Проходимостью трактора называется его способность двигаться и совершать работу в составе агрегата1 в различных условиях на местности и в междурядьях пропашных культур.
Проходимость на местности зависит в основном от несущей способности почвы, удельного давления колес на почву, тягово-сцепных свойств колес и дорожного просвета трактора.
Несущая способность почвы — ее свойство сопротивляться сжатию и срезу в вертикальной плоскости от действия силы тяжести трактора и в горизонтальной плоскости от действия касательной силы тяги Рк.
Величина несущей способности почвы зависит от вида почвы, агротехнического фона, вида обработки, влажности и др. Наиболее низкой несущей способностью (в 2,5…3 раза меньше, чем у старопахотных минеральных почв) обладают мелиорированные болотные почвы при оптимальной влажности.
Давление шины на почву распределяется неравномерно по площади контакта, достигая своего наибольшего значения в центре площади опоры (см. рис. 85, б), и проникает довольно глубоко в слои почвы.
Рис. 85. Давление колеса на почву: опорная площадь колеса; б — распределение давления.
Напряжения, создаваемые в почве колесом, вызывают уплотнение почвенных частиц, сдавливают и повреждают корневую систему растений, междурядья которых обрабатывают тракторным агрегатом.
Установлено, что наивысший урожай культурных растений при прочих равных условиях получают в том случае, если плотность почвы находится в пределах от 1,1 до 1,3 г/см3. При повышении или уменьшении плотности на 0,1.-0,2 г/см от оптимальных значений снижается урожай.
Учитывая это обстоятельство, опытные агрономы стараются как можно меньше допустить проездов тракторов по полю. Например, при возделывании ряда сельскохозяйственных культур по интенсивной технологии применяют постоянные пути движения тракторов, или технологические колеи.
Чтобы уменьшить переуплотнение почвы колесами трактора, нужно проводить все предпосевные и посевные работы в оптимальные агротехнические сроки, в период физической спелости почвы, при влажности не выше той, которая соответствует нижнему пределу пластичности почвы. Однако основной фактор, влияющий на удельное давление шины на почву,— давление воздуха в ней.
На мягкой почве, чтобы уменьшить ее сминание, целесообразно работать при небольших давлениях в шинах ведущих колес. С увеличением давления на почву повышается ее плотность, возрастает глубина колеи, резко увеличиваются потери на перекатывание трактора и ухудшается проходимость его по местности.
При работе трактора на дорогах с твердым покрытием целесообразно увеличивать давление в шинах до максимально допустимого значения. Изменяя давление воздуха в шинах, необходимо согласовывать его с допустимой нагрузкой на шину.
Проходимость в междурядьях пропашных культур зависит от размеров защитных зон, агротехнического просвета, абриса проходимости и колеи трактора.
Защитная зона — расстояние по горизонтали от середины рядка до ближайших частей движителя трактора. Различают два вида защитных зон: наружную х (см. рис. 80, в) и внутреннюю у. Достаточные размеры этих зон обеспечивают при проходе трактора сохранность корневой (см. рис. 85) и надземной частей растений (рис. 86, а, б), а также уменьшают потери урожая (повреждение клубней картофеля, сбивание на землю коробочек хлопчатника и др.).
Размеры защитных зон ориентировочно могут быть приняты не менее 120 мм при междурядьях 5 = 450 и 600 мм и не менее 150 мм при междурядьях большего размера.
Сохранение защитной зоны в значительной степени зависит от прямолинейности рядка, т. е. от хорошо проведенного посева, состояния рулевого управления трактора (величины свободного хода руля) и, самое главное, от квалификации тракториста, его опыта и внимательности при проведении основных полевых работ.
Поданным ученых, более широкие междурядья, а следовательно, и защитные зоны на высоких агротехнических фонах не только не снижают урожайности, но даже повышают ее за счет уменьшения шага посева (посадки) растений в ряду, качества машинной обработки, ее своевременности и др.
При более широких междурядьях за счет увеличения производительности агрегатов значительно снижаются затраты труда и эксплуатационные издержки.
Агротехнический просвет (см. рис. 80, в) — расстояние по вертикали от опорной поверхности до наименее удаленных от нее элементов конструкции трактора над рядком. Агротехнический просвет должен быть таким, чтобы при проходе трактора над растениями высотой 10 (рис. 86, а) его низкие части пригибали растения настолько, чтобы после прохода трактора они могли выпрямиться. У универсально-пропашных тракторов агротехнический просвет составляет 0,450…0,600 м.
Рис. 86. Проходимость колесного трактора: а — над растениями; б — абрис проходимости.
Пропашные культуры, над которыми проходит трактор, могут быть низко- и высокостебельными, причем в данном случае имеется в виду не физиологическая высота растений в конце их развития, а агротехническая, т. е. такая наибольшая высота растений, при которой проводят последние операции междурядной обработки.
Пример. Определить, можно ли обрабатывать агрегатом с трактором МТЗ-100, имеющим агротехнический просвет ha = 645 мм, подсолнечник, выросший к моменту обработки до высоты I — 750 мм.
Таким образом, в данной ситуации обработку подсолнечника агрегатом с трактором МТЗ-100 можно производить только днем, после того как высохнет роса, а также до ее выпадения.
Абрис проходимости — часть контура поверхности трактора в проекции на вертикальную поперечную плоскость, которым трактор «вписывается» между растениями. Абрис обычно подбирают таким, чтобы во время работы агрегата исключалась повреждаемость растений (см. рис. 86, б).
Движение вдоль склона (рис. 87, а). При движении на подъеме трактор теряет часть своего тягового усилия за счет появления сил
Кроме того, от силы тяжести Q навешенной сзади трактора машины или орудия увеличивается сила Q’, стремящаяся поднять переднюю часть трактора. Нагрузка на переднюю часть трактора уменьшается, также уменьшается и сила, прижимающая передние колеса к почве. В результате этого трактор теряет управляемость.
Для улучшения управляемости трактора в этих условиях на его переднюю часть нужно устанавливать дополнительный груз А.
Движение поперек склона (см. рис. 87, б, в). При работе равнинного трактора поперек склона появляется опрокидывающая сила Fa= Gsina и, кроме того, происходит перераспределение силы тяжести трактора на правые и левые колеса, так как х>у. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению силы тяги Якр трактора, сползанию его вниз по склону и отклонению от заданного направления движения.
Так, например, на вспаханном поле со склоном в 7° отклонение универсально-пропашного трактора после прохождения 50 м пути равняется 2,4 м, а на поле с уклоном в 14° —6,3 м.
Сползание трактора можно исключить поворотом направляющих колес вверх к склону на З…6° относительно направления движения. Следует заметить, что с увеличением крутизны склона расход топлива несколько возрастает.
Если трактор, движущийся поперек склона, совершает поворот, появляется дополнительная сила Рц, увеличивающая опасность опрокидывания.
Рис. 87. Силы, действующие на трактор, при его движении по склону:
а — вдоль склона; б, в — поперек склона.
Учитывая это явление, все повороты на склонах следует производить лишь при малых скоростях движения и по возможности плавно.
При движении поперек склона крутосклонного трактора опрокидывающая сила не появляется, что повышает безопасность работы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проходимость колесного трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы