На большей части территории нашей страны в летний период температура воздуха находится в пределах 25 °С. В отдельных районах — в Среднеазиатских республиках, на Кубани, юге Украинской и Молдавской ССР — в летний период температура доходит до 35…40 °С, что создает для тракторов, работающих в этих условиях, большие трудности.
Проверкой установлено, что с возрастанием температуры окружающего воздуха мощность двигателя падает, а удельный расход топлива повышается. Рассмотрим влияние температуры на отдельные системы двигателя.
Система питания. При повышении температуры воздух расширяется, плотность его уменьшается, в результате чего ухудшается наполнение цилиндров свежим зарядом. Меньшее поступление воздуха в цилиндры ухудшает показатели рабочего процесса двигателя.
Возрастание температуры топлива, которая достигает порой в головке насоса 85 °С, влияет на основные физические свойства топлива — плотность и вязкость.
Снижение плотности вызывает уменьшение массовой подачи топлива в цилиндры двигателя. Пониженная вязкость топлива также уменьшает подачу за счет того, что увеличивается количество топлива, перетекающего через зазоры в плунжерных парах, и уменьшается дросселирование при отсечке топлива при открытии перепускного отверстия в плунжере топливного насоса. Например, при повышении температуры топлива с 20 до 90 °С его часовая подача уменьшается с 8 до 7,52 кг/ч.
Восстановить мощность двигателя, потерянную в результате повышения температуры топлива, можно двумя способами.
Первый способ. При регулировке топливных насосов устанавливают более высокую их подачу (на 4…5% выше нормы).
Второй способ. Охлаждают топливо в головке топливного насоса, изменив направление его слива из головки насоса — вместо подкачивающей помпы в топливный бак трактора. При такой схеме движения топлива его температура в головке насоса снижается весьма значительно, в некоторых случаях на 25…35 °С при температуре окружающего воздуха 25…28 °С. Кроме того, такая схема способствует засасыванию свежего, свободного от паров и воздуха топлива, что предохраняет систему от появления паровых пробок.
Паровые пробки в топливном насосе не только нарушают его нормальную работу, но и вызывают полусухое или сухое трение в плунжерных парах, что способствует их повышенным износам и задирам.
Для автоматического удаления воздуха и пара из системы питания в некоторых тракторах, предназначенных для работы в условиях высоких температур, на корпусе фильтра тонкой очистки устанавливают отводной штуцер, внутри которого ввинчен жиклер небольшого сечения. Через этот жиклер в течение всего времени работы двигателя по трубке для отвода выходят и направляются в топливный бак воздух, пары топлива и жидкое топливо в небольших количествах.
Система охлаждения. Двигатель получает теплоту не только от окружающего воздуха, но и от солнечной и тепловой радиаций окружающих предметов, прежде всего от почвы, по которой перемещается трактор. Таким образом, в двигателе появляется дополнительная теплота, которую необходимо отводить.
При повышении температуры охлаждающей жидкости уменьшается подача водяного насоса. Так, например, водяной насос дизеля СМД-60, имеющий при 70 °С подачу 425 л/мин, с повышением температуры охлаждающей жидкости до 95 °С подает только 250 л/мин.
Во время работы в условиях повышенных температур при нарушении нормального действия системы охлаждения возможен перегрев двигателя. Чтобы избежать этого, нужно выполнять следующие требования.
При ремонте сердцевин радиатора не следует глушить трубки.
Проводя техническое обслуживание и ремонт, не рекомендуется окрашивать сердцевины радиаторов и охлаждающие ребра цилиндров (при воздушной системе охлаждения). Часто краска теряет глянец, что вызывает усиленное отложение пыли на окрашенных поверхностях. Теплоотдача от радиатора и охлаждающих ребер цилиндров при окраске и загрязнении их поверхностей слоем пыли, семенами сорняков и т. д. значительно ухудшается. Поэтому необходимо очень тщательно следить за охлаждающими поверхностями и по мере загрязнения очищать их.
При проведении ежесменного технического обслуживания нужно очень внимательно просматривать все наружные приборы системы смазки и маслопроводы, устраняя подтеки масла. Масло, просочившееся через поврежденные места и попавшее на сердцевину радиатора или на поверхность ребер цилиндров, смешиваясь с пылью, закоксовывается, ухудшает теплопередачу и создает соединение, которое очень трудно потом удалить.
Смазочная система. Масло, смазывающее детали двигателя, при повышенной температуре окружающей среды окисляется интенсивнее. Вязкость масла вследствие увеличения асфальтенов повышается, что снижает КПД двигателя. Это, в свою очередь, приводит к повышенному тепловыделению и ускоренному старению масла, поэтому нужно внимательно следить за состоянием картерного масла и своевременно заменять его свежим.
Система пуска. При остановке дизеля, чаще всего после работы под большой нагрузкой, в агрегатах системы питания и топливопроводах образуются паровые пробки, затрудняющие последующий пуск дизеля. Поэтому перед началом пуска нужно тщательно проверять систему питания и при необходимости удалять воздух.
В карбюраторных пусковых двигателях мощность снижается за счет уменьшения плотности воздуха, а также за счет парообразования в топливопроводе и корпусе карбюратора, повышающего сопротивление жиклеров. Чтобы облегчить пуск пускового двигателя при высоких температурах, необходимо предварительно слить часть топлива из топливопровода и карбюратора при помощи иглы-утопителя поплавковой камеры карбюратора или нажимая на кнопку диафрагмы карбюратора.
Электрическое оборудование. Так как паровые пробки часто приводят к тому, что приходится длительное время провертывать коленчатый вал двигателя, аккумуляторная батарея должна иметь большую емкость и быть полностью исправной и заряженной. При проведении технического обслуживания необходимо чаще, чем обычно, проверять уровень электролита в батарее. Наблюдениями установлено, что при температуре свыше 30 °С вследствие испарения воды уровень электролита понижается примерно на 1…2 мм в сутки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа трактора в условиях повышенных температур"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы