Система, в которой масло к наиболее нагруженным деталям подается под давлением, а другие детали смазываются разбрызгиванием или самотеком, получила название комбинированной и имеет наибольшее распространение на дизелях. Система смазки разбрызгиванием используется только на пусковом двигателе ПД-46.
Схема устройства комбинированной системы смазки представлена на рис. 1.
Масло заливается в поддон через заливную горловину, и ее уровень контролируется по меткам масломерной линейки. В нижней части поддона имеется пробка для слива масла при смене его.
Из поддона масло через сетку маслозаборника засасывается масляным насосом и направляется по каналам в блок-картере к фильтру, который представлен на схеме полнопоточной реактивной центрифугой.
В фильтре-центрифуге масло очищается и разделяется на два потока: один, меньший по объему, создающий реактивный момент и вращающий ротор центрифуги, сливается по каналу в поддон картера, большая часть масла (около 80%) через отверстие и маслоотводящую трубку поступает в переключатель, затем в масляный радиатор на охлаждение. Очищенное и охлажденное масло направляется в главную масляную магистраль, идущую вдоль блока-картера двигателя.
Рис. 1. Схема системы смазки дизеля СМД-14:
Из главной магистрали масло по каналам в поперечных перегородках картера поступает к коренным подшипникам коленчатого вала. От коренных шеек коленчатого вала часть масла по сверлениям в валу поступает в полости шатунные шеек коленчатого вала, где происходит дополнительная (центробежная) очистка масла и затем смазываются трущиеся поверхности шатунных подшипников. Масло, выдавливаемое из зазоров коренных и шатунных подшипников, разбрасывается вращающим коленчатым валом, образуя внутри блок-картера масляный туман, и смазывает поверхности гильз, поршней, поршневых пальцев, втулок, верхних головок шатунов.
Опорные шейки распределительного вала механизма газораспределения также смазываются под давлением маслом, которое подводится к ним по сверлениям из главной магистрали.
От одной из опорных шеек распределительного вала (на схеме от третьей) масло пульсирующим потоком (когда совпадают отверстия при вращении вала) по каналам 16 и 7 подается во внутреннюю полость валиков коромысел и через отверстия в валиках смазывает втулки коромысел. Вытекая из втулок и разбрызгиваясь, масло смазывает трущиеся поверхности остальных деталей механизма газораспределения: клапаны, регулировочные болты штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и стекает в поддон картера.
Подшипник промежуточной шестерни газораспределения и втулка шестерни привода топливного насоса смазываются под давлением маслом, подводимым через каналы из главной магистрали. Зубья распределительных шестерен смазываются разбрызгиванием.
Для контроля за давлением и температурой масла в системе имеются приборы: манометр и дистанционный термометр, устанавливаемые на щитке приборов в кабине трактора. Нормальная температура масла в дизеле при его полной загрузке 85—90 °С, а давление — 2,5—4,5 кгс/см2.
Для поддержания нормального режима работы системы смазки в нее включены три автоматически работающих клапана: редукционный масляного насоса, предохранительный и сливной.
Редукционный клапан предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемое масляным насосом при пуске холодного двигателя, перепуская масло из нагнетательной полости в поддон картера. Клапан отрегулирован на давление 9 кгс/см2.
Предохранительный клапан перепускает масло непосредственно в главную магистраль помимо фильтра при сильном загрязнении его. Этим самым предотвращается аварийное состояние (чтобы главная магистраль не осталась без масла), если засорен фильтр. Клапан отрегулирован на перепад давления 3,0—4,5 кгс/см2.
Сливной клапан поддерживает определенное давление Maqjia в главной магистрали — 2,5—4,5 кгс/см2, перепуская излишнее масло в поддон картера.
Комбинированную систему смазки с полнопоточной центрифугой имеют двигатели Д-240, Д-50, Д-37Е, Д-65Н, СМД-14, Д-21. На двигателях СМД-60, СМД-62 также применена комбинированная система смазки с полнопоточной центрифугой, однако эта система имеет ряд особенностей. На дизелях установлены двухсекционные масляные насосы, и масло из поддона картера засасывается через маслозаборник с сетчатым фильтром одновременно в нагнетательную и радиаторную секции насоса.
Рис. 2. Система
1 — маслозаборник; 2 — радиаторная секция маслонасоса; 3 — нагнетательная секция; шейки; 6 — канал подвода масла к втулке поршневого пальца; 7 — маслоотводящий 10 — масляная полость осей коромысел; 11 — главная масляная магистраль; 12 — компрессору; 14 — полнопоточная масляная центрифуга; 15 — перепускной клапан; масляный фильтр турбокомпрессора; 18 — маслоотводящая трубка турбокомпрессора; нал к коренным шейкам коленчатого вала и опорным шейкам распределительного качки масла; 24 — клапан предохранительный радиаторной секции; 25 — клапан репрокачки масла; 28 — сливная пробка
Нагнетательная секция масляного насоса подает масло по каналам в блок-картер, в фильтр — полнопоточную центрифугу и далее в магистраль.
Шестерня привода насоса предпусковой прокачки находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя, и после запуска пускового двигателя насос начинает подавать масло из поддона через обратный клапан 22 в главную магистраль двигателя.
После работы пускового двигателя при прогреве в течение 1—2 мин давление масла в масляной магистрали дизеля устанавливается 0,5—1,0 кгс/см2.
После пуска дизеля обратный клапан 22 перекрывает обратный ход масла из магистрали в насос.
В блок-картер ввертывается датчик аварийного давления масла. При снижении давления до 1,3—1,9 кгс/см2 на щитке приборов загорается красным светом контрольная лампа аварийного давления.
На двигателе ЯМЗ-240Б комбинированная система смазки имеет следующие особенности. В системе так же как у СМД-60, установлен двухсекционный масляный насос с нагнетательной и радиаторной секциями и масляный насос предпусковой прокачки масла. В отличие от двигателя СМД-60 маслозакачиваю-щий насос ЯМЗ-240Б имеет самостоятельный привод от электродвигателя МН-1 постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей. Управление маслозакачивающим насосом осуществляется из кабины трактора. Фильтрация масла в этой системе проходит в полнопоточном фильтре тонкой очистки, представляющим собой два фильтрующих сменных элемента.
На двигателе АМ-41 в комбинированной системе смазки установлена центрифуга с двумя параллельно работающими роторами. Масляный насос также имеет две секции — нагнетательную и радиаторную.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Комбинированная система смазки тракторных двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы