Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Основы бурения

Публикация:
   Тампонирование без обсадных труб

Читать далее:




Тампонирование без обсадных труб

Для борьбы с поглощением промывочной жидкости без потери диаметра скважины применяют быстросхватывающиеся смеси (БСС) различного состава.

Дозировка входящих в состав смеси компонентов зависит от качества цемента и глины, а также от конкретных условий применения смеси. Изменением количества жидкого стекла и каустической соды регулируются свойства смеси и сроки ее схватывания. Через 20—35 мин после приготовления БСС теряет подвижность, а через 1 —1,5 ч заканчивается ее схватывание.

Для борьбы с поглощением широко применяются тампо-нажные смеси на основе синтетических смол МФ-17, МФ-270, МФФ-50 (мочевиноформальдегидные), ЭД-5, ЭД-6, «Эпокси-1200» (эпоксидные). Тампонажная смесь приготовляется перемешиванием смолы с наполнителем и последующим введением в смесь отвердителя.

В качестве наполнителя используют материалы, обеспечивающие закупоривание каналов пористых и трещиноватых пород (кордное волокно, слюда, опилки и т. п.). Отвердитель для мочевиноформальдегидных смол — щавелевая или соляная кислота, для эпоксидных смол — гексаметилендиамин (ГМД). Количество отвердителя, добавляемого в тампонаж-ную смесь, определяется опытным путем по контрольным пробам.

Тампонажные смеси должны быть доставлены к месту поглощения промывочной жидкости до потери подвижности одним из следующих способов:
1) заливкой через устье неглубокой скважины;
2) закачиванием через бурильную колонну;
3) в колонковом наборе, закрытом снизу глиняной пробкой, с последующим выдавливанием промывочной жидкостью;
4) с использованием специальных тампонажных устройств.

Доставленную в зону поглощения тампонажную смесь после выдержки в течение времени, необходимого для ее затвердения, разбуривают.

Для ликвидации поглощения промывочной жидкости в скважинах диаметром 76 мм при бурении комплексом К.ССК-76 и обычным колонковым снарядом предназначен комплект средств тампонирования К.СТ-1, состоящий из тампонирующего устройства и гидравлических пакеров двух типов ПГК-1 и ПГЭ-1, используемых для перекрытия скважин диаметром 85 мм (ПГК-1) и 110 мм (ПГЭ-1) выше тампонируемого горизонта и обеспечения герметичности при продавлива-нии тампонажной смеси. Тампонирующее устройство, спускаемое в скважину на бурильных трубах, является погружным смесителем и служит для образования БСС в непосредственной близости от зоны осложнения.

Хорошие результаты по изоляции зон поглощения промывочной жидкости показывает тампонирование по следующей технологии.

В двух емкостях отдельно готовят цементный раствор и отверждающий глинистый раствор (ОГР), состоящий из 25% ТС-10, 15% формалина и 60% глинистого раствора. Затем через бурильные трубы, подвешенные нижним концом над зоной поглощения, последовательно закачивают цементный раствор и ОГР. Пока цементный раствор, продавливаемый в трещины породы, находится в соприкосновении с пластовыми водами и постепенно ими разбавляется, на его контакте с ОГР формируется тампонажный камень. В результате основная часть ОГР водой не разбавляется и схватывается, надежно изолируя скважину от поглощающего пласта.

Один из наиболее эффективных способов борьбы с поглощением промывочной жидкости и обвалами породы со стенок скважины — сухое тампонирование, успешно применяющееся при бурении скважин диаметром от 46 до 151 мм на глубину до 1500—1600 м. Сущность сухого тампонирования заключается в следующем.

После пересечения зоны осложнения в нее доставляется сухая активированная быстросхватывающаяся смесь (БСС), упакованная в водонепроницаемые пакеты. Заполнив скважину БСС на 2—3 м выше кровли зоны осложнения, спускают тампонирующее устройство, состоящее из шарошечного долота; отражателя с ребордой, навитой по спирали в направлении, противоположном вращению снаряда; затирочного элемента, выполненного в виде переходника с эластичными лопастями, радиально укрепленными на нем; обратного клапана. Вращая снаряд, долотом разбуривают пакеты. Перемешанная масса БСС, твердеющая при контакте с водой, залавливается в поры и трещины пород отражателем, а затирочный элемент предотвращает зауживание ствола скважины и формирует цилиндрическую водонепроницаемую облицовку ее стенок. Работа ведется с промывкой. При этом циркуляция промывочной жидкости в скважине восстанавливается с начала проработки БСС. По характеру циркуляции жидкости по мере продвижения снаряда судят о надежности закупорки трещин в породах. В случае неполного перекрытия наиболее крупных трещин с первой проработки оперативно доставляют дополнительные пакеты с БСС и проводят повторную проработку данного участка.

Рис. 1. Схема производства сухого тампониро вания:
а — доставка сухой БСС в интервал поглощения; б — фор мирование гидроизоляции; в — гидроизоляция каналов по глощения

Рис. 2. Устройство для сухого тампонирования

В зависимости от конкретных условий подбирают комплексы БСС с применением активных, структурообразующих и армирующих наполнителей, а также химических добавок, улучшающих и регулирующих свойства смеси и образующегося при схватывании камня.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Основы бурения

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Тампонирование без обсадных труб"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства