Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   УАЗ

Публикация:
   Рулевое управление автомобиля УАЗ

Читать далее:




Рулевое управление автомобиля УАЗ

Устройство

Рулевое управление автомобилей состоит из рулевого механизма, вала с рулевым колесом, сошки и рулевых тяг. Конструкция рулевого механизма показана на рис. 103.

Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и двойной ролик. Передаточное число рулевого механизма (среднее)—20,3.

Напрессованный на вал червяк установлен в картере рулевого механизма на двух роликовых конических подшипниках. Натяг подшипников регулируют тонкими бумажными прокладками, положенными под нижнюю крышку картера.

На валу рулевой сошки, один конец которого опирается на бронзовую втулку, а другой на роликовый цилиндрический подшипник (в боковой крышке картера), закреплен двойной ролик.

Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируют осевым перемещением вала сошки винтом, установленным в боковой крышке картера. При перемещении вала меняется расстояние между осями ролика и червяка и изменяется зазор в зацеплении.

На шлицевом коническом конце вала сошки установлена рулевая сошка, туго затянутая гайкой.

Рулевой вал в верхней части опирается на шариковый радиально-упорный подшипник, расположенный в трубе рулевой колонки.

На конце вала крепят рулевое колесо 20 диаметром 425 мм.

Для уплотнения вала сошки и вала червяка в картер запрессованы сальники.

При обнаружении неисправностей в рулевом управлении нужно проверять не только рулевое управление, но и узлы, влияющие на его работу: ступицы колес, тормоза, передние рессоры; следует также проверять правильность установки передних колес и давление воздуха в шинах.

Рулевые тяги. На автомобиле УАЗ-451Мтяга рулевой трапеции расположена сзади передней оси, а у автомобиля УАЗ-452 — спереди.

Обе тяги снабжены наконечниками, в которых установлены пальцы 2 с шаровыми головками. Наконечники не регулируют, так как имеющиеся в них пружины 6 автоматически устраняют зазоры, появляющиеся при износе.

Рис. 1. Рулевой механизм: 1— рулевая сошка; 2 — картер рулевого механизма; 3— нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки подшипников червяка; 5 — двойной ролик; 6 — червяк; 7 и 8 — подшипники червяка; 9—пробка наливного отверстия; 10 — роликовый подшипник; 11 — стопорная шайба регулировочного винта; 12 — контргайка; 13 — регулировочный винт; 14 — боковая крышка картера; 15 — пробка сливного отверстия; 16 — втулка; 17 — вал сошки; 18 — сальник; 19 — труба колонки; 20 — рулевое колесо; 21 — подшипник рулевого вала; 22 — рулевой вал; 23 — зажимный хомут; 24 — ось ролика

Продольные рулевые тяги автомобилей УАЗ-451М и УАЗ-452 одинаковы по конструкции и отличаются только длиной. Эти тяги имеют регулируемые шаровые шарниры. На рис. 2 показаны продольная тяга и детали, входящие в нее. В случае износа деталей шарнира необходимо отрегулировать затяжку шаровых пальцев следующим образом: расшплинтовать пробку на конце тяги, завернуть ее до отказа, а затем отвернуть на У12—‘Л оборота и зашплинтовать. Таким же способом отрегулировать шаровой палец и на другом конце тяги.

Рис. 2. Продольная рулевая тяга: 1 — обойма защитной накладки; 2— защитная накладка; 3— палец с шаровой головкой; 4 — пробка; 5 — сухарь пальца; 6 — пружина; 7 — ограничитель пружины; 8 — пресс-масленка; 9 — продольная рулевая тяга; 10 — рычаг продольной рулевой тяги

Техническое обслуживание

При Т0-1:
— проверить крепление рулевых рычагов, рулевых тяг и сошки;
— смазать через четыре пресс-масленки шарниры рулевых тяг. Необходимо добиваться выхода смазки наружу, чтобы убедиться, что она прошла в соединение. Если смазка не вышла, надо проверить исправность пресс-масленок и заменить неисправные.

Если и при исправной пресс-масленке смазка не проходит, то следует разгрузить шарнир или разобрать соединение и устранить причину непрохождения смазки.

Через ТО-1 выполнить работы, указанные для ТО-1, и дополнительно:
— проверить и, если нужно, подтянуть крепление картера рулевого механизма; проверить состояние шарнирных соединений рулевых тяг;
— проверить люфт рулевого колеса.

При Т0-2:
— подтянуть гайку крепления рулевой сошки и гайки крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы. Перед подтяжкой гаек картера следует отпустить гайки стремянки крепления рулевой колонки;
— проверить состояние головок рулевых тяг, исправность их уплотнений. Если необходимо, расшплинтовать и подтянуть гайки пальцев рулевых тяг;
— проверить крепление рычагов рулевых тяг; проверить и отрегулировать рулевое управление. Через ТО-2 выполнить работы, указанные для ТО-2, и сменить смазку в картере рулевого механизма.

Для слива масла из картера отвертывают пробку сливного отверстия из нижней части картера.

Снятие и разборка рулевого механизма

Для ремонта рулевого механизма необходимо снять его с автомобиля и разобрать.

После разборки и промывания деталей нужно проверить их состояние (износ) и выявить пригодность для дальнейшей работы.

Если у рабочей пары рулевого управления — червяка и ротика помимо значительного износа рабочей поверхности нитки появились раковины, вмятины или отслоение, ее заменяют на новую; при заметном сдвиге шлицев в соединении вала с сошкой, а также в случае смятия конусной поверхности у шарового пальца и сошки их также заменяют новыми.

Рулевой механизм снимают в следующей последовательности.

Отвернуть гайку крепления сошки руля и снять съемником сошку.

Снять хомут .крепления переключателя указателя поворота на рулевой колонке, снять щиток приборов и переключатель указателей поворота вместе с пучком проводов и опустить переключатель на пол кузова.

Отъединить провод сигнала от соединительной муфты.

Снять кнопку сигнала, вынуть контактную чашку кнопки, пружину и седло пружины кнопки.

Отвернуть винты крепления контактной пластины кнопки сигнала, снять контактную пластину вместе с изолятором и проводом и вынуть пружину.

Отвернуть на 2—3 нитки гайку крепления рулевого колеса. Пользуясь съемником, сдвинуть с конуса вала рулевое колесо, а затем снять его.

Снять стремянку крепления рулевой колонки, регулировочные прокладки и резиновую втулку стремянки.

Снять коврик пола, уплотнитель пола и прижимное кольцо уплотнителя рулевой колонки.

Отвернуть болты крепления картера к кронштейну рамы и снять рулевой механизм (вниз под раму).

Разборку рулевого механизма выполняют в следующей последовательности.

Отвернуть пробку сливного отверстия картера и слить масло.

Ослабить затяжку болта зажимного хомута и снять трубу колонки и зажимный хомут.

Отвернуть контргайку регулировочного винта вала сошки и снять стопорную шайбу.

Снять боковую крышку картера вместе с валом сошки и прокладкой.

Вывернуть из боковой крышки регулировочный винт и вынуть вал ссшки.

Осторожно (не повреждая регулировочных прокладок) снять крышку с уплотнительным кольцом, пружиной и опорной шайбой пружины, прокладки, наружное кольцо нижнего подшипника и сепаратор с роликами. Вынуть из картера рулевой вал с червяком в сборе ‘и сепаратор с роликами верхнего подшипника.

Выпрессовать из картера наружное кольцо верхнего подшипника и сальник вала сошки, если требуется его замена.

При наличии большого износа выпрессовать втулку вала сошки из картера.

Если необходимо заменить ролик вала сошки, рассверлить головку оси и выпрессовать ось. После установки нового ролика на место вставить вынутую ось и заварить ее на валу дуговой электросваркой.

Снять с верхнего конца трубы колонки руля пружину, разжимное кольцо и выпрессовать подшипник.

Сборка и установка рулевого механизма

Сборку рулевого механизма выполняют в порядке, обратном разборке. При этом необходимо учитывать следующее.

После установки нового червяка на вал торец вала должен совпадать с торцом выточки в червяке; отклонение не должно превышать 0,25 мм.

Подшипники червяка регулировать бумажными прокладками (толстыми и тонкими), установленными под крышку картера рулевого механизма.

При установке вала рулевой сошки в картер цилиндрическую часть вала и ролик смазать трансмиссионным автомобильным маслом.

В собранном рулевом механизме биение вала рулевого колеса на шейке под шариковый подшипник должно быть не более 2 мм.

Устанавливают рулевую колонку на автомобиль в порядке, обратном снятию. При этом в первую очередь затягивают болты крепления картера рулевого механизма к кронштейну рамы, а затем гайки стремянки крепления колонки руля к кронштейну. Если после затяжки болтов между резиновой подушкой, надетой на трубку колонки, и кронштейном крепления колонки появится зазор, то его устраняют установкой регулировочных прокладок.

Нельзя устранять зазор притягиванием трубы стремянкой. Это вызовет изгиб трубы и рулевого вала и нарушение нормальной работы подшипников.

При смещениях колонки в сторону продолговатые отверстия в кронштейне крепления колонки позволяют закрепить ее в новом положении.

При необходимости допускают распиливание отверстий.

Регулировка рулевого механизма

При правильной регулировке зацепления рабочей пары рулевого механизма люфт рулевого колеса при езде по прямой должен отсутствовать. При повороте рулевого колеса в любую сторону на 45° и более появляется зазор в зацеплении червяка с роликом вала. При дальнейшем вращении рулевого колеса зазор в зацеплении, постепенно увеличиваясь, доходит в крайних положениях ролика до 30° поворота рулевого колеса.

В процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются рабочая пара рулевого механизма, подшипники червяка и другие детали рулевого управления.

Вначале появляется повышенный зазор в зацеплении червяка и ролика, а позже — повышенное осевое перемещение червяка.

Появление повышенных зазоров в рулевом механизме вызывает нарушение его регулировки и ведет к потере безопасности движения автомобиля.

Поэтому следует периодически проверять зазор в зацеплении рабочей пары рулевого механизма и осевое перемещение червяка и устранять их регулировкой.

Зазор в зацеплении рекомендуется проверять после пробега автомобилем первой 1000 км, а затем при каждом ТО-2.

Состояние рулевого механизма считают нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход на ободе рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 40 мм.

Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить х регулировке рулевого управления, необходимо убедиться в плотности затяжки болтов крепления картера рулевого механизма, исправности шарнирных соединений, плотности посадки сошки на валу.

Регулировку начинают с проверки осевого зазора в подшипниках червяка.

Для этого необходимо:
— поставить колеса в положение езды по прямой;
— приложив палец к нижнему торцу ступицы рулевого колеса и трубе колонки, поворачивать рулевое колесо в обе стороны на некоторый угол. При наличии износа подшипников червяка будет ощущаться пальцем осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно трубы.

Если осевое перемещение отсутствует, то регулируют только зацепление рабочей пары рулевого механизма.

Регулировка зацепления рабочей пары рулевого механизма. При появлении зазора в зацеплении рабочей пары его регулируют за счет перемещения вала сошки вдоль оси (не снимая рулевого управления с автомобиля).

Порядок регулировки следующий.

Поставить передние колеса автомобиля в положение движения по прямой.

Отъединить продольную рулевую тягу от рулевой сошки.

Отвернуть контргайку регулировочного винта и снять стопорную шайбу.

Вращать ключом регулировочный винт по часовой стрелке до устранения зазора в зацеплении червяка с роликом.

Надеть стопорную шайбу. Если отверстие в шайбе не совпадает со штифтом, повернуть регулировочный винт так, чтобы отверстие шайбы совпало со штифтом.

Навернуть контргайку на винт. Проверить, покачивая рукой сошку, правильность выполненной регулировки. Перемещение конца рулевой сошки не должно превышать 0,3 мм.

Установить шаровой палец в отверстие сошки, навернуть гайку и зашплинтовать.

Регулировка подшипников червяка. После длительной эксплуатации автомобиля в рулевом механизме появляются зазоры в подшипниках червяка.

Для устранения осевого перемещения червяка нужно снять рулевой механизм с автомобиля и отрегулировать подшипники. Снятие рулевого механизма необходимо для проверки правильности выполненной регулировки и замера величины усилия проворачивания вала с червяком.

Регулировку выполняют уменьшением числа бумажных прокладок, установленных под нижней крышкой картера, в следующей последовательности.

Снять рулевой механизм с автомобиля, как было указано выше.

Слить масло из картера рулевого механизма, разобрать механизм и промыть его детали.

Установить в картер рулевой вал с червяком и подшипниками.

Установить нижнюю крышку картера, предварительно вынув тонкую регулировочную прокладку. Затянуть болты крепления крышки и закрепить на валу рулевое колесо. Проворачивая рулевое колесо, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение, проверить червяк на отсутствие осевого перемещения.

Если люфт не устранен, снять толстую прокладку крышки картера, а тонкую установить на место.

После устранения люфта проверить, пользуясь приспособлением, правильность затяжки подшипников. Усилие, необходимое для проворачивания вала с червяком, приложенное на радиусе 212,5 мм, должно быть в пределах 0,22—0,45 кГ (без установленного вала сошки).

Осевая игра вала в подшипниках при этом должна отсутствовать.

Усилие, необходимое для проворачивания вала с червяком, находящимся в зацеплении с роликом вала сошки (при положении рулевой сошки для движения по прямой), приложенное на радиусе 212,5 мм, должно быть в пределах 0,9—1,4 кГ при проверке без сальников.

В среднем положении ролика (в пределах 45° поворота червяка в ту или другую сторону) зазор в зацеплении должен отсутствовать.

После регулировки подшипников червяка установить в картер вал сошки и боковую крышку и отрегулировать зацепление червяка с роликом.

При правильно отрегулированном зацеплении свободный ход на ободе рулевого колеса (при неподвижных колесах) должен быть в пределах 10—15 мм.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - УАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Рулевое управление автомобиля УАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства