Назначение смазки: понижение трения и износа деталей, охлаждение поверхностей и очистка их от нагара и продуктов износа, защита деталей от коррозии.
Сущность процесса смазки состоит в том, что молекулы масла, распространяясь по трущимся поверхностям, смачивают их. Те слои молекул, которые непосредственно контактируются с трущимися поверхностями, перемещаются вместе с ними, и трение происходит в основном между слоями молекул. Такой вид трения называется жидкостным, и к нему необходимо стремиться. При этом минимальная толщина масляного слоя должна быть больше суммы шероховатостей трущихся деталей.
Основные свойства смазочных масел. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами масла и является важнейшей характеристикой автотракторного моторного масла. Она должна быть не чрезмерно высокой и не слишком малой. В первом случае повышается трение и увеличиваются потери энергии на него, кроме того, ухудшается охлаждение деталей, при малой вязкости масло выдавливается из зазоров деталей, что приводит к полужидкостному трению. Вязкость измеряется сантистоксами.
Кислотное число — характеристика агрессивности масла, измеряемая условным количеством щелочи, которое необходимо ввести в порцию масла для его полной нейтрализации.
Другими контролируемыми свойствами масла являются температура застывания, температура вспышки, коксуемость, зольность и прочие.
Для карбюраторных двигателей применяются масла марок: АКЗп-6 (М6Б), АСп-6 (М6Б), АС-8 (М8Б), АКЗп-10 (М10Б), АКп-10 (М10Б) и др. Для дизелей применяются масла марок ДС-8 (М8Б, М8В), ДС-11 (М10Б) и другие. В марках буквы А, М и Д означают соответственно автомобильное, моторное и дизельное масло; буква С — способ очистки; буква 3 — наличие специального загустителя; буква «п» — наличие присадок. Цифра — показатель кинематической вязкости в сантистоксах (при 100 °С).
Система смазки и ее элементы. Смешаная система смазки, применяемая на современных автотракторных двигателях, обеспечивает смазку под давлением шеек коленчатого и распределительного валов и деталей газораспределения, а разбрызгиванием — стенок цилиндров и вспомогательных деталей.
Основные части системы смазки: масляный насос, фильтры и масляный радиатор.
Масляный насос забирает масло из маслоприемника, находящегося в поддоне картера, и подает его под давлением в масляную магистраль. Для этой цели обычно применяется шестеренчатый насос. На крышке насоса установлен редукционный, клапан, ограничивающий максимальное давление в системе (не более 0,3—0,4 МПа).
Фильтры, применяемые в систем смазки двигателей, подразделяются на фильтры грубой и тонкой очистки масла, а также фильтры центробежной очистки (центрифуги).
Фильтр грубой очистки масла выполняют пластинчатым. Масло, нагнетаемое насосом, попадает в фильтре в тонкие каналы (0,08—0,1 мм), образуемые фигурными пластинами, собранными на валике фильтра, и, проходя через эти щели, очищается. Через фильтр грубой очистки проходит все масло (100%).
Фильтр тонкой очистки устраивают щелевого типа. Он состоит из корпуса с крышкой, сменного фильтрующего элемента и центральной трубки. Фильтрующий элемент распространенного типа АСФО состоит из набора картонных пластин и прокладок с радиальными каналами на перемычках. Через фильтр тонкой очистки проходит небольшая часть масла.
Фильтр центробежной очистки масла состоит из корпуса с осью, на которой на подшипнике установлен ротор с жиклерами, направленными в разные стороны. Под действием момента реактивных сил вытекающих из жиклеров струй масла ротор быстро вращается и по принципу центрифугирования очищает масло. Этот фильтр используют для тонкой очистки или в качестве единственного (например, в двигателе ЗИЛ-130 позднейших выпусков).
Масляной радиатор служит для охлаждения масла при чрезмерном его нагреве в жаркое время или в тяжелых условиях работы. Он может быть двух видов:
воздушно-масляный радиатор, охлаждающий масло воздухом, проходящим через радиатор, и устанавливаемый ниже радиатора жидкостного охлаждения;
водо-масляный радиатор, связанный с системой охлаждения и охлаждающий масло потоком воды, омывающей радиатор (его размещают в любом месте двигателя).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Система смазки двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы