Тормозами трактора и прицепа, буксируемого трактором, можно управлять при помощи различных типов приводов: механического, гидравлического или пневматического.
Механический привод тормозов применяют для управления тормозами трактора. Он отличается простотой устройства. Управляют тормозами с помощью двух педалей, каждая из которых предназначена для тормоза одного из задних колес. При транспортных работах, когда транспорт движется по хорошей дороге с большой скоростью, педали следует блокировать (соединять) планкой, чтобы оба тормоза работали одновременно.
Чтобы привести в действие такой тормоз, нужно ногой нажать на педаль, и это усилие, будучи увеличено соотношением плеч рычагов передаточного механизма, заставит колодки тормоза прижаться к стенкам тормозного барабана с силой F’ в результате чего и будет осуществляться торможение трактора.
Пневматический тормозной привод (рис. 104,6) используют для тормозов трактора и для буксируемого им прицепа. Он обладает преимуществами перед другими видами приводов: меньшим усилием, которое должен приложить тракторист к педали управления, достаточной надежностью работы, легкостью привода в действие тормозов прицепа, возможностью использования сжатого воздуха для других целей (накачивания пневматических шин трактора и др.).
Такой привод находит применение на мощных тяжелых колесных тракторах, где нужны большие тормозные усилия для тормозов трактора и буксируемого им прицепа, а также на универсально-пропашных тракторах для тормозов прицепов.
Рис. 104. Привод тормозов тракторных прицепов:
а — пневмосистема; б — пневматический; в — гидропневматический; 1 — компрессор; 2— регулятор давления; 3— баллон; 4 — манометр, 5 — разобщительный кран; 6, 17— воздухопроводы; 7— тормозной кран; 8 — педаль; 9 — соединительная головка; 10—колодки; 11—тормозная камера; 12 — рычаг; 13 — воздухораспределительный клапан; 14 — баллон прицепа; 15 — главный тормозной цилиндр; 16 — пневматический переходник; 18 — рабочий цилиндр; 19 — поршни.
Чтобы обеспечить всех потребителей трактора сжатым воздухом, на нем устанавливают пневматическую систему (см. рис, 104, а).
Устройство. Пневматическая система состоит из следующих частей: компрессора, приводимого в действие двигателем трактора (компрессоры тракторов средней мощности делают одноцилиндровыми с воздушным охлаждением, а мощных тракторов — двухцилиндровыми с жидкостным охлаждением); регулятора давления воздуха; баллона для сжатого воздуха; манометра для контроля за давлением в пневматической системе; тормозного крана; разобщительного крана, через который сжатый воздух от трактора передается на прицеп, имеющий пневматический привод тормозов; тормозной камеры пневматического переходника, с помощью которого осуществляется управление тормозами прицепа, имеющими гидравлический привод; соединительной головки, через которую сжатый воздух передается на тормозную систему буксируемого прицепа.
Действие. При работе трактора компрессор засасывает из впускной трубы двигателя за воздухоочистителем или из впускного коллектора двигателя очищенный воздух и подает его в регулятор давления. В регуляторе установлен фильтрующий элемент, который дополнительно отделяет от воздуха попавшие в него воду, масло и твердые частицы. После очистки воздух поступает в баллон 3. Как только давление воздуха в баллоне достигает верхнего допустимого предела (0,73 МПа), срабатывает регулятор и воздух из компрессора вместо баллона направляется в атмосферу без всякого противодавления. По мере расходования воздуха давление в баллоне 3 понижается. Как только давление дойдет до нижнего предела 0,66…0,69 МПа, регулятор вновь направит воздух в баллон, закрыв ему выход в атмосферу.
Если сжатый воздух направится в тормозную камеру (см. рис. 104,6), он будет давить на диафрагму, которая через шток повернет рычаг, а тот, в свою очередь, через разжимной кулак прижмет колодки к тормозному барабану с силой Я”.
При такой конструкции привода усилие тракториста при торможении трактора и прицепа затрачивается только на открытие крана, через который проходит сжатый воздух в тормозную камеру. Однако очень легкое управление тормозами не дает возможности трактористу «чувствовать» торможение, и поэтому привод тормозов специально несколько утяжеляют.
Стояночный (горный) тормоз. В качестве стояночного тормоза может быть использован рабочий тормоз. На рисунке 105, а показано устройство такого тормоза. Для этой цели на тракторе установлен рычаг 5, соединенный тягой с правой тормозной педалью 2. Прорезь в тяге 3 позволяет управлять тормозами трактора и прицепа (в том случае, если в седло установлен тормозной цилиндр гидравлического привода прицепа) педалью во время работы трактора.
Чтобы на стоянке затормозить трактор, нужно рычаг передвинуть на себя; при этом тяга нажмет на педаль и трактор (может быть, и прицеп) будет заторможен.
Чтобы освободить трактор от стояночного торможения, нужно нажать на кнопку и передвинуть рычаг от себя (по рисунку вправо).
Рис. 105. Стояночные тормоза:
а — рабочий в качестве стояночного; б — ленточный;в — дисковый; 1 — кнопка; 2 -педаль; 3 — тяга; 4 — седло для тормозного цилиндра прицепа; 5 — рычаг; 6 — стояночный тормоз; 7—рабочий тормоз; 8 -шкив; 9 — тормозная лента
Специальные стояночные тормоза делают ленточными или дисковыми.
Ленточный стояночный тормоз состоит из шкива, установленного на валу, передающем крутящий момент на ведущий мост. Вокруг шкива намотана тормозная стальная лента с фрикционными накладками. Один конец ленты закреплен в кронштейне, а другой соединен системой тяг с рычагом, имеющим защелку, фиксирующую его в нужных положениях.
Дисковый стояночный тормоз размещается рядом с рабочим тормозом и управляется рычагом с защелкой.
Управление тормозами, установленными на прицепных тележках (прицепах и полуприцепах). Гидравлический тормозной привод. После присоединения прицепа (полуприцепа) к трактору главный тормозной цилиндр (см. рис. 103, г, принадлежность прицепа) должен быть укреплен в седле. При переводе рычага, находящегося в кабине трактора, назад шток переместит поршень (по рисунку вправо), находящийся в цилиндре, вытолкнет тормозную жидкость, которая по шлангу поступит под высоким давлением (4…6 МПа) в рабочие цилиндры всех колес прицепа, и с силой Я’ раздвинет тормозные колодки и тем самым затормозит колеса прицепа.
Гидропневматический тормозной привод (см. рис. 104,в). После присоединения прицепа к трактору с пневматической системой следует снять главный тормозной цилиндр с седла, прикрепленного на дышле прицепа, и установить его в седло пневматического переходника, а разобщительный кран закрыть.
Если при этом не нажимать на педаль, сжатый воздух из баллона по воздухопроводам поступит в полости А и Б пневматического переходника, расположенные по обе стороны диафрагмы тормозной камеры. Торможения при этом не происходит.
При нажатии на педаль тормозной кран прекратит подачу воздуха в воздухопровод, а следовательно, и в полость Б переходника и соединит ее с атмосферой.
После того как педаль будет отпущена, все детали возвратятся в исходное положение и торможение прицепа прекращается.
Пневматический тормозной привод. Присоединив к трактору прицеп, следует прикрепить к соединительной головке шланг с головкой от прицепа. Затем нужно открыть разобщительный кран, чтобы воздух из баллона поступал в воздухораспределительный клапан прицепа и оттуда в баллон прицепа.
Когда тракторист нажмет на педаль, тормозной кран прекратит подачу воздуха в магистраль и соединит ее с атмосферой. В этом случае воздухораспределительный клапан прицепа немедленно направит сжатый воздух из баллона прицепа в рабочие тормозные камеры прицепа и тем самым затормозит его.
При освобождении педали воздух опять направится в баллон прицепа и будет его подзаряжать, а торможение колес прекратится.
Эффективность действия различных типов приводов. Из описанных конструкций приводов видно, что силы, прижимающие колодки к барабанам при одной и той же силе на педали, неодинаковы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Управление тормозами трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы