Самоходные очистные машины предназначены для очистки механическим способом наружной поверхности труб от слоя грязи, жирных пятен, окалины, ржавчины и ржавой пыли, а также для покрытия очищенной поверхности тонким слоем холодной грунтовки— праймером (раствор битума в бензине по весовому соотношению 1:2,5). Очистка труб до металлического блеска при их сильной заржавленности производится обычно за два прохода машины или двумя машинами, следующими одна за другой. В последнее время начат выпуск комбинированных машин, у которых операции очистки и изоляции трубопровода совмещены: после нанесения грунтовки осуществляется обмотка трубопровода одним или двумя слоями полимерной ленты и защитной оберткой.
Рис. 14. 1. Очистная машина
Отечественные самоходные очистные машины типа ОМ и ОМЛ, предназначенные для очистки трубопроводов диаметром 89— 1420 мм, по конструкции и кинематике имеют много общего и отличаются друг от друга (в зависимости от диаметров очищаемых трубопроводов) габаритными размерами, мощностью силовой установки, массой и количеством рабочего инструмента.
Основными узлами самоходной очистной машины (рис. 14. 1) являются: несущая рама с приводными ходовыми колесами, силовой агрегат — двигатель внутреннего сгорания (дизельный или карбюраторный), передний рабочий орган для очистки труб, задний рабочий орган для нанесения на трубу грунтовки и узлы трансмиссии, предназначенные для передачи вращения от двигателя на ходовые колеса и рабочие органы машины. На раме установлены также бак для грунтовки, бак для топлива и грузовая подвеска, с помощью которой машина подвешивается на крюке работающего в паре с ней трубоукладчика при подъеме и опускании. При движении по трубопроводу машина дополнительно опирается на колесное устройство, обеспечивающее устойчивость машины против опрокидывания. В зависимости от условий работы это устройство монтируется с правой или левой стороны машины. Для чистки труб используется специальный набор рабочих инструментов, состоящий из комплекта скребков с твердой наплавкой и плоских металлических щеток, смонтированных по окружности двух отдельных роторов переднего рабочего органа, вращающихся во взаимно противоположных направлениях. Скребки предназначены для удаления грязи, окалины и основного слоя ржавчины и монтируются на переднем (по ходу машины) роторе. Щетки служат для окончательной очистки поверхности трубопровода от рыхлого слоя ржавчины и устанавливаются за скребками на заднем роторе. Каждый из роторов опирается на ролики и состоит из приводной звездочки и двух плоских колец, связанных между собой осями. На осях шарнирно надеты рычаги с очистным инструментом. Прижатие скребков и щеток к очищаемой поверхности осуществляется пружинами.
Нанесение грунтовки на очищенную поверхность трубопровода производится двумя джуто-кордовыми полотенцами и мягкими травяными щетками, смонтированными на роторе праймирования заднего рабочего органа. Ротор состоит из приводной звездочки и плоского кольца, связанных между собой несколькими осями. На осях смонтированы полотенца, натяжение которых для плотного облегания трубопровода производится с помощью скоб и пружин. На плоском кольце ротора установлены кронштейны крепления травяных щеток. Грунтовка поступает к полотенцам ротора праймирования из грунтовочного бака через регулирующий подачу кран и сопло гидравлического провода. При вращении ротора вокруг трубы полотенца захватывают грунтовку и равномерно распределяют ее по очищенной поверхности тонким слоем, который затем втирается травяными щетками.
Наличие коробки скоростей в системе привода ротора праймирования и ходовых колес позволяет регулировать в широком диапазоне скорости нанесения грунтовки и движения машины в зависимости от степени заржавленности поверхности труб. Управление машиной осуществляется рычагами сосредоточнными у сиденья оператора. Максимальная скорость передвижения машин типа ОМ и ОМЛ составляет 0,1—0,54 км/ч, частота вращения ротора 65—240 об/мин, мощность двигателя 6—100 кВт, масса 0,45—13,6 т.
Для очистки и праймирования трубопроводов диаметром 114—529 мм на коротких прямых и криволинейных участках применяются портативные очистные машины типа ПОМ. Эти машины имеют разъемный (по оси трубы) рабочий орган, что позволяет устанавливать их в любом месте трубопровода без разреза последнего. Передвижение вдоль трубы ручное и механическое. На машинах ПОМ устанавливают двигатель мощностью 6 кВт.
При эксплуатации очистных машин необходимо строго соблюдать правила противопожарной безопасности, так как их работа связана с нанесением праймера, приготовленного на легковоспламеняющемся бензине.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Очистные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы