Шло одно из совместных учений подразделений Группы советских войск в Германии и Национальной народной армии ГДР. Стремительным маршем наступавшие продвигались к вздувшейся после дождей Эльбе. Танки и самоходки, поставленные на прямую наводку, открыли частый огонь по «противнику», закрепившемуся на противоположном левом берегу.
Первая волна атакующих форсировала реку с ходу: мотопехота — на плаву, танки — по дну. Но это было лишь начало сражения. «Противник» всеми силами навалился на передовой отряд, занявший небольшой плацдарм. Срочно нужна была подмога.
И она пришла в виде колонны рычащих КрАЗов, с громоздкими, крутобокими, словно цистерны, понтонами на горбу. Это прибыли гвардейцы-саперы. Прошло ка-ких-то полчаса — и реку перечертила широкая лента наплавного моста. Как ручьи стекаются к реке, так со всех сторон к этой переправе двинулись колонны боевой техники. Главные силы развили наступление…
Современный понтонно-мостовой парк (ПМП) — хозяйство сложное. И оно немыслимо без автомобилей. Все его элементы в прямом смысле этого слова находятся на колесах. Причем, задача автомобилей — не просто довезти имущество парка до места наведения переправы. Они — непосредственные участники ее сооружения.
…Вот получена команда на наводку моста, и КрАЗы с понтонными звеньями выдвигаются из исходного района к реке. Здесь их колонна начинает движение параллельно берегу. Участки выгрузки намечены на расстоянии 10—12 м друг от друга. Каждый автомобиль подходит к своему участку и останавливается. А потом начинается самая ответственная работа. Всем водителям нужно сделать одновременный разворот машин из колонны в шеренгу. И затем подать автомобили задним ходом к урезу воды, к месту выгрузки.
А дело это непростое. Понтоны можно сбрасывать на воду только при глубине не менее полуметра. Если же у берега мелководье, то КрАЗы, пятясь, входят в воду и движутся, пока ее уровень не достигнет ступицы заднего колеса. Здесь нужна ювелирная точность. Чуть-чуть не дотянул, сбросил звено на мелководье — и придется тратить дорогое время, чтобы столкнуть его на глубину. А подал машину чуть глубже, чем надо,— и, даже снизив давление в шинах, не всегда сумеешь самостоятельно выехать на берег… Или, скажем, водитель резко затормозил до того, как понтонер — первый номер расчета — дал отмашку и открыл крюк-фиксатор. В этом случае звено может застрять на машине. И тогда, чтобы освободить крюк, придется рывками подавать машину вперед…
Наконец все звенья сброшены на воду. Но работа для водителя не кончается. Он хватает багор и бежит помогать понтонерам стыковать звенья. А когда и с этим делом будет покончено, он может занять место за рулем буксирно-моторного катера, чтобы собранный плавучий мост расположить как положено — не вдоль, а поперек реки.
Автомобили для перевозки понтонных парков применяются давно. Еще в 1930 г. Народный комиссариат по военным и морским делам утвердил «Систему инженерного вооружения» Красной Армии, в которой предусматривалось и широкое развитие понтонной техники. Вскоре в части стал поступать понтонный парк Н2П образца 1932 г. Он, как было сказано в «Наставлении», являлся «тяжелым переправочным средством РККА (корпуса и армии), могущим обслуживать все рода войск, включая механизированные и железнодорожные». Имущество его перевозилось на специально оборудованных автомобилях ЗИС-5.
Для своего времени понтонный парк Н2П был весьма совершенным и считался лучшим в мире. Позже он несколько раз модернизировался, широко использовался в боях Великой Отечественной войны. Во фронтовых условиях для его перевозки часто применяли и переоборудованные грузовики обычного типа — ЗИС-5, «Студебекер» и др.
«Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Кому почесть, кому слава,
Кому темная вода…»
Эти слова из известной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» вспоминаются, когда речь идет о героизме наших бойцов, проявленном при форсировании многочисленных водных преград. Были среди этих отважных воинов и водители понтонных частей.
В один из осенних дней 1943 г. 15-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон вышел к Днепру в районе Киева. Его задачей было обеспечить переправу наших войск на Букрин-ский плацдарм. Грузовик младшего сержанта Ивана Крюкова был оборудован для транспортировки буксирного катера БМК-70. Шофер спустил катер на воду, поставил автомобиль в укрытие и… стал матросом. Почти двое суток, без отдыха, под бешеным огнем врага Крюков буксировал на своем катере понтонные паромы с бойцами и техникой.
Во время одного рейса осколки вражеского снаряда пробили понтон, и в него хлынула вода. Но Крюков сумел быстро залатать пробоины и вывести паром из-под обстрела. Во время другого рейса он заметил паром, беспомощно плывущий по течению: катер, буксировавший его, был потоплен прямым попаданием авиабомбы. Крюков взял этот паром на буксир и во время следующих рейсов стал перевозить по два парома — свой и спасенный. За мужество и героизм, проявленные при освобождении столицы Советской Украины, водитель Иван Игнатьевич Крюков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Еще в годы войны у нас были созданы и испытаны в боевой обстановке новые металлические понтонные парки — легкий и тяжелый. Они и стали основными переправочными средствами Советской Армии в послевоенные годы. Их перевозили на специально оборудованных автомобилях повышенной проходимости: полупонтоны тяжелого понтонного парка (ТИП)—на ЗИС-151А, а легкого — на ГАЗ-бЗА. Позже на смену им пришел понтонно-мосто-вой парк ПМП, транспортируемый КрАЗами. Была также принята на вооружение мостостроительная установка УСМ. Она представляла собой комплекс оборудования, необходимого для постройки низководных или подводных мостов. Это оборудование монтировалось на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. Сегодня наши Вооруженные Силы оснащены совершенной и надежной переправочной техникой.
Немалое внимание средствам наведения переправ уделяют и в армиях стран НАТО. Командование этого блока резонно считает, что водные преграды резко замедляют продвижение войск. А таких преград, скажем, на Центрально-Европейском театре военных действий немало. По подсчетам натовских специалистов, здесь дивизия при темпе наступления до 50 км в сутки может встретить пять — десять узких (шириной до 30 м) водных преград и одну-две — средние (30—100 м). А каждые третьи сутки на пути дивизии будет попадаться одна широкая (свыше 100 м) преграда. Понятно, что для их преодоления потребуется большое количество переправочных средств.
Наиболее совершенными из них западные специалисты считают самоходные понтонные парки. Ведь те позволяют преодолевать водные преграды с ходу и в короткие сроки. А представляют они собой не что иное, как специальные плавающие автомобили, оборудованные элементами верхнего строения моста и скрепляемые в мост наподобие понтонов.
Значительную часть преград на пути войск составляют рвы, овраги, небольшие ручьи и крутые откосы. Для их преодоления применяют элементы табельных понтонных парков и механизированные мостоукладчики на танковой или автомобильной базе. Кроме того, для переправы подразделений широко используют несамоходные понтонные парки, десантные лодки, паромы, пешеходные мосты и т. д. Для перевозки этого имущества тоже нужны автомобили.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Переправа, переправа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы