В ряде районов нашей страны тракторы работают на полях, расположенных высоко над уровнем моря. Так, например, в районах Грузинской и Армянской ССР до 60% всех земель, обрабатываемых тракторами, находятся на высоте 1400…2500 м над уровнем моря.
С увеличением высоты над уровнем моря понижается атмосферное давление, что нарушает нормальное действие как дизеля в целом (понижается мощность и экономичность), так и отдельных его систем.
Эксплуатационная мощность дизеля, указываемая в заводских руководствах, и его удельный расход топлива соответствуют работе трактора на полях, расположенных на уровне моря, при атмосферном давлении 101,3 кПа, температуре окружающего воздуха 20 °С и относительной влажности воздуха 50%. Такую мощность называют приведенной.
При работе трактора в других условиях изменяются также технико-экономические показатели работы его дизеля..
Пример. Дизель Д-240 трактора МТЗ-80 имеет в стандартных условиях мощность 55,15 кВт и удельный расход топлива 252 г/(кВт- ч). Этот же дизель, работающий на высоте 1000 м над уровнем моря при барометрическом давлении 89,9 кПа, температуре окружающего воздуха 40 °С, относительной влажности воздуха 50 %, температуре топлива в баке 45 °С и плотности топлива 0,81 t/mj, имеет мощность дизеля 47,1 кВт и удельный расход топлива 277 г/(кВт-ч).
Рассмотрим влияние высоты на работу отдельных систем дизеля.
Система питания. При возрастании высоты над уровнем моря вследствие разрежения уменьшается масса воздуха, засасываемого в цилиндры дизеля. Если при этом не изменить регулировку топливного насоса, смесь будет обогащаться и из-за неполного сгорания топлива начнется дымление со всеми нежелательными последствиями (загрязнение форсунок, перерасход топлива, интенсивный износ поршневой группы).
Снижение давления воздуха и его температуры в цилиндрах двигателя в момент впрыска ухудшит распыли-вание топлива в камере сгорания, увеличит дальнобойность струи топлива, подаваемого форсункой, и уменьшит тонкость распыла топлива. Кроме того, увеличится период задержки воспламенения топлива, что приведет к нарушению нормального течения процесса сгорания.
Чтобы в какой-то мере компенсировать потери и восстановить действие рабочего процесса дизеля, следует с возрастанием высоты уменьшать подачу топлива насосом, а также давление впрыска — форсунками и увеличивать угол опережения подачи топлива.
В значительной степени вредное влияние высоты на мощность и экономичность дизеля снижают установкой на двигатель турбокомпрессора.
Система охлаждения. Как известно, при возрастании высоты над уровнем моря понижается температура кипения воды. Если в обычных условиях вода кипит при температуре 100 °С, то уже на высоте 1000 м над уровнем моря температура ее кипения 96,6 °С, на высоте 2000 м — 93,1 °С, на высоте 3000 м — 90,0 °С и т. д. В высокогорной местности в двигателях с открытой жидкостной системой охлаждения при работе с нагрузкой наблюдается интенсивное кипение воды. Отвод теплоты от цилиндров при этом ухудшается, что вызывает снижение мощности.
При пониженной температуре охлаждающей жидкости с одновременным снижением давления окружающего воздуха давление пара, образующегося в радиаторе, становится равным давлению жидкости на входе в насос. Вода вскипает, что ухудшает работу насоса, и его подача снижается.
Подобное явление может происходить не только в двигателях с открытой системой охлаждения, но и с закрытой, когда паровоздушные клапаны неисправны или неправильно отрегулированы. Случается, что заводские крышки радиатора с клапанами заменяют другими, тогда система охлаждения становится открытой, со всеми присущими ей недостатками. Поэтому при работе тракторов с закрытой системой охлаждения следует периодически проверять действие паровоздушных клапанов.
Воздушная система охлаждения при работе в местах, расположенных высоко над уровнем моря, лишена недостатков жидкостной системы.
Смазочная система. При работе на высоте работоспособность смазочной системы также ухудшается. Масляный насос по тем же причинам, что и водяной, снижает свою подачу. Наблюдается перегрев картерного масла, поэтому двигатели, предназначенные для работы в высокогорных районах, должны иметь надежную и исправную систему охлаждения масла.
Система пуска. В высокогорных районах время, необходимое для пуска, несколько возрастает. Это объясняется понижением давления и температуры воздуха в цилиндрах дизеля в конце такта сжатия. Увеличение времени пуска приводит к повышенному износу пускового двигателя и других механизмов, участвующих в пуске.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа трактора в высокогорных районах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы