Многоковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с рабочим органом непрерывного действия. Такого типа погрузчики состоят из зачерпывающего органа (питателя), транспортирующего органа и ходовой части (гусеничной или колесной).
В качестве зачерпывающего органа обычно применяют сдвоенный винтовой питатель с ленточным винтом, реже — черпаковое колесо; в качестве транспортирующего органа — ленточные, ковшовые и скребковые транспортеры.
Все элементы погрузчика монтируют на общей раме, где также размещают и двигатель ходового оборудования.
В качестве погрузчиков непрерывного действия применяются также стандартного типа передвижные ленточные транспортеры с загрузкой их материалом вручную. Однако ‘более производительными являются машины с зачерпывающим органом. Для перегрузки заполнителей наиболее пригодны самоходные погрузчики с зачерпывающим органом в виде сдвоенного винтового питателя с ленточным или лопастным винтом. В качестве транспортирующего органа такие погрузчики могут иметь элеваторные, скребковые, роторные или ленточные транспортеры, смонтированные на общей с питателем раме машины.
Погрузчики непрерывного действия применяются преимущественно для погрузки в транспорт щебня, гравия и песка. Они могут быть также использованы для разработки карьеров песка с одновременной погрузкой его в транспортные средства.
На рис. 63 показана схема погрузчика с многоковшовым цепным рабочим органом— элеватором.
В рабочем положении элеватор устанавливают наклонно к горизонту; для изменения его наклона до 50° и перевода в. рабочее или транспортное положение служит укрепленный на раме (стреле) элеватора червячный механизм, приводимый в движение гидроприводом или от ручного штурвала.
Привод погрузчика осуществляется по одномоторной схеме — от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя, или же по многомоторной схеме — от дизель-электрического привода.
Для подачи материала в транспортные средства и разгрузки погрузчики часто оборудуют поворотными в горизонтальной плоскости разгрузочными лотками или подвесными ленточными транспортерами с прорезиненной лентой шириной 600—600 мм и длиной 2,5—7,0 м. Применение ленточного транспортера позволяет увеличить радиус действия погрузчика и использовать его при складировании материала и погрузке в транспортные средства.
Рис. 63. Схема многоковшового цепного погрузчика
Емкость ковшей 3 в зависимости от производительности погрузчика составляет 5—34 л. Скорость элеваторной цепи 0,5— 1,0 м/сек. Расчетная производительность подобных многоковшовых погрузчиков в зависимости от типоразмера машины 25— 65 м3/ч.
Наибольшие скорости передвижения погрузчиков на гусеничном ходу составляют 10—20 км/ч. В сторону штабеля скорость погрузчиков на гусеничном ходу чаще всего 0,05—6,8 км/ч, а на пневмоколесяом ходу 0,3—15 км/ч. Скорость Передвижения погрузчика с грузом 0,11—0,5 км/ч. Механизм передвижения многоковшовых погрузчиков рассчитан на преодоление подъема пути До 10°. При одинаковой производительности вес пневмоколесных погрузчиков примерно на 10—15 % меньше, чем гусеничных.
Рис. 64. Схема роторного многоковшового погрузчика
К поворотной платформе с одной стороны шарнирно подвешена стрела с вращающимся ковшовым ротором, а с другой — ленточный транспортер. При вращении ротора ковши, прикрепленные к нему, забирают материал из штабеля и передают его на разгрузочный ленточный транспортер. Стрелы ротора и транспортера могут опускаться или подниматься.
Роторные погрузчики применяют как для погрузки сыпучих и кусковых материалов, так и для разработки карьеров песка и гравия при небольших объемах работ. Емкость их ковшей 0,03— 0,15 м3, диаметр ротора 2,5—4,5 м и скорость черпания 0,6— 1,0 м/сек. Погрузчики имеют обычно 6—8 ковшей с режущими козырьками из износоустойчивой стали, которые, если погрузчик работает в тяжелых условиях, часто снабжаются сменными зубьями. Производительность роторных погрузчиков в зависимости от типоразмера модели и вида перегружаемого материала 69— 280 м3/ч.
Привод этих погрузчиков обычно осуществляется по одномоторной схеме от электродвигателя трехфазного тока с питанием от внешней сети с помощью гибкого кабеля.
—-
Многоковшовый погрузчик ТМ-1 (рис. 10.11) предназначен для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов размером до 100 мм из отвалов в транспортные средства. Он применяется в дорожном строительстве при погрузке и разгрузке сыпучих материалов в транспорт и штабеля. ГОСТ 11663—65 предусматривает многоковшовые погрузчики двух типов: строительные цепные непрерывного действия (ПЦ) и строительные роторные непрерывного действия (ПР).
Оборудование погрузчика установлено на пневмоколесном шасси. На раме шасси смонтированы ковшовый элеватор со шнеками-питателями и ленточный транспортер. В оборудование машины входят рама, силовая установка, коробка передач, раздаточная коробка, ходоуменьшитель, карданные валы, передний неуправляемый мост (на базе моста ЗИЛ-164), задний управляемый мост (на базе моста ЗИЛ-157), редуктор отбора мощности, пневмо-, электро- и гидросистемы и кабина оператора.
В конструкции шасси применен комбинированный гидромеханический привод, обеспечивающий бесступенчатое регулирование рабочих скоростей машины. Муфта сцепления однодис-ковая, сухая, постоянно-замкнутого типа.
Коробка передач соединена с выходным фланцем сцепления карданным валом. В нее встроен шестеренный насос для смазки подшипников и шестерен верхнего вала коробки, что необходимо при работе на низких скоростях.
Привод редуктора отбора мощности включается с помощью пневмоцилинд-ра, включающего зубчатую муфту на первичном валу коробки передач. Раздаточная коробка соединена с коробкой передач карданным валом и распределяет крутящий момент между ведущими мостами (рис. 10.12). Задний ведущий управляемый мост может отключаться по мере надобиости пневмоцилиндром, расположенным на раздаточной коробке, который по конструкции аналогичен пневмоци-линдру включения вала отбора мощности коробки передач. На выходном валу привода переднего моста раздаточной коробки установлен стояночный тормоз.
Ходоуменьшитель предназначен для уменьшения скоростей машины при работе. Он представляет собой одноступенчатый редуктор, к которому прикреплен гидродвигатель. При работе крутящий момент от гидродвигателя передается через редуктор па выходной вал и затем на коробку передач.
В переднем ведущем мосту погрузчика применена главная передача автомобиля ЗИЛ-164. Несущая балка моста значительно усилена. На цапфах, являющихся продолжением балки моста, смонтированы колесные редукторы, тормозная система и пневмо-баллоны. Передний мост жестко прикреплен к раме машины, задний мост (передний мост от автомобиля ЗИЛ-157) подвешен к раме машины посредством двух полуэллиптических рессор.
Рис. 10.11, Многоковшовый погрузчик TM-1:
1 — транспортер; 2 — защитный кожух; 3 — канат подъема транспортера; 4 — редук-гор отбора мощности; 5 — выравниватель; 6 — механизм подъема элеватора; 7 — элеватор; 8 — насоо гидросистемы; 9 — механизм поворота транспортера
Рис. 10.12. Кинематическая схема трансмиссии погрузчика ТМ-1:
1 — двигатель; 2 — транспортер; 3 и 10 — гидродвигатели; 4 — коробка передач; 5 — редуктор верхнего вала; 6 — компрессор; 7 — редуктор отбора мощности; 8 — насосы; 6 — муфта сцепления; 11 — ходоуменьшитель; 12 — передний мост; 13 — раздаточная коробка; 14 — задний мост
Редуктор отбора мощности служит для привода ковшового элеватора и гидронасосов. Для предохранения трансмиссии привода от перегрузок в редуктор встроена масляная дисковая муфта предельного момента, управляемая пневматически.
Пневматическая система (рис. 10.13) служит для привода тормозов и механизмов управления рабочими органами: включения и выключения вала редуктора отбора мощности, заднего моста и муфты предельного момента привода элеватора. Давление в пнев-мосистеме создается двухцилиндровым поршневым компрессором воздушного охлаждения. Привод компрессора осуществляется от переднего конца коленчатого вала двигателя при помощи двух ременных передач с натяжным механизмом. Воздух, засасываемый компрессором через фильтр, нагнетается в ресивер, откуда по трубопроводу поступает к кранам управления, расположенным в кабине водителя (тормозному крану, крану управления задним мостом, крану включения редуктора отбора мощности и крану включения муфты предельного момента привода элеватора). Контроль за давлением воздуха в системе осуществляется с помощью манометра, расположенного на щитке приборов в кабине.
Электрооборудование обеспечивает пуск двигателя, работу погрузчика в ночное время, включение и работу отопителя, стеклоочистителей и др. На погрузчике применена однопро-водная система соединения приборов.
Гидросистема погрузчика (рис. 10.14) служит для привода ходоуменьшителя, транспортера и гидроцилиндров управления рабочими органами (поворот транспортера, подъем и опускание элеватора). Объемный гидропривод разделен на две независимые друг от друга системы: привод ходоуменьшителя и управления рабочими органами, привод транспортера. Бак с заливным и магистральным фильтрами — общий, для обеих систем. Шестеренные насосы, питающие системы, установлены на редукторе отбора мощности; при передвижении машины на транспортных скоростях они не работают.
Гидросистема привода транспортера состоит из насоса, гидродвигателя и трубопроводов. Гидросистема привода ходоуменьшителя и рабочих органов состоит из насоса, распределителя, гидродвигателя, дросселя с регулятором, обратных клапанов, гидроцилиндров подъема и опускания элеватора и гидроцилиндра поворота транспортера. Дроссель предназначен для плавного регулирования частоты вращения вала гидродвигателя ходоуменьшителя, а следовательно, и скорости передвижения машины.
Ковшовый элеватор с подгребающим питателем в виде двух спиральных шнеков смонтирован на сварной раме, которая на параллелограммной подвеске закреплена на раме шасси. Перемещение элеватора из рабочего положения в транспортное осуществляется с помощью двух гидроцилиндров. Верхний вал элеватора служит для привода ковшовой цепи и через нее — шнека. В средней части вала установлены звездочки для привода ковшовой цепи, на правом (по ходу) конце вала установлен конический редуктор, на левом —сферический подшипник. Весь вал вместе с редуктором может перемещаться в направляющих рамы, осуществляя натяжение цепей. К двум цепям, составленным из литых звеньев, соединенных между собой пальцами, прикреплены ковши. Режущие кромки ковшей изготовлены из стали 65Г. В нижней части элеватора к раме прикреплен скребок, предназначенный для подгребания оставшегося после шнека и просыпавшегося при подъеме элеватором материала.
Транспортер ленточного типа подает материал, высыпаемый из ковшей элеватора, в транспортные средства. Привод ведущего барабана транспортера осуществляется от гидродвигателя через закрытую цепную передачу, работающую в масляной ванне. Ведомый барабан транспортера — натяжной. Натяжение его осуществляется перемещением в направляющих рамы с помощью винтов. Верхняя ветвь транспортера лежит на шести желобчатых роликоопорах, нижняя — на трех прямых. Для предотвращения просыпания материала часть ленты транспортера под элеватором ограждена лотком.
Рис. 10.13. Пневматическая система погрузчика ТМ-1:
1 — компрессор; 2 — кран управления; 3 — предохранительный клапан; 4 тормозной кран; 5 — манометр; 6 н 10 — тормозные камеры; 7 — камеры муфты предельного момента; 8 — пневмоцилиндр редуктора отбора мощности насосов; 9 — пневмоцилиндр включения заднего моста; 11 — ресивер
Рис. 10.14. Гидравлическая система погрузчика ТМ-1;
1 — гидромотор ходоуменьшителя; 2 — гидроцилиндр поворота транспортера; 3 — гидроцилиндр подъема элеватора; 4 — распределитель; 5 — масляный бак; 6 — магистральный фильтр; 7 — гидродвигатель привода транспортера; 8 и 9 — насосы; 10 дроссель; 11 — обратные клапаны
Транспортер и элеватор связаны между собой и рамой машины механизмом выравнивания.
Кабина оператора снабжена отопительной установкой, а сиденье и спинка выполнены регулируемыми.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Многоковшовые погрузчики"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы