Тщательно обработанные детали двигателя при рассмотрении под микроскопом имеют шероховатую поверхность с выступами самых причудливых форм. Размеры этих выступов у разных деталей неодинаковы и зависят от способа обработки. Например, при чистовой токарной обработке высота неровностей достигает 0,02 мм, а при шлифовании — 0,005 мм. Эти выступы при поступательном перемещении деталей задевают один за другой и тормозят движение. В точках соприкосновения неровностей возникают очень высокие удельные давления, что, в свою очередь, вызывает сильный их нагрев и сплавление (рис. 34, а). При дальнейшем движении сплавленные точки разрываются, вырывая из тела детали излишний металл. Все это наблюдается при сухом трении, т. е. без смазки (см. рис. 34) и ведет к повышению мощности на преодоление трения, выделению теплоты и износу трущихся поверхностей деталей.
Чтобы уменьшить износ деталей, а также затраты мощности на преодоление трения, между трущимися деталями вводят слой масла (см. рис. 34, а, положение II). Масло, заполнив зазоры между деталями, разъединяет их и не позволяет неровностям соприкасаться между собой. При этом вместо сухого возникает жидкостное трение, т. е. трение между слоями масла. Потери мощности при жидкостном трении намного меньше, чем при сухом. Например, в случае сухого трения стальной детали по чугунной при нажатии на стальную деталь с силой в 1000 Н (10 кгс) сила трения равняется 200 Н (20 кгс), откуда коэффициент трения (см. рис. 34, в), т. е. отношение силы трения к нагрузке, равен 0,2. Если же между этими деталями ввести слой масла, то коэффициент трения можно уменьшить до 0,002…0,004.
Рис. 34. Способы трения:
а — при поступательном движении; 6 — при вращательном движении; в определение коэффициента трения; 1 — подшипник; 2 — вал; 3—масл; I— сухое трение; II — жидкостное трение.
При вращательном движении наблюдается следующее. Когда вал 2 начинает вращаться в подшипнике 1 (см. рис. 34,6, положение/), в который подано масло, между валом и подшипником образуется масляный клин, под действием его вал приподнимается над подшипником и между ними появляется слой масла (см. рис. 34, б), т. е. возникает жидкостное трение.
Таким образом, масло, введенное между трущимися поверхностями, снижает затраты мощности на трение, а также износы рабочих поверхностей деталей, охлаждает поверхности трения и уносит с собой продукты истирания. И, наконец, слой масла, находящийся на поверхности поршневых колец и стенках цилиндров и поршней, способствует хорошему уплотнению поршней в цилиндрах и защищает детали двигателя от коррозии.
Условия работы масла в двигателях трактора очень тяжелы. Оно соприкасается с разнообразными металлами и их сплавами, имеющими высокую температуру, а слой масла, находящийся между трущимися деталями, испытывает большие удельные давления. Масло все время находится в контакте с кислородом воздуха, парами воды. Оно непрерывно загрязняется механическими примесями (пыль, продукты износа деталей), частицами сконденсированных паров воды, коксовыми частицами несгоревшего топлива и масла, частицами топлива, продуктами окисления.
Масла, применяемые для смазки двигателя, изготавливают из нефти и поэтому они носят название минеральных. Для разных двигателей используют различные масла. Масла разделяют на летние, зимние и всесезонные.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение смазки трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы