Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Скреперы

Публикация:
   Общие сведения о скреперах

Читать далее:




Общие сведения о скреперах

Скреперы предназначены для послойной разработки грунтов I—IV групп (III и IV групп, предварительно разрыхленных), не содержащих сосредоточенных каменистых включений, перемещения их из забоя в отвал на различную дальность и отсыпки слоем заданной толщины с одновременным частичным его уплотнением.

По типу агрегатирования (соединения) скреперного оборудования и базовой машины скреперы подразделяют на прицепные и самоходные.

К прицепным скреперам относят машины, буксируемые гусеничными или колесными тракторами. У этих машин вся нагрузка, включая массу грунта в ковше, передается только на колеса скрепера.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Самоходные скреперы выпускают 3-осными и 2-осными. У самоходных 3-осных скреперов, называемых также полуприцепными, часть нагрузки от массы оборудования и грунта передается на колесный трактор.

Самоходный двухосный скрепер представляет собой единую машину с собственной силовой установкой для передвижения и управления рабочим оборудованием. Базовая машина таких скреперов — одноосный тягач, является передней осью машины.

Скреперы по способу загрузки ковша (рис. 1.1) делятся на два типа: заполняемые за счет подпора грунта за счет тягового усилия; заполняемые с помощью загрузочного устройства элеватора или шнека, расположенных в ковше.

Скреперы с тяговой загрузкой бывают как прицепные, так и самоходные. Элеваторной загрузкой оборудуют только самоходные скреперы.

У скреперов первого типа срезание стружки грунта ножом (рис. 1.1, а) и заполнение ковша через зев, образованный поднятой заслонкой, обеспечивается за счет силы тяги ведущих колес скрепера и гусениц толкача.

У элеваторных скреперов за счет силы тяги ведущих колес производится только срезание стружки грунта и передвижение машины. Наиболее трудоемкий процесс — заполнение ковша грунтом — производится скребковым элеватором (рис. 1.1,6), размещенным в передней части ковша. Благодаря этому обеспечивается загрузка ковша скрепера без толкача.

Преимущества элеваторных скреперов: обеспечение заполнения ковша с «шапкой»; более высокие планирующие свойства за счет способности ровнять с постоянной и более тонкой стружкой грунта; возможность автономного использования (вне отряда). Недостатки: ограничение использования на влажных глинистых грунтах; снижение надежности машины; повышение стоимости примерно на 25% и эксплуатационных расходов на 13,5%.

В последнее время за рубежом начали выпускать скреперы со шнековым элеватором (рис. 1.1, в). В ковше такого скрепера размещены один или два вертикальных шнека, приводимых от гидромотора. Шнеки лопастями подхватывают грунт, поступающий с ножа, и транспортируют его вверх, заполняя ковш.

Самоходные скреперы различают также по колесной формуле. Скреперы выпускают с передними (4×2) и всеми (4×4) ведущими колесами (первые цифры (4) — означают общее количество колес, а вторые (2 или 4) — количество ведущих колес).

Рис. 1.1. Классификация скреперов по типу загрузки ковша: а — скрепер с тяговой загрузкой; 6 — скрепер с элеваторной загрузкой; в — скрепер со шнековой загрузкой; 1 — заслонка; 2 — ковш; 3 — задняя стенка; 4 — ножи; 5 — трактор-толкач; 6 — элеватор; 7 — откатное днище; 8 — привод; 9 — шнек

Скреперы с передними ведущими колесами, приводимыми от двигателя одноосного тягача, называют также одномоторными. Такие скреперы благодаря простоте конструкции, надежности и сравнительно низкой стоимости являются экономически эффективными при разработке и перемещении грунта на расстояние до 3000 м с подъемами до 12… 15° и получили наибольшее распространение.

Скреперы со всеми ведущими колесами (4×4) предназначены для работы в тяжелых рельефных условиях, на дорогах с большими уклонами, в районах с повышенной влажностью грунта и частыми осадками. Задние ведущие колеса их приводятся от дополнительного двигателя, поэтому эти скреперы называют двухмоторными. Вместимость ковшей таких скреперов такая же, как у одномоторных. Заполнение ковша производится с помощью трактора-толкача.

Преимуществом двухмоторных скреперов является повышение производительности на 30…50%.

Первоначальная стоимость и эксплуатационные расходы (топливо, техническое обслуживание и т. п.) таких скреперов на 25…30% выше, чем у одномоторных.

Скрепер является землеройно-транспортной машиной с ковшовым рабочим органом. Ковш обычно установлен на пневматических колесах, редко — на гусеницах, открыт спереди и сверху и снабжен механизмами опускания для врезания в грунт, подъема в транспортное положение и разгрузки. Спереди ковш имеет заслонку, которая предупреждает высыпание грунта и регулирует толщину его слоя при разгрузке.

Скреперы предназначаются для послойной разработки грунтов и их транспортирования к месту укладки в насыпи или отвалы, с отсыпкой и планированием слоя заданной толщины.

Толщина срезаемой стружки грунта в зависимости от типоразмера скрепера составляет 0,12—0,35 ж, а толщина отсыпаемого слоя 0,15—0,55 м. Скреперы применяют при разработке грунтов до IV группы включительно, не содержащих крупных (300—600 мм) каменных включений. При этом плотные и тяжелые грунты разрабатывают с применением трактора-толкача или их предварительно разрыхляют при помощи рыхлителей и бульдозеров с зубьями на отвале.

Скреперы не применяют для работы на заболоченных участках и участках со значительным количеством валунов, а также для разработки переувлажненных грунтов и сыпучих пескоз, так как производительность скрепера в этом случае резко снижается.

Пределом экономически целесообразной дальности транспортирования грунта считается: для прицепных к гусеничным тракторам скреперов 300—600 м и для полуприцепных и самоходных скреперов с быстроходными пневмоколесшыми тягачами — до 2—4 км.

Скреперы в основном классифицируют по емкости ковша,, способу передвижения, способу загрузки и разгрузки и по системе управления.

1. По емкости ковша скреперы разделяются на скреперы малой (до Зл3), средней (до 10—12 ж3) и большой (более 15— 18 ж3) емкости.

Емкость современных скреперов увеличивается по мере роста мощности тракторов и колесных тягачей.

В европейской практике геометрическая емкость ковша скрепера обычно не превышает 10—15 ж3. В США на крупных гидротехнических строительствах с большими объемами земляных работ применяют скреперы с ковшами емкостью 15—30 ж3 при мощности колесного тягача до 515 кет (700 л. с). Емкость сдвоенных ковшей у некоторых скреперных агрегатов достигает ,100 м3 при мощностн тягача 880 кет (1200 л. с.) (два дизеля по 440 кет).

2. По способу передвижения различают прицепные, полуприцепные и самоходные скреперы.

Прицепные скреперы’ буксируют гусеничным трактором или двухосным1 колесным тягачом; они могут быть одноосными — с ковшами малой емкости с разгрузкой преимущественно назад без планировки грунта, и двухосными — с ковшами средней и большой емкости с разгрузкой грунта вперед с одновременной планировкой грунта нижней кромкой днища ковша.

У прицепных скреперов вес скрепера и грунта в ковше воспринимается ходовыми осями скрепера, не увеличивая сцепного веса трактора (тягача).
В рабочем цикле прицепного скрепера транспортные операции (груженый и холостой ход) занимают до 80% времени. Низкие скорости гусеничных тракторов (9—12 км/ч) ограничивают производительность прицепных скреперов на гусеничной тяге, и потому их целесообразно применять лишь при наличии тяжелых дорожных условий.

Полуприцепные скреперы состоят из двух частей — одноосного (преимущественно) или двухосного пневмоколесного тягача седельного типа и скреперного оборудования. При этом тяговое и скреперное оборудование представляет в целом единую машину. При необходимости колесный тягач может быть отсоединен от скреперного оборудования, с которым он органически не связан, и использован для других целей на строительстве.

У полуприцепных скреперов часть конструктивного веса скрепера и веса грунта в ковше передается в виде вертикальной догрузки на ведущую ось тягача, увеличивая его сцепной вес и улучшая за счет этого тяговую характеристику машины.

Самоходные скреперы представляют собой машину, у которой двигатель и скреперное оборудование встроены в общую конструкцию и органически с ней связаны. Все ходовые колеса самоходных скреперов выполняются приводными. Конструктивный вес, а также вес грунта в ковше распределяются на переднюю и заднюю оси примерно поровну, что наиболее благоприятно сказывается на тяговой характеристике машины.

Наибольшее распространение в современной практике имеют полуприцепные скреперы, использующие типовые одноосные тягачи в качестве силового и тягового оборудования.

3. По способу загрузки (наполнения) ковша различают скреперы с загрузкой под давлением срезаемой стружки грунта (наиболее распространенный способ) и с загрузкой при помощи элеватора. В первом случае наполнение ковша связано с преодолением значительных сопротивлений, во втором случае они снижаются, поскольку подъем грунта в ковш производится элеватором. При этом отпадает также необходимость применять вспомогательные бульдозеры для толкания скреперов при наборе грунта (особенно при разработке тяжелых плотных грунтов и использовании скреперов большой емкости).

По способу разгрузки ковша различают скреперы со свободной, принудительной, полупринудительной и со щелевой разгрузкой (вниз) (рис.84).

У скреперов со свободной (самосвальной) разгрузкой ковш опрокидывается назад (у одноосных скреперов) либо вперед (у двухосных скреперов). Скреперы со свободной разгрузкой ковша плохо разгружают липкие и переувлажненные грунты.

У скреперов с принудительной разгрузкой грунт выталкивается прямолинейным движением вперед задней подвижной стенки ковша. Скреперы с такой разгрузкой могут работать на любых грунтах, в том числе на грунтах липких и переувлажненных.

У скреперов с полупринудительной разгрузкой днище и задняя стенка конструктивно выполнены как единый узел, который шарнирно подвешен на боковых стенках или к подножевой плите ковша. Для разгрузки днище с задней стенкой опрокидывается вперед, при этом грунт в первоначальной стадии выталкивается из ковша принудительно, а в конце разгружается за счет свободного высыпания под действием собственного веса. При полупринудительной разгрузке стенки ковша не полностью очищаются от липких и переувлажненных грунтов.

При щелевой разгрузке грунта (вниз) днище ковша, поворачиваясь, выводится из-под грунта и становится под углом наклона к горизонту 72—75°. Этот способ разгрузки характеризуется хорошей выгрузкой липких и переувлажненных грунтов и значительно меньшей энергоемкостью механизма выгрузки.

4. По системе управления рабочими органами различают скреперы с канатным, гидравлическим и злектроуправлением.

Наиболее широкое и преимущественное распространение получает гидравлическая система управления. Основным достоинством гидравлического механизма является возможность реверсирования действующих усилий. Под воздействием гидравлического цилиндра двойного действия весь вес скрепера может быть сосредоточен на режущих ножах и врезание ковша в грунт осуществляется на минимальном пути. Аналогичный цилиндр принудительно полностью закрывает заслонку ковша, предотвращая потери грунта при его транспортировании.

Рис. 84. Схемы способов разгрузки ковша и типы заслонок:
а — свободная (самосвальная) разгрузка вперед; б — разгрузка назад; в — принудительная разгрузка; г — полупринудительная разгрузка; д — щелеЕая разгрузка (вниз); е — плавающая заслонка; ж — постоянно управляемая заслонка; 1 — передняя заслонка; 2 — ковш; 3 — нож; 4 — задняя заслонка; 5 — подвижная стенка

Типаж землеройно-транспортных машин, намеченных к выпуску в СССР, предусматривает изготовление полуприцепных: скреперов к одноосным пневмоколесным тягачам с ковшами геометрической емкостью от 4 до 25 м3 при мощности двигателя соответственно в пределах от 65—80 кет (90—110 л. с.) до 400— 480 кет (640—660 л. с.) и прицепных скреперов к серийным гусеничным тракторам с ковшами от 1,5 до 30 м3 при мощности двигателя от 35—45 кет (50—60 л. с.) до 185—220 кет (250— ЗОО л. с). Для всех скреперов с ковшами емкостью 3 м3 и более Типажем рекомендованы принудительная система разгрузки ковша и гидравлический привод рабочих органов. Скорость движения полуприцепных скреперов предусмотрена в пределах 140—50 км/ч. Перспективным типажем предусматривается также изготовление скреперов с ковшами емкостью до 80 ж3 и скреперных поездов на базе мотор-колес с двигателем 900—1100 кет. Увеличение емкости ковша и развитие самоходных колесных скреперов значительно улучшают их технико-экономические показатели, что видно из табл. 10.

Таблица 10

Увеличение удельной мощности полуприцепных и самоход-дых колесных скреперов обеспечивает скорости их передвижения до 50—60 км/ч, т. е. примерно в 6—6,5 раза больше, чем у гусеничных.

В гидротехническом строительстве скреперы наиболее эффективны при разработке неглубоких котлованов и каналов в (нескальных, однородных и непереувлажненвых грунтах и осо-!бенно при одновременном использовании вынимаемого грунта для возведения качественных насыпей — перемычек, дамб, плотин.

Ведущими типами скреперов в гидротехническом строительстве являются полуприцепные скреперы с ковшами большой емкости и самоходные скреперы. Устройство отечественного полуприцепного скрепера схематически показано на рис. 85. Скрепер работает в сцепе с одноосным тягачом, который имеет дизельный двигатель, механическую коробку передач, встроенные в колеса планетарные редукторы и рулевое управление с гидроусилителем. Управление скрепером гидравлическое; разгрузка ковша принудительная.

Ковш скрепера своей передней частью соединяется с ведущим мостом тягача при помощи спецного устройства, допускающего свободу взаимного поворота в двух плоскостях для одноосных тягачей и в трех плоскостях — для двухосных. Такое устройство позволяет легко преодолевать боковые уклоны и горизонтальные повороты пути. Основными частями скрепера являются ковш, днище которого оборудовано ножами, задняя стенка, заслонка, передняя рама, ходовые колеса и система управления. Ковш скрепера сварной конструкции, состоит из двух жестко связанных между собой боковых стенок, днища и буфера.

Форма и геометрические размеры ковша существенно влияют на работу скрепера. Они должны быть такими, чтобы на заключительной стадии наполнения ковша требовалась возможно меньшая удельная сила тяги. Кроме того, при выборе формы ковша учитывается необходимость снижения металлоемкости и обеспечения хорошей маневренности скрепера. Поэтому, как правило, проектируют и изготовляют широкие и короткие ковши, причем высоту стремятся насколько возможно уменьшить. Такие ковши легко заполняются на коротком пути и за малое время. Скрепер с коротким ковшом имеет и короткую ходовую базу, что благоприятно сказывается на маневренности машины.

В передней части днища ковша приваривается под-ножевая плита, на которой закрепляются режущие ножи. Последние состоят обычно из трех секций — средней и двух крайних. Средние широкие ножи выдвинуты вперед, что облегчает резание грунта, так как вследствие сосредоточения усилия тяги на небольшом участке режущей кромки среднего ножа обеспечивается более быстрое проникновение его в массив грунта.

Буфер 8 служит для передачи напорного усилия ковшу трактором-толкачом. Ферма буфера оканчивается двумя упорами, на которые нажимает толкающее приспособление (щит трактора-толкача).

Задняя стенка 5 ковша служит для принудительной выгрузки грунта и состоит из жесткой конструкции коробчатого сечения, щита и толкателя в виде продольного бруса, к которому присоединяются штоки гидравлических цилиндров выдвижения стенки. На толкателе смонтированы ролики, предназначенные для- направления движения задней стенки без ее перекоса.

Заслонка ковша удерживает грунт от высыпания при рабочем ходе скрепера и увеличивает возможное наполнение ковша. При ее помощи, кроме того, регулируется толщина отсыпаемого слоя грунта при послойной его укладке в качественные насыпи (дамбы, плотины и т. п.).К рычагам заслонки в средней их части присоединяются штоки подъемных цилиндров, с помощью которых производится подъем или опускание заслонки.

У постоянно управляемой заслонки (рис. 84, ж) сопротивление призмы волочения Р, наоборот, будет препятствовать ее подъему и поступлению грунта в ковш. Момент силы Р, складываясь с моментом силы тяжести g, стремится закрыть заслонку. Поэтому подъем заслонки и удержание ее в открытом положении производится в этом случае при помощи специального механизма подъема заслонки или механизма, блокирующего управление заслонкой и ковшом.

Передняя рама скрепера (рис. 85) представляет собой П-образную конструкцию, к которой в средней части приварен хобот. Хобот оканчивается стальной литой головкой с проушинами для соединения скрепера со шкворнем тягача и для крепления гидроцилиндров поворота скрепера.

Полуприцепные скреперы с одноосным тягачом обладают большой маневренностью, поскольку рулевое управление тягача обеспечивает принудительный поворот его на 90° в обе стороны относительно скрепера. По сравнению с двухосными прицепными скреперами, работающими в сцепе о гусеничными тракторами, полуприцепные скреперы имеют в 2—2,5 раза большую ‘производительность и примерно в 1,5—2 раза меньшую металлоемкость и энергоемкость.

Отечественной промышленностью полуприцепные скреперы выпускаются с ковшами емкостью 10—12 м3 и 15—18 м3 с одноосными тягачами мощностью соответственно 175 и 275 кет (240 и 375 л. с), обеспечивающими транспортные скорости скре-дера до 40—50 км/ч.

С целью достижения более высокой производительности и проходимости полуприцепных скреперов, работающих в сцепе с одноосными тягачами, разрабатываются новые конструктивные решения. Помимо увеличения емкости ковша скрепера, достигшей в зарубежной практике уже 46 м3, распространение получают двухмоторные скреперы. У таких скреперов наряду с двигателем одноосного тягача имеется еще специальный двигатель на задней оси с трансмиссией для привода ходовых колес, включаемый при наборе грунта. При этом значительно увеличивается тяговое усилие машины, поскольку задние колеса становятся ведущими. Двухмоторные скреперы серийно выпускаются зарубежными фирмами «Катерпиллер», «Аллис-Чалмерс», «Эвклид» (США) и др.

Дальнейшим развитием полуприцепных скреперов явилось создание двухковшовых скреперов (рис. 86), у которых все ходовые колеса выполняются также ведущими. Сдвоенные скреперы с шестью и восемью приводными колесами имеют гидравлическую или электрокаватную систему управления и принудительную разгрузку ковша. Разработка грунта производится поочередно: при заполнении ковша переднего скрепера порожний задний скрепер является толкачом, по заполнении ковша передний скрепер работает в качестве тягача совместно с основным тягачом. Наибольшая глубина резания достигает 0,76 м, а толщина слоя отсыпаемого грунта — 0,66 м.

Применение механической передачи для привода задних колес значительно усложняет конструкцию скрепера. Поэтому все большее применение получает дизель-электрический привод с установкой на валу дизеля генератора, питающего током электродвигатели для привода каждого колеса, или дизель-гидравлический привод с высокомоментными гидромоторами на каждом колесе.

Рис. 86. Двухковшовый скрепер с дополнительным приводом на заднюю ось

Привод ходовых колес по системе «мотор-колесо» или «гидромотор-колесо» позволяет без изменения конструкции базовой машины-тягача выполнять колеса прицепной машины ведущими и использовать вес машины1 для увеличения тягового усилия при резании: грунта и в тяжелых дорожных условиях.

Рис. 87. Схема работы мощных скреперных агрегатов:
а — набор грунта первым ковшом; б — набор грунта вторым ковшом; в — одновременная выгрузка грунта

Поэтому этот вид привода получает широкое применение как в скреперах, так и в других землеройно-транспортных машинах. Агрегат «мотор-колесо» (см. рис. 13) состоит из пневматической шины, обода и встраиваемых в него редуктора и электродвигателя обычно постоянного тока. В такой конструкции корпус электродвигателя является осью колеса и со свободной стороны имеет фланец для крепления к раме машины. Основными достоинствами привода по системе «мотор— колесо» и «ги-дромотор — колесо» являются упрощение кинематической схемы и, в частности, трансмиссии за счет удаления коробок скоростей, дифференциалов, карданных валов, фрикционных элементов и других узлов; возможность использовать полностью и рационально мощность дизеля во всех режимах работы машины,, что существенно повышает ее производительность.

Рис. 88. Трехколесный скрепер фирмы Летурно (США) с ковшом и емкостью 42 м3

Конструкция сдвоенного скрепера на мотор-колесах положена фирмой Летурно (США) в основу серийно выпускаемых мощных скреперных агрегатов (рис. 87), в том числе двухков-Ш0В1ЫХ скреперов грузоподъемностью 240 тс при общей емкости ковшей 109 м3.

Интерес представляют также самоходные трехколесные скреперы (рис. 88) с дизель-электрическим приводом, выпускаемые этой же фирмой на базе мотор-колес с ковшами емкостью до 42 м3. Переднее колесо такого скрепера является направляющим. Рабочие движения (подъем и опускание ковша) осуществляются зубчатореечным механизмом от двигателя, вращающего шестерню, которая находится в зацеплении с зубчатой рейкой.

Пульт управления выполнен поворотным и приподнят для лучшего обзора скреперистом фронта работ.

Стремление к уменьшению энергоемкости загрузки ковша скрепера привело к созданию скреперов с элеваторной загрузкой ковша, при которой отпадает необходимость в применении бульдозера-толкача. Опытные образцы таких скреперов изготовлены в СССР и США с ковшами емкостью 14—20 ж3.

Рис. 89. Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой: а — набор грунта; б — нагрузка грунта

Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой показана на риб. 89. Ковш такопо скрепера состоит из двух боковых стенок и наклонно приваренных к ним задней и передней торцовых стенок. Над передней стенкой установлен наклонный элеватор с ковшами скребкового типа, поднимающий грунт, срезанный ножами днища ковша. Поднятый элеватором грунт ссыпается в ковш скрепера. Для разгрузки грунта днище ковша гидравлическими толкателями откатывается назад по ходу машины.

Привод элеватора механический, от вала отбора мощности. Элеваторная загрузка обеспечивает высокий коэффициент наполнения ковша независимо от толщины срезаемой стружки грунта и ее физико-механических свойств.

В ФРГ создан самоходный скрепер-бульдозер фирмы Мэнк на гусеничном ходу с двумя попеременно действующими рабочими органами (рис. 90). При помощи таких машин можно осуществлять комплексную механизацию разработки выемок со снятием растительного слоя, зачисткой откосов, а также возве-

Рис. 90. Схемы рабочих положений скрепера-бульдозера фирмы Мэнк (ФРГ):
а — выгрузка грунта тонким слоем; б — одновременная выгрузка; в — выгрузка грунта при полном открытии заслонки; г — работа бульдозерным отвалом; д — выгрузка грунта под откос; е — совместная работа ковша и бульдозерного отвала

дение насыпей с подачей грунта из выемок или резерва и разравниванием его в процессе образования насыпи или отвала. Совмещение бульдозера и скрепера в одном агрегате позволяет при перемещении грунта, начиная с расстояния 20 м, осуществлять его в ковше скрепера. Однако вследствие усложнения конструкции и увеличения эксплуатационных расходов у таких машин применение их целесообразно главным образом в особо влажных грунтах, где значительно снижаются тяговые усилия трактора.

Полный цикл работы скрепера состоит на следующих операций:
1) резания грунта и наполнения ковша (подъем передней заслонки, регулирование толщины срезаемого слоя грунта путем подъема и опускания ковша);
2) транспортирования грунта (ковш поднят в транспортное положение, передняя заслонка закрыта);
3) разгрузки грунта (подъем передней заслонки и выдвижение задней стенки или опрокидывание днища и задней стенки относительно шарнира в боковых стенках ковша или опрокидывание ковша);
4) обратного хода скрепера в забой (пе-редняя заслонка поднята, ковш подготовлен к набору грунта).

Анализ величин, входящих в состав формулы производительности скрепера и выражения для продолжительности рабочего цикла, показывает значительное влияние эксплуатационных факторов на производительность машины и ее использование. И, действительно, производительность скрепера в основном зависит от емкости ковша, коэффициента его наполнения, скоростей движения на всех этапах его работы и от степени использования рабочего времени.

Наиболее продолжительными элементами рабочего цикла являются время движения груженого и порожнего скрепера; при значительном расстоянии, перевозки грунтов это время составляет до 85—90% общей продолжительности цикла. Поэтому задача -создания высокопроизводительных скреперов является прежде всего задачей освоения в серийном производстве базовых машин (тракторов, тягачей) с высокими тяговыми и скоростными показателями.

Груженый и холостой ход скрепера необходимо выполнять на высшей передаче трактора (тягача). Наполнение ковша скрепера (копание) производится при скорости движения на первой передаче трактора (тягача). Скорость движения груженого скрепера на ровном участке принимается в пределах 0,55—0,75 скорости на высшей передаче, а при движении на подъем — на первой передаче. Скорость движения порожнего скрепера принимается в пределах 0,75—0,85 скорости на высшей передаче, а при движении на подъем — на второй передаче.

При .наборе грунта полуприцепными скреперами собственной тяги одно- и двухосных колесных тягачей обычно не хватает. Поэтому загрузка таких скреперов (особенно большегрузных) производится при помощи толкающего бульдозера, обслуживающего в забое группу из 3—12 скреперов. Применение толкающих бульдозеров значительно повышает эффективность скреперов, так как при этом сокращается в 2—2,5 раза путь и время наполнения ковша скрепера и на 15—20% увеличивается коэффициент наполнения ковша.

Необходимое для работы скрепера тяговое усилие трактора (тягача) зависит от величины сопротивлений, возникающих при работе, и определяется тяговым расчетом. Общее сопротивление достигает наибольшего значения в момент окончания наполнения ковша грунтом.

Рис. 91. Схемы сопротивлений, возникающих при наполнении ковша:
а — сопротивления подъему срезаемой стружки на высоту наполнения ковша; б — сопротивления внутреннего трения; в — характер изменения угла внутреннего трения в зависимости от емкости ковша

При наполнении ковша грунтом возрастает противодействие поступлению вновь срезаемого грунта. В результате срезаемый грунт частично накапливается перед ножами в призме волочения, трение которой по поверхности забоя увеличивает сопротивление движению.

При рациональной схеме работы скрепера мощность двигателя в процессе набора грунта используется полностью. Недогрузка двигателя — первый признак того, что ковш не наполняется или что его наполнение можно ускорить, увеличивая глубину резания. Однако по маре заполнения ковша увеличиваются все сопротивления (№ь W2, W3, W4) и мощность двигателя достигает своего максимума. Для предохранения двигателя от перегрузки необходимо, чтобы ‘максимальное тяговое усилие тягача скрепера было использовано лишь для достижения оптимальной толщины стружки. Затем, по мере дальнейшего заполнения ковша, возникающие сопротивления должны компенсироваться уменьшением толщины срезаемого слоя. Для сохранения постоянного тягового усилия на протяжении всего процесса набора грунта водитель скрепера регулирует заглубление ковша, уменьшая его при снижении числа оборотов вала двигателя и при буксовании гусениц или колес тягача.

При всех способах резания набор грунта следует производить на первой скорости с максимально возможной толщиной стружки.

Для повышения производительности скрепера целесообразно совмещать операции подъема заслонки и опускания ковша и закрытия заслонки и подъема ковша — производить их при движении машины перед началом загрузки и после окончания зарезания грунта, что дает экономию 15—20 сек за каждый цикл.

Выбор типа скрепера для земляных работ зависит от объемов грунта на объекте, дальности его перемещения и обосновывается проектом производства работ.

Для обеспечения безопасной работы землеройно-транспортных машин особое внимание необходимо уделять строгому выполнению правил техники безопасности, которые обычно приводятся в инструкциях по производству и приемке земляных работ.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Скреперы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о скреперах"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства