Грунтами называют породы минерального или частично органического происхождения (торф, чернозем), залегающие в верхних слоях земной коры. Свойства грунтов зависят от структуры и состава пород. Различают группы сцементированные и несцементированные.
Сцементированные — скальные породы имеют плотную структуру с жесткой связью между частицами. Они отличаются высокой механической прочностью. Несцементированные грунты состоят из частиц различного размера разрушенных горных пород. В зависимости от размеров частиц и их взаимосвязи различают грунты несвязные — сыпучие в сухом состоянии (песок, гравий) и связные (глины) — несыпучие в сухом состоянии и пластичные во влажном состоянии. Имеются и промежуточные смешанные виды грунтов в зависимости от процентного содержания связных и несвязных грунтов — супеси с преобладающим количеством несвязных грунтов и суглинки с преобладающим количеством глин. Грунты состоящие из мелких песчаных или пылеватых частиц с избытком влаги, называют плывунами.
Основными технологическими и физико-механическими свойствами грунтов, определяющими их пригодноста для земляных сооружений и определяющими сопротивление разработке (резанию и копанию), являются: плотность, сцепление, пористость, угол естественного откоса, влажность, разрыхляемость, прочность на сжатие и срез водопроницаемость, размываемость водой, коэффициент трения грунта о грунт и грунта о сталь рабочего органа.
Сцепление зависит от сил связи между частицами грунта и определяется начальным сопротивлением сдвигу. Увеличение влажности уменьшает сцепление, а промерзание влажных и мокрых грунтов значительно увеличивает силу сцепления.
Сопротивление грунтов резанию и копанию. При механическом способе разработки грунтов рабочий орган машины своей режущей частью отделяет слой грунта от массива и перемещает его в требуемом направлении. Общий процесс отделения грунта от массива, заполнение им полости рабочего органа, перемещение грунта рабочим органом называется копанием.
При копании рабочий орган машины преодолевает сопротивление внедрению в грунт, перемещению грунта по поверхности рабочего органа и перемещению грунта по грунту впереди рабочего органа, а также перемещению самого рабочего органа. Общее сопротивление копанию всегда больше сопротивления резанию грунта.
Рабочий орган при отделении грунта от массива перемещается относительно грунта в двух направлениях: главным является направление вдоль длины отделяемого слоя (стружки), а другим — направление поперек снимаемого слоя (последнее для экскаваторов, бульдозеров и скреперов в процессе врезания на толщину стружки, у экскаваторов непрерывного действия продольного черпания в процессе движения ковшовой цепи вдоль забоя, у бурового рабочего органа в процессе движения в глубь скважины). В процессе копания эти направления рабочего органа могут существовать как одновременно, так и раздельно.
В процессе заполнения ковша срезаемый грунт перемещается по передней поверхности режущей части рабочего органа. Поверхность режущей части рабочего органа, обращенная к забою, называется задней. Линия пересечения передней и задней поверхностей режущей части рабочего органа образует режущую кромку; а — задний угол (между плоскостью резания и задней поверхностью режущей части рабочего органа) должен быть не менее 7°, чтобы задняя поверхность режущей части рабочего органа не терлась о поверхность резания; р — уГ0Л заострения (между задней и передней
Рис. 143. Схема взаимодействия режущих органов землеройных машиш
а, б — землеройно-тракспортных; а — экскаватора с прямой лопатой; 1 — тв ектория движения режущей кромки; 2 — касательная плоскость; 3 — плоскостМ! врезания; 4, 5 — задняя и передняя поверхности режущей части
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сведения о грунтах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы