Контроль качества монтажа
В основу контроля качества монтажа строительных конструкций должны быть положены требования точности выполнения отдельных конструкций и сооружения в целом, соблюдение действующих норм и правил изготовления, монтажа и приемки сборных конструкций. Хорошо организованный и тщательно проводимый контроль позволяет вовремя обнаруживать ошибки в производстве, делает возможным их своевременное исправление, исключает их повторение.
Контроль качества изготовления конструкций осуществляет на заводах отдел технического контроля (ОТК), завершается контроль приемкой готовых конструкций монтажной организацией.
На строительной площадке контроль осуществляется монтажной организацией, частично заказчиком, и ведется, начиная с момента приемки конструкций на склад строительства и кончая сдачей сооружения в эксплуатацию. По прибытии конструкций на склад проверяют их количество, основные геометрические размеры, маркировку и риски. Контролируют правильность хранения конструкций на складах и у мест монтажа. На количественные или качественные недостатки, а также на нарушение установленных сроков или очередности доставки конструкций при необходимости составляют рекламации заводам-изготовителям. Сложные узлы сооружений подвергают контрольной сборке на заводах-изготовителях. Если же по каким-либо причинам контрольная сборка на заводе не была выполнена, при предварительной укрупнительной сборке на строительстве должны контролироваться все операции. При контрольной сборке стальных конструкций проверяют правильность выполнения монтажных отверстий, качество произведенной рассверловки, подгонку кромок, марки, геометрические размеры элементов и т. д. В процессе строительства контролируют соблюдение технологии и последовательности монтажа, обеспечивающих прочность и устойчивость монтируемых конструкций, точность установки их, соблюдение проектных геометрических размеров при монтаже и качество монтажных стыков.
Обращают внимание на правильность расположения фундаментов, точность их опорных поверхностей, качество установки опорных плит под колонны, их подливки. Точность установки отдельных конструкций и геометрических размеров частей сооружений устанавливают при помощи геодезических инструментов с проверкой соблюдения монтажных допусков, предусмотренных в соответствующих «Строительных нормах и правилах» (СНиП III-B. 3—62*, III-B. 5—62*, III-B. 7—69 и др.). Необходимо обращать особое внимание на соответствие проекту и тщательность выполнения монтажных стыков, от прочности которых зависит устойчивость сооружений. При осуществлении контроля качества монтажа стальных конструкций необходимо проверять соблюдение требований к сварке, постановке болтов и клепке соединений. Эти работы могут быть приняты только после выверки каждой смонтированной секции сооружения. Монтаж каждой новой секции не следует начинать до тех пор, пока не будут окончательно закреплены все монтажные соединения предыдущей секции.
Монтажные стыки сваривают по правилам, указанным в инструкции по сварке стальных конструкций, с соблюдением заранее установленного технологического процесса, определяющего способ сварки, тип и порядок наложения швов, качество и диаметр электродов, режим сварочного тока. Все технологические операции сварки подлежат непрерывному контролю, ибо от качества их выполнения зависят прочность шва, минимальные значения усадочных напряжений и деформаций в элементах конструкций.
Руководство сварочными работами может быть поручено только лицу, имеющему специальную техническую подготовку; выполнение сварки — только сварщикам, прошедшим испытания согласно действующим правилам испытания электросварщиков и газосварщиков. Сварку потолочных и вертикальных швов наиболее ответственных конструкций поручают только особо квалифицированным сварщикам. Каждый сваренный шов должен иметь клеймо выполнившего работу сварщика. Качество сварных швов контролируют: наружным осмотром, устанавливающим равномерность толщины и ширины шва, соответствие размеров шва проектным, отсутствие видимых дефектов:
— трещин, незаплавленных кратеров, пор, непроваров, шлаковых включений;
— сверлением с последующим травлением вскрытой поверхности металла с целью установления провара корня шва и отсутствия внутренних дефектов; травление производят 20— 30%-ным раствором азотной кислоты или 10— 12%-ным водным раствором двойной соли хлорной меди и аммония с последующей нейтрализацией известковым молоком;
— проверкой на плотность путем пробы керосином, гидравлического или вакуумного испытания, химической пробы реакцией фенолфталеина на аммиак;
— механическим испытанием пробных или контрольных образцов;
— просвечиванием радиоактивными ампулами, рентгеноконтролем, электромагнитными и ультразвуковыми методами, которыми устанавливаются внутренние дефекты шва. Дефектные швы должны быть вырублены и заварены вновь.
Соответствие фактического натяжения высокопрочных болтов проектному контролируют путем проверки крутящих моментов, с которыми эти болты поставлены, при помощи ключей, снабженных контрольно-измерительными приборами и тарированных перед проверкой. Крутящие моменты, прикладываемые при контроле для болтов одной партии, не должны отличаться от принятых для этой партии более чем на ±5%. Контролю подлежат все болты при числе их в соединении до 5, не менее 5 шт. при числе болтов в соединении 6—20 и не менее 25% при числе болтов в соединении 21 и более. Если при контроле обнаружится, что количество недотянутых или перетянутых высокопрочных болтов превышает 10% от числа проверенных, то контролю подлежат все 100% болтов в соединении. Обнаруженные недотянутые болты должны быть немедленно подтянуты, а перетянутые более чем на 10% от проектного натяжения ослаблены до заданного усилия натяжения. Болты, шайбы и гайки, имеющие дефекты, должны быть заменены. На каждом соединении, выполненном с применением высокопрочных болтов, должен быть нанесен белой краской трафарет, в который вносятся клеймо бригады, производившей постановку болтов, и клеймо лица, производившего контроль величины крутящего момента. При сдаче и приемке конструкций, изготовленных и смонтированных с применением высокопрочных болтов, наряду с документацией, предусмотренной в главе СНиП III-B. 5—62*, должны быть предъявлены: журнал контроля качества подготовки поверхностей соединяемых деталей; журнал постановки высокопрочных болтов; сертификаты на высокопрочные болты, гайки и шайбы.
Клепку отдельных участков принимают ежедневно. Оставлять на этих участках часть отверстий незаклепанными не допускается. Приемка заклепок, поставленных во время монтажа, отмечается в специальном журнале с указанием даты и наименования соединения. Дефектные заклепки удаляют и заменяют новыми при условии, что отверстия и поверхность металла при этом не будут повреждены. Головки забракованных заклепок удаляют, как правило, путем кислородной резки с применением специальных резаков.
В процессе замоноличивания стыков железобетонных конструкций контролируют: правильность установки арматурных стержней и деталей, их сварки, антикоррозионной защиты; правильное применение марок бетона; последовательность бетонирования; режим твердения бетона в стыках, особенно при отрицательных температурах; прочность бетона. После замоноличивания должны быть приняты меры, исключающие возможность сотрясения неокрепших стыков при установке вышележащих элементов. Стыки сборных элементов подлежат промежуточному осмотру и приемке до замо-ноличивания.
При монтаже ограждающих конструкций проверяют: антикоррозионную защиту опорных столиков и деталей для установки и бокового крепления панелей; совпадение в одном створе горизонтальных и вертикальных швов между панелями; тщательность уплотнения швов; качество их расшивки.
С целью контроля качества монтажа строительных конструкций ведут журналы: монтажных, сварочных работ, постановки высокопрочных болтов, бетонирования стыков и другие технические документы, предусмотренные Строительными нормами и правилами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контроль качества монтажа и сдача-приемка смонтированных конструкций"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы