Дорожное строительство — большой потребитель различных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий. В общей технологии строительного процесса транспорт является связующим звеном между заготовительными и строительно-монтажными работами. От его эффективной работы существенно зависят продолжительность и себестоимость строительства автомобильной дороги.
Для доставки грузов используют различные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, конвейерный, трубопроводный, пневматический и т. д. Каждый из них имеет свои преимущества, которые проявляются в определенных условиях производства.
Вид транспорта выбирают на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов перевозки грузов. При этом учитывают: стоимость транспортирования, скорость перемещения и маневрирования транспортных средств, зависимость перевозок от климатических условий и т. д.
Экономическая и технологическая эффективность транспортных и погрузочно-разгрузочных работ может быть повышена за счет правильного выбора транспортных средств, комплексной механизации процессов, рациональной маршрутизации, контейнеризации и пакетирования грузов.
Автомобильный транспорт по сравнению с рельсовым имеет ряд преимуществ: сравнительно простая эксплуатация, относительная автономность в работе, возможность преодоления крутых подъемов и спусков (до 30%), малые радиусы поворота, высокие маневренные качества, возможность включения в основной технологический процесс (устройство асфальте- и цементобетонных покрытий, возведение земляного полотна с использованием системы машин экскаватор—транспортные средства).
Поскольку автомобильный транспорт — важное звено в механизации строительства, то его развитию и организации работы уделяется большое внимание. Создана система специализированных средств, в соответствии с которой разработаны типажи и типоразмерные ряды этих средств, а также средства по доставке грузов на объекты строительства, что позволяет повысить их производительность и качество доставки грузов.
По назначению, применяемым транспортным средствам и дальности возки грузов все транспортные работы на дорожном строительстве делят на три группы.
I группа— транспортные работы, являющиеся составной частью технологического процесса и выполняемые в пределах строительной площадки:
перемещение грунта при строительстве земляного полотна на короткие расстояния (до 50—3000 м) землеройно-транспортными машинами — бульдозерами, скреперами и т. д.;
перемещение строительных материалов (камень, кирпич, металл и т. д.) из приобъектных складов к местам строительства с помощью транспортеров, кранов, автопогрузчиков и т. д.
Стоимость транспортных работ группы отдельно не определяют, а включают в общую стоимость производства работ.
II группа — транспортные работы, являющиеся составной частью технологического процесса производственных предприятий (АБЗ, ЦБЗ,
ЗЖБИ и т. д.). Такими работами являются:
перемещение щебня, песка, гравия, битума, цемента, минерального порошка к смесительным и дозировочным установкам;
перевозка камня в пределах карьера от мест разработки к дробильно-сортировочным установкам специальными автомобилями, тракторными тележками, ленточными конвейрами и т. д.
Стоимость работ II группы включают в стоимость изготовления продукции производственных предприятий.
III группа — транспортные работы, выполняющие роль связующего звена между заготовительными и строительно-монтажными работами:
доставка дорожно-строительных материалов и готовых изделий промышленных карьеров и других предприятий строительной индустрии по железной дороге или водным путям на центральные базы строительства (или перевалочные базы);
перевозка указанных выше материалов, изделий и полуфабрикатов со складов непосредственно к местам использования.
В работах III группы наибольший объем занимает вывозка различных каменных материалов, цементо- и асфальтобетонных смесей и других материалов для устройства дорожных одежд. Дальность их перевозок достигает десятков километров. Основным транспортным средством являются автомобили различного назначения.
Эти перевозки выделяют в отдельную группу транспортных работ, организацию которых разрабатывают особо, увязывая ее с организацией строительно-монтажных работ и производственных предприятий. Стоимость этих работ в сметных расчетах выделяют отдельно.
Транспорт на строительстве в зависимости от расположения дорог по отношению к строительному объекту разделяют на внешний и внутренний.
Внешним называют транспорт (железнодорожный или водный), осуществляющий доставку материалов на строительство из пунктов снабжения, расположенных вне районов строительства. Внутренний транспорт обеспечивает перевозку грузов в пределах района строительства.
Транспортные работы на строительстве принято измерять тонно-километрами. Количество тонн перевозимого груза определяют потребностью строительства в материалах, подсчитанной по данным проекта строящейся дороги, а количество километров — взаимным расположением мест погрузки и разгрузки перевозимых материалов.
Интенсивность перевозок характеризуется понятиями «грузооборот» и «грузопоток». Грузооборот — это общая интенсивность перевозок грузов (т) со складов на объект или с объекта на объект за определенный промежуток времени, а грузопоток — интенсивность транспортирования грузов (т) по определенному участку пути в единицу времени.
При выборе транспортных средств и маршрутов перевозок следует учитывать степень транспортабельности грузов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о транспортных процессах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы