Процесс торможения трактора заключается в превращении развиваемой при его движении кинетической энергии в работу трения, а затем в теплоту, рассеиваемую в окружающую среду.
Точкой опоры при торможении служит дорога, тормозной силой — сила трения Рт (рис. 103,а), возникающая между покрышкой колеса и дорогой и направленная в сторону, противоположную движению трактора.
Колесо трактора вращается вместе с тормозным барабаном, с которым оно наглухо соединено.
Внутри барабана находятся две колодки, установленные на диске — тормозном щите, жестко укрепленном на корпусе ведущего моста трактора.
Если нажать ногой на педаль, то колодки разжимным кулаком раздвинутся и с силами F’ прижмутся к внутренней поверхности вращающегося вместе с колесом барабана. При этом возникнут силы трения Т1 и Т2, препятствующие вращению колеса, а следовательно, и движению трактора.
Чем сильнее прижимаются тормозные колодки к тормозному барабану, тем больше будет сила трения Рт, а следовательно, и работа трения, тем больше будет выделяться теплоты и тем быстрее будет поглощаться кинетическая энергия, накопленная трактором, а следовательно, и быстрее остановится трактор.
При снятии ноги с педали колодки пружиной отводятся от тормозного барабана и торможение прекращается.
Мы пояснили действие тормозов трактора на примере взаимодействия колодок с барабаном. Но у тракторов, кроме таких тормозов, находят применение тормоза, в которых вместо колодок имеются ленты — ленточные тормоза или диски — дисковые тормоза. Рассмотрим устройство и действие различных типов тормозов.
Рис. 103. Тормоза:
а, д — колодочные; б — ленточный; в — дисковый; г — установленные на прицепе; 1 — колодка; 2— педаль; 3 тормозной барабан; 4 -кулак; 5— пружина; 6 — ось; 7, 18 — рычаги; 8, 9 — пальцы; 10 лента; 11 — шкив; 12 — кронштейн: 13 — вал; 14, 17 — диски; 15 — шарик; 16 — корпус; 19 — седло; 20 -главный цилиндр; 21 — шланг; 22 — шток; 23 — поршень; 24 — рабочий цилиндр; 25 — неподвижный диск; 26 — накладка; I — тормоз выключен; II — тормоз включен.
В левой части диска колодки опираются на ось 6, а на правой — на кулак 4 и, кроме того, колодки соединены между собой пружиной.
Ленточные плавающие тормоза находят широкое применение на тракторах.
Устройство. На валу, соединенном с ведущим колесом трактора (непосредственно или через передачу), жестко укреплен тормозной шкив (см. рис. 103,6). Вокруг этого шкива расположена стальная лента, внутренняя поверхность которой покрыта фрикционной накладкой, так же как и тормозные колодки. Оба конца тормозной ленты соединены с двумя плечами рычага при помощи пальцев, которые помещены в вырезы неподвижного кронштейна. Рычаг соединен тягой с педалью тормоза.
Действие. Если во время движения трактора нажать на педаль, двуплечий рычаг повернется вокруг своей оси и начнет равномерно стягивать оба конца тормозной лентой, прижимая ее к тормозному шкиву.
Как только между лентой и тормозным шкивом возникает сила трения, в зависимости от направления вращения шкива (трактор идет вперед или назад) один конец ленты, набегающий через палец, упрется в вырез неподвижного кронштейна и станет неподвижным, а второй — сбегающий — будет затягиваться рычагом.
При таком устройстве интенсивность торможения будет одинакова, в какую бы сторону ни вращался шкив.
Поскольку у тормоза такого типа нет постоянной связи с каким-либо упором, он называется плавающим.
Дисковые тормоза компактнее ленточных и достаточно надежны в работе.
Устройство. На валу, соединенном через передачу с ведущими колесами трактора, на шлицах посажены два диска с фрикционными накладками. Между ними расположены два нажимных диска с лунками, в которые заложены шарики. Нажимные диски стягиваются между собой пружинами и свободно располагаются в чугунном корпусе.
Действие. Если педаль тормоза свободна, то под действием пружин диски сжаты и никакого воздействия на диски не оказывают (см. рис. 103, в, I).
При нажатии на тормозную педаль диски поворачиваются вокруг своей оси навстречу один другому. При этом шарики, скользя по поверхностям лунок, раздвигают диски в стороны и прижимают диски к стенкам корпуса. Образовавшиеся при этом силы трения затормаживают вращение вала (см. рис. 103, в, 11), а следовательно, и колес трактора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Принцип работы тормозов трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы