…Это было на Курской дуге, в самом начале знаменитого танкового сражения под Прохоровкой. Одна из тридцатьчетверок 99-й танковой бригады 2-го танкового корпуса РВГК была повреждена. Пушечная очередь с «мессер-шмитта» прошла сквозь крышу силового отделения и в нескольких местах пробила маслопровод. Масло било струей по горячей головке блока цилиндров, пахло гарью, над трансмиссией поднимался едкий синий дымок… Своей батальонной ремонтной «летучки» у танкистов уже не было — она сгорела в первые дни боев. Поэтому послали за «летучкой» в ремонтную роту бригады.
Полковник А. Сметанин. участник этих событий, вспоминает: «Через несколько минут показался старенький ЗИС-5. Он грузно запрыгал по бороздам. На подножке стоял широкоплечий рослый техник-лейтенант. В танковой бригаде все знали его. Еще недавно он был сержантом, осматривал наши танки, когда мы стояли на формировании в селе Ше-лаево под Валуйками, и был первым добрым советчиком механиков-водителей…
«Летучка» еще не успела затормозить, как техник-лейтенант спрыгнул с подножки и единым махом оказался на трансмиссии. «Ну, что у нее в потрохах?» Через минуту-другую возле машины уже работали немолодые ремонтники в темных изодранных и промасленных комбинезонах. До сих пор помню, как спокойно и скрупулезно занимались они своим делом. Гремела канонада. Сотни самолетов с той и с другой стороны стаями проносились над головами, а трое или четверо мужчин с медными трубками и ключами в руках ремонтировали «сердце» нашей тридцатьчетверки. И делали это так основательно, по-хозяй-ски, будто и не витала над их головами смерть».
Свое дело «танковые лекари» сделали быстро и умело. И ожившая тридцатьчетверка ушла в бой.
В годы Великой Отечественной ремонтники-воины внесли достойный вклад в победу над врагом. Они произвели свыше 429 тыс. ремонтов танков и САУ, около 2 млн средних и капитальных ремонтов автомобилей, около 1 млн 640 тыс. ремонтов орудий и минометов. И значительная часть этих работ была выполнена подвижными ремонтными средствами, размещенными на автомобилях.
Для ремонта автобронетанковой техники служили походные мастерские (ПМ) типов А и Б, установленные на шасси ГАЗ-АА (ГАЗ-ААА) и ЗИС-6.
В дополнение к стандартным типам в частях своими силами изготовляли различные мастерские на колесах. Так, ремонтники 19-й механизированной бригады 1-го мехкорпуса в мае — июне 1943 г. создали под руководством инженера-майора Г. А. Назаряна ряд специализированных мастерских на автомобильной базе: по ремонту электрооборудования, по ремонту радиооборудования танков, для сварочных работ. Эта специализация себя оправдала в боях, и ценный опыт переняли во всех других бригадах и танковых полках корпуса.
Опыт войны показал, что мало иметь подвижные ремонтные средства— нужно еще правильно организовать их работу. Характерным примером является применение «летучек» на Ладожской ледовой трассе. По скованному льдом озеру между осажденным Ленинградом и Большой землей курсировали тысячи машин (по состоянию на 1 февраля 1942 г. на трассе работало 3524 автомобиля и 147 тракторов). Вся эта техника трудилась в очень напряженном режиме в мороз и оттепель, днем и ночью, часто под огнем врага. И конечно, объем ремонтных работ в этих условиях требовался немалый.
Поначалу каждый автобатальон выделял «летучки» для оказания помощи только «своим» машинам. Но затем техпомощь организовали более рационально. Всю трассу разделили на участки. За каждым были закреплены «летучки», которые обслуживали все проходящие машины без исключения. Пункты техпомощи размещались по трассе в 3—5 км друг от друга, имели хорошо заметные надписи, а ночью освещались. Помимо этого были выделены специальные «эваколетучки», которые постоянно курсировали по трассе. Их задачей было разыскивать остановившиеся автомобили и буксировать их на пункты техпомощи.
В летных частях использовались полевые авиаремонтные мастерские ПАРМ-1. О масштабах их применения можно судить по таким цифрам: только летом и осенью 1941 г. Красная Армия получила от промышленности 137 таких мастерских, в течение 1942 г.— 182, а в 1943 г.— 357. Мастерская ПАРМ-1 представляла собой крытую машину на шасси ЗИС-5. Она имела электросварочное оборудование, токарный станок, набор различного инструмента. Штат мастерской состоял из семи — девяти человек: начальник, слесарь, токарь, маляр, сварщик, электрик, шофер. Слесарей и токарей могло быть по два человека.
Мастерская ПАРМ-1 предназначалась для текущего и среднего ремонта самолетов, в том числе для проведения таких работ, как наращивание лонжеронов крыльев, замена обшивки и т. д.
Если авиачасть перебазировалась на другой аэродром, приданная ей мастерская направлялась туда же своим ходом. Нередко ПАРА1ы совершали по тяжелым фронтовым дорогам дальние и не всегда безопасные рейсы к месту вынужденной посадки самолета. Они обеспечивали его перелет на аэродром, где крылатую машину окончательно доводили «до кондиции».
Подвижные мастерские действовали и в инженерных, и в артиллерийских частях. В 1942 г. решением Государственного Комитета Обороны в штаты дивизий была включена артиллерийская мастерская, размещенная на трех специальных автомобилях.
Осенью 1942 г. на Северо-Кав-казском фронте действовала оперативная группа гвардейских минометных частей. При ней имелась подвижная ремонтная мастерская — ПРМ. Однажды туда привезли на буксире израненную «катюшу». На ее искореженных направляющих находилось шесть не сошедших реактивных снарядов. Не сняв их, нельзя было приступать к ремонту. Но как это сделать?
В штате мастерской были и токари, и слесари, и сварщики. А вот специалиста по боеприпасам, естественно, не было. В каком состоянии находятся взрыватели ракет, определить никто не мог. Генерал-лейтенант А. И. Несте-ренко, в то время командовавший оперативной группой, вспоминает об этом случае: «И вот начальник
ПРМ А. Ф. Алферов сам взялся за эту опасную работу. Установку отбуксировали метров на сто от мастерской. Алферов с накидным ключом взрывателей влез на установку, на один из снарядов положил ключ и начал его поворачивать. Одно неверное движение и… Но вот взрыватель пошел легко, теперь можно было отвинчивать его рукой. Так сняли все шесть взрывателей. Затем таким же образом от ракетных камер отвинчивали боевые части снарядов. Сами же ракетные камеры сбивали с направляющих обыкновенной кувалдой, положив чурбан на торец камеры. Боевая машина была восстановлена»*.
Родина по достоинству оценила самоотверженный труд воинов-ремонтников. Десятки тысяч их в годы войны были награждены орденами и медалями. В одних только ремонтных частях бронетанковых и механизированных войск правительственные награды получили 15 777 человек. Это были подлинно боевые награды. Ибо хотя ремонтники и относятся к службе тыла, но как сказал однажды Маршал Советского Союза И. X. Багра-мян, эти «тыловики» не только обслуживали войска, но и вместе со всей армией мужественно и героически боролись с фашистами, часто не зная отдыха и сна, терпя лишения, рискуя жизнью.
Сегодня Советская Армия имеет на вооружении целый ряд современных подвижных мастерских, смонтированных на автомобильных шасси.
…Из темной густоты леса на поляну выехал ЗИЛ-131 с угловатой коробкой фургона — подвижная танкоремонтная мастерская, сокращенно ТРМ. Натужно ревел мотор… Да, двигателю походной мастерской достается. Он трудится, так сказать, на’два фронта — и на ходу, и на стоянке. В последнем случае он приводит в действие мощный генератор для питания электрическим током токарного станка и других потребителей, а также сварочный генератор. Кроме того, он дает вращение лебедке.
А лебедка у мастерской непростая. Дело в том, что между кабиной и кузовом-фургоном находится крановая стрела. Автомобиль останавливается, ее снимают и крепят на переднем бампере с помощью подставки и троса-оттяж-ки. Затем приспосабливают трос лебедки с крюком на конце — и подъемный кран готов. Причем кран достаточно мощный. Во всяком случае, полторы тонны для него — не проблема.
Рядом с машиной устанавливают выносной стол, подставки для агрегатов и деталей, ящики с инструментами. Тут же, поблизости, разбивают брезентовую палатку, окапывают ее по периметру водосточным ровиком. Здесь будут работать сварщик и слесарь-монтажник. А посты токаря и слесаря-электрика оборудованы в фургоне. На глушитель автомобиля ставят длинную отводную трубу. Теперь выхлопные газы не попадут в фургон и в палатку и не будут мешать работать.
Ремонтируемый танк размещают не более 10 м от мастерской. Предварительно его очищают от в таком полупогруженном положении. Колесный эвакуационный транспортер КЭТ-Л создан на шасси «Урал»-375Е. На жесткой сцепке по грунтовым дорогам он может буксировать автомобили массой до 5 т, а по шоссе — массой до 10 т. Машина имеет две лебедки (тяговое усилие 15 т и 5 т) и кран-стрелу грузоподъемностью 1,5 т.
Итак, Советская Армия располагает сегодня самыми разнообразными средствами ремонта и эвакуации техники. Это обеспечивает высокую боеготовность наших Вооруженных Сил.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Мастерские на колесах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы