Автомобильные перевозки составляют до 90% в общем объеме транспортных работ на дорожном строительстве.
Виды перевозок зависят от технико-экономических факторов (расстояний, рода грузов, рельефа местности, наличия и состояния дорог и т. д.) и могут быть специализированными (одним видом транспорта) или смешанными (автомобильно-железнодорожными, автомобильно-водными, автомобильно-воздушными и т. п.). Выбор вида перевозок основывается на технико-экономическом сопоставлении.
Наиболее экономичный вид транспортирования грузов — водный. Роль речного транспорта в транспортной системе страны в значительной мере определяется географическим расположением водных путей и сезонностью их использования.
Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места строительства.
Сопоставлять различные виды транспорта необходимо для каждого груза в отдельности с учетом преобладающих дальностей возок и других конкретных условий производства транспортных работ. Решающим фактором обычно является стоимость перевозок. При прочих равных условиях принимают к использованию транспорт, у которого стоимость перевозки 1 т груза будет наименьшей.
Применять автомобильный транспорт почти всегда наиболее экономически выгодно и технически удобно при дальности возки от 3—5 до 40— 50 км, а в отдельных случаях и до 100 км.
Это объясняется следующими преимуществами: – достаточно большой скоростью перемещения (в среднем 20-40 км/ч); – маневренностью в пределах рабочей зоны; – наличием специальных кузовов, приспособленных для перевозки самых разнообразных грузов: штучных, навалочных, пылевидных, жидких, вязких и т. д.
Однако автомобильному транспорту свойственны и недостатки. Наиболее существенным является зависимость проходимости и скорости движения автомобилей от состояния путей подвоза.
Наибольший объем транспортных работ характерен для устройства дорожных одежд. В этом случае автомобилями-самосвалами перевозят щебень, песок, гравий, бетонную и асфальтобетонную смеси.
С увеличением расстояния транспортирования повышается производительность автомобилей в тонно-километрах и уменьшается число перевезенных тонн. Учитывая эту зависимость, целесообразно на небольших расстояниях применять автомобили малой грузоподъемности и, наоборот, при работе на больших расстояниях — автомобили большой грузоподъемности и автопоезда.
С увеличением скорости движения производительность увеличивается, но не прямо пропорционально, так как время рейса автомобиля уменьшается, а время простоя под погрузкой и разгрузкой остается постоянным.
Производительность транспортного средства может быть увеличена за счет более полного использования его грузоподъемности, сокращения времени на погрузку и разгрузку, увеличение скоростей движения и ликвидации непродолжительных простоев.
Средняя техническая скорость машины зависит от ее конструктивных особенностей, дальности перевозки груза, типа покрытий и т. д. (табл.2.1), а коэффициент использования грузоподъемности — от вида перевозимого материала (табл.2.2).
Время нормированного простоя под погрузкой и разгрузкой разделяют на основное и дополнительное. В основное входит время, необходимое Для выполнения погрузо-разгрузочных работ в пределах установленных норм; грузовладельцем оно не оплачивается. В дополнительное входит время на заезды, взвешивание, пересчет, лабораторный анализ груза.
Основные нормы простоя при выполнении погрузо-разгрузочных работ устанавливают в зависимости от способа их производства и грузоподъемности транспортных средств.
Для обеспечения полного использования грузоподъемности автомобилей-самосвалов необходимо подбирать погрузочные средства соответственно их тоннажу с целью сокращения времени под погрузкой.
Преимущество самосвала перед бортовым автомобилем состоит в уменьшении времени простоя под разгрузкой, поэтому его выгодно использовать на коротких расстояниях. С увеличением расстояния перевозки преимущество самосвала уменьшается. На коротких расстояниях (до 3 км) себестоимость единицы перевозки грузов автомобилями значительно возрастает, а средняя скорость движения падает.
Один из основных резервов повышения эффективности производства работ — четкая организация использования автомобильного транспорта и координация его взаимодействия со строительно-дорожными машинами в СКМ и производственными предприятиями (АБЗ, ЦБЗ, карьеры и т. д.).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор транспортных средств"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы