными почвозацепами, разделенными широкими и глубокими канавками.
Рис. 84. Пневматическая шина:
а — общий вид; б — сечение диагональной шины; в — сечение радиальной шины; г — вентиль; д — давление воздуха в шинах; 1 — каркас; 2 — подушечный слой; 3 — протектор; 4 — борт; 5 — проволочные кольца; 6 — колпачок; 7 — золотник; I — нормальное давление; II— повышенное давление;III — пониженное давление.
На протекторах направляющих колес делают рисунок в виде продольных ребер с широкими канавками.
Борта — жесткие части покрышки, предназначенные для крепления покрышки на ободе колеса. Жесткость создается проволочными кольцами, изготовленными из витой стальной проволоки или твердых резиновых шнуров, обмотанных прорезиненной тканью.
Камера представляет собой замкнутую кольцом трубку, сделанную из особо эластичной резины толщиной от 1,5 до 5 мм, в зависимости от размеров покрышки. В камере установлен вентиль, при помощи которого в нее можно накачать или выпустить сжатый воздух. Камеру делают немного меньше внутреннего профиля покрышки, и поэтому после заполнения ее сжатым воздухом она плотно прилегает к внутренней поверхности покрышки, придавая ей соответствующую форму и упругость.
Вентиль состоит из корпуса и установленного внутри него золотника. Корпус сверху закрыт колпачком. Чтобы наполнить камеру жидкостью для увеличения сцепной силы колеса, используют специальное приспособление с запорным винтом. Это приспособление устанавливают на вентиль, предварительно сняв с него колпачок и золотник.
Давление воздуха в пневматической шине оказывает значительное влияние на ее долговечность. Подпружинивающее действие пневматической шины зависит от нагрузки на нее и внутреннего давления воздуха.
Нормальное давление — давление, рекомендуемое заводом-изготовителем, обеспечивает наивыгоднейшую деформацию шины во время работы трактора, уменьшает усталостное разрушение нитей каркаса и обеспечивает хорошее сцепление колеса с почвой.
Повышенное давление делает шину более чувствительной к ударам и порезам при наезде на препятствия, ускоряет процесс «усталости» каркаса, что приводит к его преждевременному разрыву. Сцепление колеса с почвой ухудшается.
Пониженное давление увеличивает подпру-жиненность и деформацию шины, в результате чего каркас быстро выходит из строя (излом, расслоение, поя- ie-ние сквозных трещин), сцепление колеса с дорогой на твердом грунте ухудшается.
Поэтому в зависимости от выполняемой работы трактора и применяемых машин (орудий) должны изменяться величины внутренних давлений в шинах. Например, шины размером 15,5—38 рассчитаны на нагрузку от 14 270 до 20 210 Н и должны при этом иметь внутреннее давление воздуха от 0,098 до 0,176 МПа. А шины направляющих колес 9,00—20 могут нести нагрузку от 6820 до 9710 Н, а внутреннее давление воздуха при этом должно находиться в пределах от 0,118 до 0,216 МПа.
Обозначение пневматических шин рассмотрим на примере шины, показанной на рисунке 84, а.
На шине написано 15,5 R 38, что означает: ширина профиля шины Ь= 15,5 дюйма*, посадочный диаметр шины на обод колеса Д = 38 дюймов, R — шина радиальная (от слова Radial).
Вторая надпись на покрышке ЯХ—8132565 означает, что покрышка изготовлена на Ярославском шинном заводе (Я) в октябре (X) 1981 года (81). 32565 — серийный номер покрышки.
С июля 1981 г. введено новое обозначение размеров пневматических шин, например: обычного профиля — 15,5—38, низкопрофильных 18,4LX30, 16,5/70—18, радиальных — 16.9R30 (где 15,5; 18,4; 16,5; 16,9 — условное обозначение ширины профиля; 38; 30; 18; 30 — условное обозначение посадочного диаметра шины; 70 — отношение высоты профиля к его ширине). Вторая надпись осталась без изменения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колеса и шины трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы