Башенные краны являются распространенными средствами механизации монтажных работ и вертикального транспорта в строительстве, составляя около 18% в парке передвижных кранов.
Выпускают башенные краны с грузовым моментом до 400 тм, высотой подъема до 83 м и грузоподъемностью до 25 т. В эксплуатации применяются краны, грузоподъемностью до 75 т и даже 240 т (зарубежные модели), а высота — 150 м. В машинном парке башенные краны представлены в основном грузоподъемностью 5—8 т и высотой подъема 21—40 м.
Из 11 выпускаемых типоразмеров 6 кранов оснащены балочными стрелами, а 5 — подъемными. Балочные стрелы обеспечивают более плавное перемещение и наведение грузов, что целесообразно на монтажных работах. Однако краны с балочными стрелами имеют массу на 10—15% выше, чем краны с подъемными стрелами. В большинстве своем башенные краны передвижные по рельсовым путям; приставных, крепящихся к возводимому зданию, выпущено мало. Разработаны универсальные башенные краны, которые до определенной высоты работают как свободностоящие, а выше — как приставные.
Все башенные краны монтируются из отдельных секций башен и стрел, что позволяет создавать из них различные исполнения и модификации, отличающиеся по вылету, высоте подъема и грузоподъемности. Указанные качества особенно проявляются в так называемых модульных башенных кранах, освоение которых начато в последние годы.
В базовых машинах с грузовым моментом от 100 до 400 тм предусмотрены различные исполнения, количество которых в отдельных моделях достигает 41.
В модульных кранах можно получать для одного и того же типоразмера кран с балочной и с подъемной стрелой. Краны с грузовым моментом 100 и 250 тм, как правило, делают с поворотной башней, а краны с моментом 250—1000 тм — с неповоротной.
Большинстве» выпускаемых башенных кранов с поворотной башней сконструировано в так называемом мобильном исполнении, обеспечивающем относительно быстрое их перебазирование. Краны приставные, а также передвижные большой единичной грузоподъемности и с нспо-воротной башней перевозятся в разобранном на укрупненные узлы виде.
Почти все краны изготовляются в исполнении предназначенном для работы в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха ±40 °С. Только три модели кранов КБ-100.ОАС, КБ-100.ОА-1С и КБ-309ХЛ выполнены в исполнении ХЛ, позволяющем им работать при температуре до —60 “С. Питание кранов электроэнергией осуществляется от внешней сети общего назначения напряжением 220 и 380 В. Поэтому большинство кранов оснащено электродвигателями переменного тока, и только некоторые из них имеют преобразовательные агрегаты в виде тиристоров и двигатель-генератор, позволяющие питать двигатели механизмов постоянным током.
В кранах грузоподъемностью 5 и 8 т для возведения в основном 5—7-этажных зданий применена односкоростная грузовая лебедка подъема груза. В кранах грузоподъемностью 10—25 т и большой высотой подъема предусмотрены многоскоростные лебедки. Кабина управления бывает двух видов: выносная и встроенная в башню. Для облегчения подъема и спуска на высоких кранах монтируется подъемник для машиниста (КБ-674А, КБ-504).
Металлоконструкции башен и стрел изготовляются из уголков или трубчатых элементов.
Условия применения башенных кранов (по высоте подъема) в различных ветровых районах даны в табл. 21.50.
Таблица 21.50
Условия применения нашейных кранов в различных ветровых районах
Особую группу башенных кранов составляют краны КБР, которые, благодаря особой конструкции стрелового узла и системе его сборки, предназначаются для работы в стесненных условиях, вписываются в узкие проезды и проезжают под арками.
Кран КБР-1 (рис. 21.49, а) с балочной стрелой грузоподъемностью 5 т. Базовая модель имеет сшс два исполнения, отличающиеся вылетом 20 и 30 м. Ходовое устройство предусмотрено в виде рельсоколесного и безрельсового — на опорах. Ходовая рама по конструкции аналогична раме крана КБ-308 и отличается возможностью замены ходовых тележек на опоры. На раме подвешиваются плиты балласта. Размеры и компоновка поворотной платформы выполнена в виде отдельного блока, перевозимого на подкатной оси с колесами в прицепе к автотягачу КАЗ-608. При сборке крана (рис. 21.49, б) основание стрелы закрепляется на стреловой каретке, перемещаемой по башне. Секции башни соединяют с се основанием с помощью специального монтажного устройства (кран-укосина), которое может нереста влятея на башне. После сборки стрелы она с кареткой поднимается в крайнее верхнее положение и опускается в рабочее горизонтальное положение.
Кран КБР-2 представляет собой модернизированную модель крана КБР-1. Грузоподъемность увеличена до 8 т, а скорость под1>сма груза максимальной массы снижена до 16 м/мин, что позволило уменьшить установленную мощность машины.
Технические характеристики кранов КБР приведены в табл. 21.51.
Рис. 21.49. Башенный передвижной кран КБР-I:
а — общий вид; б — схемы монтажа; 1 — балласт; 2 — противовес; 3 — кабина управления; 4 — монтажное устройство; 5 — каретка; б — опорная секция стрелы; 7 — монтажный полиспаст; 8 — стрела в сборе; I — закрепление секции стрелы на каретке; II — сборка секций стрелы с помощью монтажного устройства; III — выдвижение собранной стрелы вверх; IV — установка стрелы в крайнее верхнее положение; V— перевод стрелы в горизонтальное положение; VI — установка стрелы в рабочее положение
Таблица 21.51
Технические характеристики башенных кранов типа кбр
Краны КБ-100.3 и КБ-100.1А-1 имеют грузоподъемность 8 т с подъемной стрелой.
Поворотная башня выполнена из трубы с нижним расположением противовеса на платформе. В вертикальном положении башня удерживается подкосами и канатной системой. На кране применен ограничитель поворота, который позволяет поворачиваться башне в одну сторону не более трех оборотов.
В кранах предусмотрена 2- и 4-кратная запасовка грузового полиспаста, что обеспечивает наибольшую грузоподъемность соответственно 5 и 8т.
Они оснащены унифицированными грузовой и стреловой лебедками, механизмом поворота, ходовыми тележками и кабиной управления.
Краны перевозятся в сборе на подкатной пневмотележке на буксире к тягачу.
В результате очередной модернизации создан кран КБ- 100.3Б, в котором предусмотрена составная трубчатая башня, подращиваемая через решетчатый портал. Такая конструкция позволяет получать разные исполнения по высоте подъема.
Кран КБ-100.3Б (рис. 21.50) грузоподъемностью 8 т с подъемной стрелой. Он имеет шесть исполнений, отличающихся высотой подъема 33; 27,4 и 21,8 м, а также типом грузовой лебедки. Первый вариант лебедки — однодвигательная с тормозной машиной, второй — двухдвигательная.
Предусмотрено еще два исполнения крана грузоподъемностью Юте подъемной и балочной стрелами, опирающимися на портал с возможностью пропуска железнодорожных составов (рис. 21.51,21.52). Стрела и опорная часть крана решетчатые, а башня — трубчатая, которая при монтаже подращивается через портальную часть. Кабина с пультом управления подвешивается под оголовком башни.
Рис. 21.50. Башенный кран КБ-Ш0,ЗБ (базовая модель):
I, II, III – исполнения; 1 — ходовая рама; 2 — противовес; 3 — стрела; 4 — кабина управления; 5 — башня с опорным порталом; б — поворотная платформа
Кран оснашен приборами и устройствами безопасности, концевые выключатели которых рычажного и шпиндельного типа. Применен ограничитель грузоподъемности системы ОНК-М.
Кран оборудован кондиционером КТА-2-0,5Э-01У1 и анемометром М-95М-2. Питание электроэнергией осуществляется с помощью гибкого кабеля, навиваемого на кабельный барабан. Подъем в кабину по лестнице, расположенной внутри башни.
Краны КБ-J 00.ОА-1С и КБ-100.ОАС грузоподъемностью 5 т, с подъемной стрелой в исполнении ХЛ предназначены для работы при температуре от +40 до —60 °С. Кабина имеет повышенные термоизоляцию и обогрев.
Рис. 21.51. Башенный кран КБ-100.ЗБ.03 с порталом и подъемной стрелой
Рис. 21.52. Башенный кран КБ-ЮО.ЗБ.04 с порталом и балочной стрелой
В кабине предусмотрена естественная приточно-вытяжная вентиляция. Наружный холодный воздух (зимой) поступает в воздуховоды под полом и между стенками, нагревается и далее попадает в кабину. Кран КБ-309ХЛ (рис. 21.53) грузоподъемностью 8 т (при 4-кратной запасовке) оборудован подъемной стрелой, обеспечивающей на вылете крюка 25 м подъем грузов массой (при 2-кратной запасовке) 5 т.
Кран может работать в районах с холодным климатом при температуре воздуха от —60 до +40 “С. Кабина имеет повышенную термоизоляцию, оборудована специальными отопительными панелями, а электрошкафы снабжены подогревателями, поддерживающими внутри их температуру от +1 до 5 С. Эксплуатация крана допускается в I—VI ветровых районах, а при наличии препятствий высотой более 10 м — в VII районе.
Рис. 21.53. Башенный кран КБ-309ХЛ и его грузовая характеристика:
1 — при 2-кратной запасовке; 2 — при 4-кратной запасовке
Кран может работать на криволинейных участках пути с ведущими ходовыми тележками, размещаемыми на внешнем рельсе. Он оснащен кабельным барабаном, который на этих участках должен быть отключен.
Кран не имеет кольцевого токоприемника и поэтому он может поворачиваться в одну сторону не более 1,5 оборота.
Монтаж и демонтаж крана осуществляются с помощью собственных механизмов, с использованием автомобильного крана грузоподъемностью 10 т. Перевозка крана осуществляется в сборе (без противовеса и балласта) на подкатных пневмоколесах в прицепе к автотягачу, образуя автопоезд длиною 27 м, высотою 4,2 и шириною 3,74 м. Нагрузка от колеса на рельс — 230 кН, что позволяет применять рельс Р 50.
Рабочая зона крана и его конструкции освещаются прожекторами (3 шт.) и светильниками, смонтированными на нем. Он имеет счетчик моточасов, учитывающий время его работы.
Кран КБ-308А (рис. 21.54) грузоподъемностью 8 т с балочной стрелой, которая может быть установлена под углом 30°, обеспечивая высоту подъема до 42 м. При наклонной стреле грузоподъемность составляет 5 т. Кран, кроме базового, имеет 2 исполнения по высоте за счет изменения числа секций башни: при 4 секциях — 32 м; при 3—26,4 м и при 2—20,8 м. Базовая машина и первое исполнение имеют грузоподъемность на наибольшем вылете 25 м — 4 т, а второе исполнение — 5 т. Изменяя массу противовеса на ходовой части для каждого исполнения, можно менять ветровые районы работы крана.
Базовая машина, балласт 18 т— I—IV район;
I -е исполнение, балласт 17т — V район; балласт 9 т — I—IV район;
2-е исполнение, балласт 18 т — VI район, балласт 9 т — I—V район.
Группа режима работы крана — 4К. Грузовая лебедка — двухдвигательная, обеспечивающая 2-и 3-кратное увеличение скорости подъема грузов. Ходовые механизмы установлены на двух тележках, расположенных на двух рельсах. Натяжение грузового каната можно производить автоматически, когда одновременно с подъемом груза включают стреловую лебедку на опускание стрелы. Переставную кабину можно устанавливать на каждой секции башни и над порталом. Перемещение навесной кабины производятс помощью грузового каната через блок, закрепленный за рельс.
Монтаж крана осуществляется самоподъемом башни и стрелы из транспортного положения» рабочее. Башню подращивают секциями через портал.
Кран КБ-401Б (рис. 21.55) грузоподъемностью 8 т с подъемной стрелой. На нем смонтирована многоскоростная лебедка, обеспечивающая разную скорость подъема в зависимости от грузоподъемности. Кран рассчитан на работу в I-VII ветровых районах за счет изменения высоты; подвеса стрелы от 43,6 до 26,8 м. На лебедках применен канат диаметром 24 мм.
Кран КБ-402В (рис. 21.56) грузоподъемностью; 8 т оснащен подъемной стрелой, на которую можно монтировать гусек. Грузоподъемность на гуське 3 т. На лебедках применен канат также диамет* ром 24 мм. На механизмах подъема груза и поворо» та установлены электродвигатели с (разным ротором, а в стреловой лебедке и механизме передвижения крана — короткозамкнутыс. На механизме поворота установлен управляемый нормально замкнутый тормоз. При работе с гуськом скорость подъема-опускания груза в 2 раза выше. Кран может передвигаться с грузом на крюке по криволинейному участку рельсового пути радиусом 7 м. Он может работать в I—III ветровых районах.
Краны КБ-403Б, КБ-403А (рис. 21.57) грузоподъемностью 8 т с балочной стрелой.
Они имеет сменные секции стрелы, что позволяет удлинять ее до 20, 25 и 30 м и башни высотой от 18,6 до 41 м. Работа крана возможна в I и V ветровых районах при скорости ветра} до 13 м/с и в IV, V — при скорости до 17 м/с. Он может двигаться при закруглении пути радиусом 7—10 м. Бескольцевой токоприемник ограничивает угол поворота до 120° в каждую сторону. Кран перевозится в сборе автопоездом длиною 27,7, шириною 4 и высотою 4,2 м с помощью автомобиля КрАЗ-250 и подкатных 4 пневмоколес с шинами 14.0 х 20.
Рис. 21.54. Башенный кран КБ-308А
Стрела крана может устанавливаться в трех положениях: горизонтально, под углом 30 и 50°. Грузовая тележка может перемещаться по наклонным стрелам с движением крюка по горизонтали.
Краны КБ-405-1А и КБ-405-2А (рис. 21.58) грузоподъемностью 10 и 9 т с подъемными стрелами. Наибольшая грузоподъемность обеспечивается на вылете крюка 13-18 м.
Краны рассчитаны на работу в I—III ветровых районах. Питание кранов электроэнергией от внешней сети; мощность источника питания не менее 100 кВ • А. Электропривод грузовой лебедки обеспечивает повышение в 1,5 раза скоростей при подъеме и спуске крюка и грузов, не превышающих 0,3 от номинального (до 2,5 т).
Краны могут перемещаться по криволинейным участкам пути с радиусом 7 м. В кабине их
Рис. 21.55. Башенный передвижной кран КБ-401Б:
1 — поворотная платформа; 2 — ходовая тележка; 3 — противовес; 4 — стреловой полиспаст; 5 — стреловой канат; 6 — крюковая подвеска; 7 — стрела; 8 — кабина управления; 9— башня; 10— механизм поворота; 11 — грузовая лебедка; 12 — флюгер ходовой рамы
имеется кондиционер КА2-0,5Э или КТА-2-0.5Э-0ГА.
Краны монтируются и демонтируются при помощи собственных механизмов и автомобильного крана грузоподъемностью 16 т. Перевозят их в сборе одним автопоездом длиною 29, шириною 4,02 и высотою 4,2 м. Тягачом служит автомобиль КрАЗ-250.
Технические характеристики башенных кранов 3-й и 4-й размерных групп приведены в табл. 21.52и 21.53.
Башенные модульные краны. Эти краны серии КБМ представляют собой особую группу. Они спроектированы из унифицированных элементов-модулей: секции башни и стрелы, механизмы, кабины управления, электрошкафы, опорно-поворотные устройства, блоки противовеса, канатно-блочные системы.
Предусмотрены 4 базовые модели кранов КБМ на грузовые моменты 100, 160, 250 и 400тм и грузоподъемность от 8 до 25 т. Каждая базовая модель имеет исполнения.
В модульных кранах предусмотрены: увеличенные скорости, гидромонтаж, балочные стрелы, подъемники для машиниста. Они позволяют сократить потребность в запчастях, упростить технологию монтажа здания, повысить производитсльность и уменьшить эксплуатационные расходы.
Кран КБМ-40Ш (рис. 21.59, а, 6) грузоподъемкостью 10 т представляет собой модель модульного башенного крана. Помимо базовой модели в кране с помощью сменных модулей башни и стрелы можно получить 32 исполнения, в том числе 27 с балочной и 5 с подъемной стрелай, втом числе 12 исполнений (сборок) башни. Для каждого исполнения можно иметь один из трех типов привода грузовой лебедки: переменного тока многоскоростная, переменного токае переключаемым редуктором и постоянного тока. Два последних привода обеспечивают высокие скорости подъема грузов массой до 2,5 т подъема-спуска крюка.
Кабина с электрооборудованием в виде отдельного блока расположена на платформе.
Сменные модули башни длиной 5,6 м и стрс-лы по 5 м позволяют получать высоту подъема при наибольшем вылете от 24,8 м до 58,4 и вылет 20, 25, 30, 35 и 40 м. При подъемной стреле наибольшая высота составляет 74 м.
Стрела балочная может быть установлена под углом 30°, что дополнительно увеличивает высо-! ту подъема на 8,1 м. По наклонной стреле может перемещаться грузовая тележка с грузом, перемс щающимся по горизонтали.
Рис. 21.56. Башенный передвижной кран КБ-402В: а — с подъемной стрелой; б — с шарнирно-сочлененной стрелой
В составе каждой группы исполнений обеспечивается возведение здания по высоте от 6—7 до 16-17 этажей.
Кран можно применять в различных ветровых районах от VII до I.
Исполнения крана с балочной стрелой объединяются в 4 группы: 20 м (7 исполнений); 25 м (6 исполнений); 30 м (7 исполнений) и 35 м (7 исполнений).
Глубина опускания крюка для исполнений 01…07- 32-20 м; 00,08… 13,29- 35 м; 14…20,30, 31-30м;21…27-35м.
Монтаж и демонтаж производят с помощью грузовой лебедки и монтажного полиспаста. Сборка башни осушествляется методом подращивания через портал башни с использованием собственной лебедки и монтажного полиспаста.
Рис. 21.57. Башенный передвижной кран КБ-403Б
Кран перевозят укрупненными узлами (при снятом противовесе) автотягачом на тележке с 8 пневмоколесами. Длина автопоезда — 28, высота — 4,2, ширина — 4,02 м.
Кран КБМ-671 имеет грузоподъемность 25 т. Основные параметры крана приняты для 2- и 4-кратной запасовки грузового каната. Он имеет поворотную головку с проти во весной консолью и балочную стрелу. Рассчитан на работу в I—IV ветровых районах.
Имеется возможность перемещения противовеса по консоли. В приводе грузовой лебедки применен постоянный ток, в остальных механизмах — переменный.
Предусмотрен подъемник для подъема машиниста в кабину, расположенный внутри башни.
Таблица 21.52
Технические характеристики башенных кранов 3-й размерной группы
Подъем можно осуществлять также и по вертикальным лестницам.
Монтаж и демонтаж крана выполняется с помощью монтажной обоймы и дополнительного стрелового крана. Перевозка крана осуществляется в разобранном на укрупненные узлы виде.
Технические характеристики модульных башенных кранов приведены в табл. 21.54—21.55.
Кран КБ-503Б (рис. 21.60) грузоподъемностью 12,5 т с балочной стрелой имеет три исполнения по длине стрелы 35, 40 и 45 м. Помимо горизонтального положения стрела может быть установлена под углом 30° и по ней перемещается тележка с грузом. На платформе монтируется три механизма поворота, унифицированная грузовая и монтажная лебедки, привод ГД (генератор — двигатель постоянного тока). Кабина размещена в верхней секции башни и может занимать два положения: выдвинутое при работе крана и вдвинутое в транспортном положении. Для подращивания башни имеется монтажная лебедка на поворотной платформе.
Транспортирование. Кран перевозят в сборе на подкатных тележках на буксире к тягачу КрАЗ-255Б или узлами на транспортных средствах общего назначения.
Кран КБ-504 (рис. 21.61) грузоподъемностью Юте балочной стрелой имеет три исполнения по величине вылета 35, 40 и 45 м. Наибольшая грузоподъемность обеспечивается соответственно на вылетах 28, 25 и 20 м. Стрела может устанавливаться под углом 30° и по ней передвигается грузовая тележка при сохранении горизонтального перемещения груза.
Башня крана — секционная, что позволяет по мерс увеличения высоты возводимого здания изменять се высоту путем подращивания снизу.
Кран оснащен подъемником для машиниста.
Грузовой и для монтажного расчала канаты диаметром 24 мм, остальные диаметром 37 мм, что упрощает эксплуатацию крана.
Привод грузоцой лебедки от генератора постоянного тока. В механизме поворота предусмотрена возможность плавного торможения и разгона за счет поочередного наложения и растормаживания двух колодок тормоза.
Ходовая часть крана состоит из четырех трехколесных тележек. Тележки ведущие, ба-лансирные.
Кран оснащен ограничителем выдвижения башни, анемометром. Монтируется и демонтируется с помощью собственных механизмов и стрелового крана грузоподъемностью 16—40 т.
Перевозят его в собранном виде на пяти подкатных четырехколесных тележках на буксире к тягачу МАЗ-537 или КрАЗ-255Б.
Кран КБ-408 (рис. 21.62) грузоподъемностью Юте балочной стрелой. Он имеет 13 исполнений, различающихся вылетом (20, 25 и 30 м), высотой подъема и грузоподъемностью. Стрела может быть установлена под углом 30 и 43°. Кран можно использовать в 1—VII ветровых районах.
Максимальная глубина опускания крюка 30 м.
Предусмотрено три типа привода грузовой лебедки: постоянный ток, переменный с двумя электродвигателями и переменный ток с тормозной машиной, что позволяет получать скорость подъема-опускания груза и крюковой подвески в широких пределах.
Кабина выносная оснащена кондиционером КТА2-0,5Э-01. Кран оборудован радиостанцией и анемометром М-95М-Ц.
Перевозится кран укрупненными узлами на подкатной пневмотележке.
Рис. 21.59. Башенный модульный кран КБМ-401П и его грузовая характеристика:
а — с балочной стрелой; б — с подъемной стрелой 01…32 — исполнения
Передвижные краны отличаются большими вылетами до 50—66 м и высотой подъема до 71 — 83 м.
Краны имеют унифицированные башни, стрелы, монтажные стойки, механизмы. Оснащены подъемниками для машиниста внутри башни.
Ходовая рама опирается на четыре сдвоенные приводные тележки. Посредством сменных секций башен длиной 6 м можно получить в кране КБ-674А — 13 исполнений, а в кране КБ-676 — 3 исполнения.
На поворотной раме башни закреплены кабина управления и аппаратная кабина.
Конструкция грузовых тележек рассчитана на грузоподъемность 12,5 и 25 т с числом грузовых блоков 2 и 3.
На противовесной консоли установлены две тележки с противовесом, перемещаемые отдельной лебедкой, и грузовая лебедка. На конце консоли имеется приспособление для спуска и подъема грузовой лебедки при проведении ее ремонта.
Наращивание башни осуществляется монтажной стойкой с 2 лебедками для подъема самой стойки и для подъема секций башни. Канаты запасованы в полиспасты на монтажной стойке.
При наращивании башни крана КБ-676 между секциями закрепляют рамы, с которыми при достижении определенной высоты соединяются настенные опоры. В кране при высоте 49, 72,8 и 97 м устанавливаются соответственно 1, 2 и 3 настенных опоры.
В базовом кране КБ-674А и его исполнениях КБ-674А-1… 10 управление производится с помощью командоконтроллеров, расположенных в кабине; в исполнениях крана КБ-674А-0…10-1 имеется дополнительное дистанционное управление — радиопрограммное РПУ-2. Тиристор-ный привод грузовой лебедки и электродвигатели постоянного тока механизма поворота и грузовой тележки обеспечивают широкий диапазон изменения рабочих скоростей, плавные разгон, торможение и посадочную скорость грузов.
Кран КБ-674А-13 грузоподъемностью 12,5 т с неповоротной башней и балочной стрелой. Механизмы и узлы крана унифицированы с краном КБ-674А.
Высота башни уменьшена по сравнению с базовым краном, что позволило довести вылет до 50 м при сохранении грузового момента 400 тм. Грузовая лебедка снабжена реверсивным ти-ристорным приводом постоянного тока, обеспечивающим плавные разгон и торможение.
Устройство крана позволяет наращивать башню с изменением длины стрелы и использовать его для возведения не только подземной, но и надземной части здания.
Кран КБ-676А грузоподъемностью 25 т является модернизированной моделью кранов КБ-676 и КБ-674А. Скорость подъема грузов массой до 9 т принята 35 м/мин, а больших — 17,5 м/мин. Применены: электропривод для заводки секций башни, аппаратная кабина вместо электрошкафов, усиленная ходовая рама, упрощенная схема монтажа оттяжек стрелы.
В нерабочем состоянии грузовая тележка устанавливается на вылете, который зависит от исполнения крана.
Кран КБСМ-200-16 (рис. 21.64) передвижной с балочной стрелой грузоподъемностью 10 т. Кран имеет особенность — перемещающийся по башне стреловой узел, благодаря чему стрела вместе с подвешенной кабиной может устанавливаться через каждую секцию, т. е. на уровне возводимого этажа и для машиниста создаются наилучшие условия работы. Башня монтируется на полную высоту и на верхней секции устанавливаются направляющие блоки для подъемного полиспаста. Грузовая лебедка и лебедка передвижения грузовой тележки размещены на противовесной консоли. Питание электродвигателей осуществляют с помощью гибкого кабеля, навитого на барабан.
Рис. 21.62. Башенный передвижной кран КБ-408 и его грузовая характеристика:
Рис. 21.63. Башенный передвижной кран КБ-674А:
1 — балласт; 2 — подкосы; 3 — монтажная мачта; 4 — подвижный противовес; 5 — кабина управления; 6 — тяги стрелы; 7— крюковая подвеска; 8— кабельный
барабан; 9 — ходовые тележки
Кран МСК-250 с балочной стрелой грузоподъемностью 16 т. Башня поворотная, телескопическая. Кабина расположена в верхней секции башни. Кран может работать только на прямолинейных рельсовых путях.
Самым мощным из серии кранов МСК является кран МСК-400. Он имеет грузоподъемность 20 т на вылете 20 м. Стрела — балочная, которая может устанавливаться под углом и увеличивать высоту подъема с 52 до 62 м. Помимо противовеса в кране предусмотрен железобетонный балласт. Параметры этого крана позволяют производить монтаж зданий и из объемных блок-комнат массой до 18 т.
Кран МКРС-300 имеет два исполнения: кран башенный МКРМ-ЗООБ грузоподъемностью 25 т и кран-погрузчик МКРС-300П. Кран оснащен балочной стрелой, которая за счет сменных секций по 5 м обеспечивает вылет от 20 до 35 м. Стрела может устанавливаться под углом и грузовая тележка перемещается по наклонной стреле.
Башня также секционная, с секциями длиной одной — 6,8 м, а остальных — по 5 м.
Монтаж или снятие секций башни позволяет получать высоту подъема от 9 до 36 м, у погрузчика 15 м.
Башня опирается на поворотную платформу с задним габаритом 6 м. Грузовой полиспаст имеет кратность 2, а на стреле 17,6 м и грузоподъемности 25 т— 4. Противовес из железобетонных плит может изменять массу от 30,6 до 49,8 т.
Кран транспортируется укрупненными узлами на подкатных управляемых тележках.
Кран БК-1000Б с подъемной стрелой, грузоподъемность главного подъема 63 т, вспомогательного на гуське Ют. Этот кран является самым мощным башенным отечественным краном. Грузовой полиспаст имеет: при грузоподъемности 63 т шесть ветвей, а при 30 т — четыре. Изменение кратности полиспаста достигается без перспасовки каната. Башня крана — поворотная, опирается на портал, выполненный трехопорным с размещением на его ногах плит балласта. Масса его может меняться от 21 до 102 т, увеличиваясь с увеличением высоты подъема. При этом базовая машина может применяться в I—III ветровых районах, а исполнения крана — в IV—VI районах с высотой подъема 40,3; 29,7 и 23 м.
Кабина размещена над порталом, там же смонтированы лебедки и механизм поворота. Лебедка главного подъема имеет два барабана и два электродвигателя. Благодаря планетарному редуктору с дифференциалом и разному включению двигателей можно получать несколько рабочих скоростей подъема и посадки.
Кран монтируют методом последовательной сборки укрупненных узлов и агрегатов.
Поскольку при эксплуатации кранов часто возникает необходимость изменения параметров машин, на базовой модели крана БК-1000 изготовлено несколько модернизированных типов крана.
В кране БК-ЮООА применен гусекдлиной Юм вместо 3 м грузоподъемностью 9 т и усилена верхняя секция стрелы.
В кране БК-1000Б увеличены грузоподъемности главного и вспомогательного крюков соответственно до 63 и 18 т.
В кране БК-1000-60 за счет уменьшения высоты подъема до 62 м и длины стрелы до 30,8 м повышена грузоподъемность до 60 т.
В кране БК-1000-48 грузоподъемность главного подъема составляет 48 т, уменьшены высота башни и длина стрелы, не предусмотрен вспомогательный подъем. Изменение параметров сделано под конкретный объект, подлежащий реконструкции в стесненных условиях.
У двух модернизированных кранов БК-1000Д и БК-1000В увеличена грузоподъемность до 80 и 100 т. Укорочены стрелы до 30,7 и 24,78 м, снят механизм вспомогательного подъема, введены дополнительные блоки и новая запасовка грузовых канатов.
Отдельную группу башенных кранов составляют краны для гидротехнического строительства серии КБГС с грузовыми моментами 450-1200 тм (табл. 21.63). Они имеют пониженные скорости подъема, а также плавной посадки 1,25 м/мин. что требуется на подаче бетонной смеси в бадьях и монтаже армокаркасов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные и эксплуатационные особенности башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы