О техническом состоянии двигателя судят по контрольному расходу топлива, расходу масла на «угар», мощности, давлению масла в системе смазки, компрессии в цилиндрах и шумности работы.
В процессе эксплуатации двигателя перечисленные выше параметры не остаются постоянными. В период обкатки и приработки трущихся деталей двигателя (5—7 тыс. км пробега) происходит постепенное увеличение эффективной мощности двигателя и компрессии в цилиндрах, а также уменьшается расход топлива и смазки. По мере износа деталей двигателя эти параметры начинают ухудшаться. Наступает это обычно после 60 — 90 тыс. км пробега в зависимости от условий эксплуатации автомобиля, применяемых масел и топлив.
Контрольный расход топлива — один из объективных показателей технического состояния двигателя (при технически исправном автомобиле), который замеряют на автомобиле с полной нагрузкой и отключенным передним мостом (у автомобилей семейства УАЗ-452), движущемся по сухому ровному асфальтированному или бетонному шоссе со скоростью 30—40 км/ч. Замер производят при пробеге участка шоссе длиной 3—5 км в двух противоположных направлениях. Перед заездом необходимо прогреть двигатель и агрегаты шасси пробегом автомобиля 10—15 км.
Для замера расхода топлива рекомендуется применять бачок НИИАТ модели 361 Киевского завода ГАРО.
Если автомобиль прошел обкатку (не менее 2500 км) и технически исправен, то контрольный расход не должен превышать 12 л/100 км у автомобилей семейства УАЗ-451М и 13 л/100 км у автомобилей семейства УАЗ-452. В зимний период контрольный расход топлива может увеличиться не более чем на 10%.
Нельзя смешивать понятия контрольный расход топлива и эксплуатационный расход топлива, как это часто по ошибке делают.
Эксплуатационный расход топлива зависит от общего технического состояния автомобиля, дорожных и климатических условий, режима движения (скорость и нагрузка), а также от степени совершенства вождения автомобиля (квалификации водителя). Эксплуатационные нормы расхода топлива для автомобилей устанавливают союзные министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Для расчета эксплуатационных норм расхода топлива рекомендуется использовать «Таблицы для подсчета норм расхода жидкого топлива для автомобилей» авторов И. В. Поповой и В. Н. Денисова издательства «Машиностроение», 1966 г.
Мощностиые качества двигателя определяют по разгону и максимальной скорости движения автомобиля. Если автомобиль медленно разгоняется и имеет заниженную (по сравнению с указанной в заводской инструкции) максимальную скорость, то это (при технически исправных агрегатах шасси) свидетельствует об уменьшении мощности двигателя.
О техническом состоянии агрегатов шасси судят по величине пути свободного качения автомобиля, который определяют следующим образом.
На ровном участке асфальтированного шоссе при движении с установившейся скоростью 50 км/ч быстро выключают передачу и дают автомобилю свободно катиться до полной остановки. Путь свободного качения замеряют при заездах в двух противоположных направлениях.
Можно считать, что ходовая часть автомобиля находится в нормальном состоянии, если автомобиль после обкатки (после пробега 3000—4000 км) будет катиться до полной остановки не менее 350 м.
Расход масла «на угар» в период эксплуатации двигателя не остается постоянным: в процессе обкатки он снижается и после пробега 5—7 тыс. км становится постоянным и равным 100—150 г на 100 км пути. После пробега 70—90 тыс. км расход масла начинает возрастать. Если расход масла «на угар» превышает 450 г на 100 км пути, то двигатель необходимо ремонтировать. Расход масла замеряют методом долива.
Давление масла в системе смазки при скорости движения автомобиля 45 км/ч должно быть 2—4 кГ/см2. Оно может на непрогретом двигателе повыситься до 4,5—5 кГ/с.м2 и понизиться в жаркую погоду до 1,5 кГ/см2. Понижение давления ниже указанных величин свидетельствует (при исправной работе редукционного клапана) о значительных износах вкладышей коленчатого и распределительного валов и втулок коромысел. Давление масла необходимо проверять контрольным манометром с ценой деления не более 0,5 кГ/см2, который подсоединяют при помощи гибкого шланга к фильтру грубой очистки масла вместо датчика давления масла. Если замерить давление масла на ходу при скорости 45 км/ч не представляется возможным, то это можно сделать на стоящем на месте автомобиле. Для этого необходимо поднять на подставки задний мост, пустить двигатель и, выключив привод переднего моста (на автомобилях семейства УАЗ-452) и включив прямую передачу, открыть при помощи ручного привода дроссель карбюратора настолько, чтобы спидометр показывал скорость 45 км/ч, и замерить давление в системе.
Компрессию в цилиндрах проверяют компрессомет-ром модели 179 Казанского завода ГАРО. Вывернув свечи зажигания, вставляют резиновый конусный наконечник компрес-сометра в отверстие для свечи и стартером проворачивают коленчатый вал (10—12 оборотов) при полностью открытых воздушной заслонке и дросселе. Давление в цилиндрах должно быть в пределах 7,0—7,5 кГ/см2. Разница давления в различных цилиндрах не должна превышать 1 кГ/см2.
Равномерно пониженная компрессия во всех цилиндрах свидетельствует, как правило, о значительных износах цилиндров и поршневых колец. Понижение компрессии в отдельных цилиндрах может произойти в результате «зависания» или прогорания клапанов, пригорания или поломки поршневых колец, повреждения прокладки головки цилиндров или нарушения регулировки зазоров в клапанном механизме.
Стуки и шумы двигателя прослушивают стетоскопом на прогретом двигателе (температура масла и воды 70 — 85 °С) при разных оборотах коленчатого вала.
Работу кривошипно-шатунного механизма прослушивают стетоскопом, распределительного механизма — невооруженным ухом.
Начинать прослушивание рекомендуется с распределительного механизма, так как стуки в нем проявляются лучше на малых и средних оборотах коленчатого вала, а именно: клапанов при 500—1000 об /мин, толкателей при 1000—1500 об/мин, распределительных шестерен при 1000—2000 об/мин.
Стуки клапанов более ясно прослушиваются со стороны головки, над местами расположения клапанов; стуки толкателей и шеек распределительного вала — со стороны расположения распределительного механизма, на уровне оси распределительного вала; стуки распределительных шестерен — со стороны крышки.
Кривошипно-шатунный механизм (поршни, шатунные и коренные подшипники) прослушивают при резком изменении числа оборотов коленчатого вала (при прогазовках двигателя) в пределах от 500 до 2500 об/мин.
При выключении зажигания в цилиндре, в котором прослушиваются стуки кривошипно-шатунного механизма, они исчезают или значительно уменьшаются. Поэтому для определения, в каком цилиндре есть стуки, необходимо поочередно выключать в них зажигание, снимая со свечей провода.
Стуки коренных подшипников глухие, шатунных подшипников и поршневых пальцев — более резкие и звонкие. Стуки поршней — резкие дребезжащие. Работу этих деталей прослушивают на всех режимах работы двигателя.
Стуки поршней на прогретом двигателе, стуки поршневых пальцев, коренных и шатунных подшипников, клапанов и толкателей свидетельствуют о неисправности двигателя и потребности его в ремонте.
Несколько повышенный стук клапанов и толкателей, сливающийся в общий шум двигателя при увеличении оборотов коленчатого вала, или периодический стук клапанов, появляющийся и исчезающий при резком изменении оборотов коленчатого вала, а также незначительный стук поршней на непрогретом двигателе не являются признаками неисправности двигателя и поэтому допустимы. Допустим также незначительный шум высокого тона от работы распределительных шестерен и шестерен масляного насоса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Проверка технического состояния двигателя автомобилей УАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы