Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   

Публикация:
   Права и обязанности машиниста башенного крана

Читать далее:




Права и обязанности машиниста башенного крана

Общие положения. Машинист башенного крана несет ответственность за кран и оборудование. Если машинист работает с нарушениями правил и инструкции, его подвергают административному взысканию, а при аварии (несчастном случае) привлекают к судебной ответственности.

К управлению башенным краном и обслуживанию его допускаются машинисты, имеющие удостоверение на право управления башенными кранами и назначенные приказом по предприятию (строительству), в ведении которого находится кран.

Машинист башенного крана должен знать: инструкции завода-изготовителя по монтажу и по эксплуатации крана; устройство и назначение крана, его механизмов и приборов безопасности; факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости; ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазывания трущихся частей крана; установленный на строительстве (предприятии) порядок обмена сигналами со стропальщиком; безопасные способы строповки или зацепки грузов; правила безопасного перемещения грузов кранами; требования, предъявляемые к крановым путям и их содержанию; приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи; лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Дополнительные материалы по теме:


Машинист должен владеть навыками управления механизмами крана и ухода за ними и уметь определять пригодность к работе канатов и съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, тары).

Машинист контролирует работу стропальшика и отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика.

Обязанности машиниста перед пуском крана в работу. Прежде чем приступить к работе, машинист обязан ознакомиться с записями в вахтенном журнале и принять кран.

Для этого машинист должен осмотреть и проверить: крановые пути и концевые упоры; гибкий токоподводящий кабель, а также заземляющие проводники; механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты; исправность ограждений механизмов и электрооборудования; наличие в кабине диэлектрических ковриков; смазывание передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников; металлоконструкцию крана (башню, стрелу, портал) и состояние соединений отдельных секций башни и стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т. п.); состояние канатов и их крепление на барабане, стреле или в других местах, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов; крюк, его крепление в подвеске и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка; комплектность противовеса и надежность его крепления; приборы и устройства безопасности на кране (конечные выключатели, указатель грузоподъемности в зависимости от вылета, сигнальные приборы, аварийный рубильник, ограничитель грузоподъемности); освещение крана; пломбы или замки на защитной панели; проходы (шириной не менее 700 мм) между краном и выступающими частями строящегося здания или другими наземными постройками, а также штабелями груза, уложенного вдоль крановых путей на всем их протяжении.

Машинист обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъемности, даты испытания и номера.

Машинист, принимающий смену, проверяет состояние крана совместно с машинистом, сдающим смену. Для этого администрация выделяет необходимое время.

Кран осматривают только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине машиниста. Гибкий кабель контролируют при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.

При осмотре крана машинист должен при необходимости пользоваться переносной лампой напряжением не выше 12 В.

Перед пуском крана машинист включает рубильник в кабине, лишь убедившись, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки всех контроллеров находятся в нулевом положении.

После осмотра крана, перед пуском его в работу, машинист опробует вхолостую все механизмы крана и проверяет при этом исправность механизмов крана и электрической аппаратуры; тормозов; указателя вылета; приборов и устройств безопасности.

Исправность ограничителя грузоподъемности башенных кранов контролируют, поднимая груз на башенных кранах грузоподъемностью до 5 т—перед началом каждой смены; на монтажных кранах грузоподъемностью более 5 т—в сроки, установленные администрацией строительства или предприятия. Ограничитель грузоподъемности проверяют в присутствии лица, ответственного за безопасность работ по перемещению грузов кранами. О результатах проверки делают запись в вахтенном журнале.

При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, делает соответствующую запись в вахтенном журнале, докладывает обо всем лицу, ответственному за исправное состояние крана, и ставит в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Машинист не должен приступать к работе на кране при следующих неисправностях:
— трещинах или деформации в металлоконструкции крана;
— ослаблении болтов в местах разъемных стыков;
— трещинах в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах) при отсутствии шплинтов, ослаблении крепления канатов;
— обрывах и износе стрелового или грузового каната, превышающих установленную норму; обрывах прядей или местном повреждении;
— повреждениях механизма подъема груза или механизма подъема стрелы; деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;
— уменьшении массы противовеса или балласта;
— износе крюка в зеве больше 10% первоначальной высоты сечения, неисправности устройства, замыкающего зев крюка;
— нарушении крепления крюка в подвеске;
— неисправности или отсутствии ограничителя высоты подъема крюка, грузоподъемности, вылета или сигнального прибора;
— отсутствии ограждений механизмов или оголении токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствии или повреждении заземления.

Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения башенного крана к источнику питания, замены плавких предохранителей, подключения электропечей машинист должен вызвать электромонтера. Выполнять эти работы машинисту запрещается.

Приняв кран, машинист делает соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и после получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, приступает к работе.

Перед началом работы машинист проверяет удостоверение на право производства работ у стропальщика, если последний впервые приступает к работе. Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие прав стропальщика, машинист не должен приступать к работе.

Перед началом работы машинист обязан убедиться, что освещенность рабочей площадки в зоне действия крана достаточна. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане машинист, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Обязанности машиниста во время работы крана. Во время работы машинист следит за тем, чтобы стропальщик не оттягивал груза при его подъеме, перемещении и опускании, не поправлял стропы на весу. ? , 1

Машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей во время работы крана, а также очищать, смазывать и ремонтировать механизмы.

Машинист не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения лица, ответственного за исправное состояние крана.

При наличии на кране стажера как машинист, так и стажер не имеют права отлучаться из кабины крана, не предупредив об этом друг друга. При отлучке машиниста стажеру управлять краном не разрешается. Если машинист работает без стажера, то, уходя с крана, он должен отключить подачу тока, запереть дверь кабины и укрепить кран противоугонными захватами. Подниматься на кран и спускаться во время работы механизмов крана не разрешается.

При внезапной остановке крана машинист должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если в этом случае груз остался в поднятом положении, машинист обязан через стропальщиков или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство ра-гпуч“0 пеРемеи*ению грузов кранами, и в его присутствии опустить ственнУЧНЬМ РастоРмаживанием. При этом до прихода лица, ответ-,Tnfi„ 33 перемещение грузов, машинист должен принять меры, ы люди не проходили под поднятым грузом.

Перед началом передвижения крана или перед поворотом его стрелы, если в работе крана был перерыв, машинист дает предупредительный звуковой сигнал.

Машинист должен остановить кран по сигналу «стоп», кем бы этот сигнал не подавался.

Машинисту не разрешается изменять вылет во время обвязки (зацепки) груза и при его освобождении.

Совмещать движения краном можно только в точном соответствии с указаниями, содержащимися в Инструкции завода-изготовителя, при этом нельзя допускать одновременного включения механизмов.

Включать и останавливать механизмы крана машинист должен плавно, без рывков. Переводить механизмы с прямого хода на обратный до полной остановки не разрешается, за исключением тех случаев, когда, необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.

Подводить кран к конечным выключателям разрешается только на пониженной скорости. Использовать конечные выключатели в качестве рабочих органов отключения электродвигателей не разрешается.

Машинисту запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители подъема и грузоподъемности, тормозные электромагниты, электрическую защиту), а также работать на кране при их неисправности.

При подъеме стрелы машинист должен следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.

При необходимости перемещать груз над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где находятся люди, машинист может приступить к работе только после получения письменного распоряжения администрации строительства (предприятия), ознакомления с мероприятиями по безопасной транспортировке грузов и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Поднимать, опускать и перемещать груз над людьми допускается лишь на основании письменного разрешения администрации строительства (предприятия), выданного машинисту крана, и после принятия администрацией необходимых мер безопасности и ознакомления с ними машинистов, стропальщиков и лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

При подъеме и перемещении груза машинист должен руководствоваться следующим:

поднимать и перемещать груз можно только по сигналам стропальщика или сигнальщика.

Если возникает необходимость поручить подачу сигналов другим лицам (прорабу, мастеру, бригадиру), машинист должен быть об этом заранее предупрежден.

Если сигнал подается неправильно, вопреки принятой инструкции, машинист не должен по такому сигналу производить работу;
— грузоподъемность крана для каждого вылета определять по указателю грузоподъемности;
— при погрузке и разгрузке автомашин и прицепов к ним, железнодорожных платформ и полувагонов работа крана разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем машинист должен предварительно убедиться;
— крюк подъемного механизма следует устанавливать над грузом так, чтобы при подъеме исключалось косое положение грузового каната;
— если поднимаемый груз имеет массу, близкую к грузоподъемности для данного вылета, необходимо предварительно поднять груз на высоту не более 200—300 мм, чтобы убедиться в устойчивости крана и исправности действия тормозов, а также правильности строповки, после чего продолжать подъем на нужную высоту;
— грузы, перемещаемые горизонтально, следует предварительно поднять на 1 м выше встречающихся на пути предметов;
— при подъеме груза расстояние между крюковой подвеской и блоками на стреле не должно допускаться менее 0,5 м;
— разгружать и укладывать груз нужно, руководствуясь габаритами для складирования и не загромождая проходов;
— мелкоштучные грузы нужно поднимать и перемещать в специальной таре; „ | перед подъемом груза из колодца, траншеи, котлована и опусканием груза в них машинист должен предварительно убедиться в том, что при низшем положении крюка на барабане остается не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Машинист должен следить за канатами: если они сбились с барабана или с блока, на них образовались петли или повреждения, машинист обязан приостановить работу крана.

При подъеме и опускании груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, машинист предварительно должен убедиться в отсутствии стропальщиков или других людей между поднимаемым грузом и указанными частями зданий, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задеть стрелой или поднимаемым грузом стены, колонны, вагона. Укладывать груз в полувагоны, на платформы и вагонетки, а также снимать его нужно, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ.

При одновременной работе нескольких башенных кранов на одном пути во избежание столкновения машинисты должны сохранять расстояние между кранами или подвешенными грузами не менее 5 м, предупреждая сигналами друг друга о приближении своего крана.

Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди; при осмотре крана лицом, ведущим регулярное наблюдение за ним, машинист должен включать механизмы крана только по сигналу лица, производящего осмотр.

При подъеме и перемещении грузов машинисту запрещается:
— допускать к обвязке или зацепке грузов лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм;
— работать, не имея схем правильной обвязки и зацепки грузов; поднимать или кантовать груз, масса которого не известна или превышает грузоподъемность крана для данного вылета; резко тормозить при повороте стрелы с грузом; подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при косом направлении канатов;
— отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном;
— освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи);
— поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно обвязанный, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
— подавать материалы в оконные дверные проемы, если они не имеют приемных площадок;
— укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи;
— укладывать груз на леса или перекрытия без письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
— поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемый весом людей или поддерживаемый руками;
— передавать управление краном лицам, не имеющим на это прав, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без наблюдения за ними;
— загружать грузы в автомашины и разгружать, если шофер или другие люди находятся в кабине;
— регулировать тормоза механизма подъема при поднятом грузе; опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
— поднимать баллоны со сжатым и сжиженным газом без контейнера.

Поднимать кирпич, плитку и другие материалы,- уложенные на поддонах без ограждения, разрешается только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, их прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ.

Машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, если возникли следующие неисправности:
— поломаны механизмы и металлоконструкции крана; корпус электродвигателя, контроллера, кожуха аппаратов, крюк или металлические конструкции крана находятся под напряжением; часто срабатывает электрическая, тепловая или иная защита; закручиваются канаты грузового полиспаста;
— противовес при повороте крана может задеть выступающие части здания, леса или другие сооружения; неисправен крановый путь;
— недостаточно освещены места работы крана, машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
— температура воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана.

При приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данного крана, указанную в его паспорте, машинист должен выполнить указание Инструкции завода-изготовителя против угона крана ветром.

Если во время работы крана произойдет авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно остановить кран и поставить в известность об аварии лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицо, ответственное за исправное состояние крана.

При возникновении на кране пожара машинист должен немедленно прекратить подачу тока на кран и приступить к тушению пожара, вызвав одновременно через одного из членов бригады, обслуживающей кран, пожарную охрану.

Машинисту запрещается оставлять на площадках и механизмах крана инструмент, детали, посторонние предметы.

Обязанности машиниста после прекращения работы крана. По окончании работы крана машинист обязан:
— опустить груз на землю, снять стропы и поднять крюк в верхнее положение;
— установить стрелу в положение, определяемое Инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана; поставить кран в предназначенное для стоянки место; выключить в кабине рубильник; закрыть в кабине окна и запереть дверь на замок; выключить рубильник на подключательном пункте и запереть последний на замок;
— укрепить кран всеми противоугонными захватами. При работе крана в несколько смен машинист, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику о всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

Обслуживание крана. Машинист отвечает за правильное обслуживание крана; при этом он должен:
— содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;
— своевременно смазывать все трущиеся механизмы и канаты, согласно указаниям Инструкции завода-изготовителя;
— хранить смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической посуде; удалять с крана использованный обтирочный материал;
— следить, чтобы на кране не было каких-либо неукрепленных предметов, а также инструмента в местах, не предназначенных для его хранения;
— знать сроки и результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его механизмов и узлов по записи в журнале периодических осмотров.

Неисправности, возникшие во время работы крана, устраняют по заявке машиниста. Другие виды ремонта крана проводят в установленные администрацией сроки.

При всех осмотрах электрооборудования подача тока на кран должна быть прекращена, а рубильник на портале башенного крана в отключенном состоянии должен быть заперт на замок на все время осмотра. При осмотрах гибкого кабеля должен быть отключен рубильник на вводе.

Пробный пуск башенного крана после ремонта (планового, аварийного) машинист обязан проводить только в присутствии лица, ответственного за ремонт, и приступать к работе только по письменному распоряжению лица, ответственного за исправное состояние крана.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: -

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Права и обязанности машиниста башенного крана"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства