Горючее не зря называют кровью войны. Без него не могут работать двигатели самолетов и танков, автомобилей и боевых кораблей. Другими словами, современную войну вести без него просто невозможно.
Автомобили для транспортировки и кратковременного хранения различных жидких грузов — автоцистерны — применялись уже в начале нашего века. Самыми распространенными из них были машины, перевозящие жидкое топливо и прежде всего бензин. В качестве базы использовались шасси грузовых автомобилей разнообразнейших марок. Собственно цистерны представляли собой металлические резервуары цилиндрической формы. Они имели широкие заливные горловины и краны для слива топлива самотеком. Позже на автоцистернах появились насосы с ручным приводом, позволяющие ускорить заполнение и опорожнение емкости. Дальнейшее развитие этой идеи привело в 20-е гг. к созданию топливозаправщиков — машин, приспособленных для заправки фильтрованным топливом самолетов, автомобилей, тракторов и другой техники в полевых условиях.
Современные топливозаправщики имеют высокопроизводительные перекачивающие насосы с приводом от двигателя, фильтры, пульты управления, счетчики отпущенного горючего, раздаточные рукава, позволяющие обслуживать сразу несколько потребителей. Оборудование заправщиков дает им возможность производить заправку не только из своей цистерны, но из других резервуаров, составлять различные топливные смеси, перекачивать бензин из одной емкости в другую, с фильтрацией или без нее.
Важнейшим требованием, предъявляемым к цистернам-бензово-зам и топливозаправщикам, является пожарная безопасность. С этой целью глушитель выводят в переднюю часть машины. Для снятия статического электричества с поверхности цистерны к ней прикрепляют цепи, которые другими своими концами касаются поверхности грунта. Во время перекачки топлива, когда цистерны и заправщики находятся на месте, их заземляют. Машины снабжают огнетушителями и необходимым шанцевым инструментом.
Применяемые поначалу бензоцистерны цилиндрической формы были просты в изготовлении и наименее металлоемки. Однако у автолюбителей с такими цистернами центр тяжести, как правило, располагался высоко, что отрицательно сказывалось на устойчивости при движении. Поэтому в дальнейшем на бензовозах и заправщиках преимущественное распространение получили так называемые эллиптические цистерны, т. е. имеющие в поперечном сечении форму эллипса. В результате понизился центр тяжести автомобиля, уменьшилась его общая высота, и в то же время более полно использовалась ширина шасси. Кроме того, удары жидкости о стенки во время перевозки (особенно при частичном заполнении) получались в эллиптической цистерне намного более слабыми, чем в цилиндрической.
Производство отечественных бензозаправщиков развернулось в 30-е гг. Эти же машины применялись и в годы Великой Отечественной войны.
В суровые фронтовые годы заправщики монтировались главным образом на упрощенных шасси военного выпуска: ЗИС-5В и ГАЗ-ММ. Более простыми, технологичными стали и сами цистерны: внутренняя их поверхность уже не оцинковывалась, облицовка не ставилась. Уже не было кабины шлангов: они крепились на самой цистерне. На базе ЗИС-5В выпускали заправщик Б3-43 с цистерной повышенной емкости — 3200 л. Эта машина производилась в нескольких вариантах. На базе полуторки ГАЗ-ММ был создан бензозаправщик БЗ-42 с цистерной емкостью 1500 л. Мощность для насоса СКБ отбиралась от шестерни постоянного зацепления коробки передач.
Для заправки техники маслом и водой применялись масло-заправщик M3-38 (на шасси ГАЗ-ААА) и водомаслозаправщики BM3-34 (ЗИС-6), ВМЗ-40 (ЗИС-5) и BM3-43 (ЗИС-5). Объем емкостей для масла у них составлял 650—800 л, для воды 1000—1100 л. Производительность насосов составляла 200— 300 л/мин. Подогрев масла и воды осуществлялся с помощью форсунок, работающих на бензине. На машине BM3-43 — детище сурового военного времени — конструкция позволяла подогревать жидкость также горящими дровами.
В боях Великой Отечественной Красная Армия расходовала значительное количество жидкого топлива. Так, одна только Курская битва «съела» 204 тыс. т солярки, авиационного и автомобильного бензина. А всего за войну наша боевая техника (не считая кораблей ВМФ) потребила ни много ни мало 13 млн 359 тыс. т различных видов жидкого топлива.
И все это горючее было доставлено к месту назначения и заправлено в баки боевых и транспортных машин. Конечно, сделать это невозможно без помощи многочисленных автомобилей. Они, как правило, перевозили топливо от железнодорожных станций и нефтебаз непосредственно к потребителям. Использовались они и для крупных перевозок топлива на значительные расстояния. Так, в ходе Висло-Одерской операции 1945 г. наступающие войска 1-го Белорусского фронта оторвались от баз снабжения на расстояние до 400 км. В сутки они расходовали до 2500 т топлива. Однако движение поездов с горючим от Вислы на запад задерживалось из-за перешивки железнодорожного полотна с западноевропейской колеи на союзную, более широкую. И весь подвоз осуществлял только автомобильный транспорт.
На бензовозы обычно наносят крупную надпись «Огнеопасно». Езда на таких машинах и в мирное время связана с определенным риском. А на войне этот риск увеличивается во много раз. Достаточно одной пулеметной очереди или порой даже одной зажигательной пули, чтобы машина превратилась в гигантский пылающий факел. Однако невзирая ни на что водители бензовозов выполняли свою смертельно опасную, но такую нужную на войне работу.
Вот какой случай описал в № 3 — 4 за 1942 г. советский журнал «Автомобиль». По понятным соображениям редакция не указала тогда наименования части и участка фронта, где это произошло. Но фамилии героев были указаны подлинные и дошли до нас.
Итак, водитель бензовоза Алферов и помощник Пронин получили ответственное задание: срочно доставить в часть горючее. Под артобстрелом противника бойцы прорвались к складу и сумели заправить цистерну. Но тут случилась беда: оба они были ранены — Алферов в руку, а Пронин в ногу. Осколки вражеского снаряда существенно не повредили машину, но как ее довести, если ни один из водителей не мог уже ею управлять? И тогда солдаты сели за руль вдвоем. Алферов, у которого были целы ноги, четко действовал всеми тремя педалями, а Пронин, у которого неповрежденными остались руки, исправно крутил баранку и переключал передачи. Превозмогая боль и усталость, истекая кровью, водители доставили в срок драгоценную «кровь» для танков, готовящихся к атаке.
Для перевозки горючего в Красной Армии применялись бензоцистерны различных типов, а когда их не хватало, то и обычные бортовые автомобили, загруженные железными бочками или другими емкостями. Использовались также различные бензо-перекачивающие установки.
…Лето 1942 г. в приволжских степях было жарким. Гитлеровские полчища ожесточенно рвались к Сталинграду. В один из августовских дней водитель 2-го гвардейского минометного полка коммунист Пантелей Ляхов получил приказ отправиться на Сталинградскую нефтебазу за горючим для «катюш». Как раз в этот день командование гитлеровских люфтваффе организовало массированный налет: на город были брошены сотни вражеских самолетов. Уходя от разрывов бомб и объезжая рушащиеся здания, Ляхов прорвался на своей автоцистерне к нефтебазе и стал на заправку. Но вскоре случилась беда: осколок вражеской бомбы перебил раздаточный шланг в нескольких местах. Топливо хлынуло на горячий двигатель бензо-перекачивающей установки, и тот загорелся. Огонь вот-вот мог перекинуться на резервуары с горючим, на автоцистерны. И тогда Ляхов отважно бросился к горящей установке, чтобы остановить двигатель и перекрыть бензо-краны. Промасленный комбинезон водителя вспыхнул. Но подоспевшие работники нефтебазы помогли справиться с огнем. Несмотря на ожоги, водитель закончил заправку и в срок доставил горючее в часть. За проявленные мужество и героизм Пантелей Ляхов был награжден орденом Красной Звезды.
В послевоенный период Советские Вооруженные Силы оснащаются новой, более совершенной боевой техникой. В войска в значительных количествах поступают танки, автомобили и другие боевые и транспортные машины. Неизмеримо возросли подвижность и энерговооруженность войск. Все это еще больше повысило роль службы снабжения горючим.
Сегодня Советская Армия имеет на вооружении совершенную и многообразную заправочную технику. Прежде всего это цистерны и заправщики на шасси автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал», КамАЗ, КрАЗ.
Для доставки горючего в район боевых действий в Советской Армии широко используются полевые магистральные трубопроводы. Они монтируются с помощью специальных трубоукладочных машин. Такая машина состоит из тягача, полуприцепа с бункером, сборочного устройства и грузоподъемного крана. Это своеобразный комбайн. Он загружпет собственный бункер трубами с автомобиля-трубовоза, подает их на сборочную линию, монтирует трубопровод и укладывает его на местности. Конечно, получается намного быстрее, чем при работе вручную.
Трубоукладочная машина может быть и прицепной. Тогда это просто сборочное устройство на одноосном прицепе. Буксирует его автомобиль-трубовоз.
Автомобильная техника в Советской Армии перевозит различные емкости с горючим, а также в сложенном состоянии резинотканевые резервуары большой емкости для запасов ГСМ. На базе автомобилей созданы подвижные ремонтные мастерские и полевые лаборатории. Последние служат для быстрого и точного определения кондиционности топлив, масел.
Немалое внимание снабжению войск горючим уделяют и в армиях стран НАТО. При этом доставку его от пунктов хранения прямо к боевым и транспортным машинам считают самым главным звеном.
Нужно сказать, что жидкого топлива армия сегодня потребляет много. Например, по зарубежным данным, механизированная дивизия армии США может расходовать в сутки до 660 т его в обороне и до 820 т в наступлении. А для обеспечения боевых действий армейского корпуса в сутки нужно до 4500 т горючесмазочных материалов. Так что транспортировку топлива считают очень важной задачей боевого обеспечения.
Особо нужно сказать о мягких перекатываемых контейнерах. Они применяются в армиях США, Англии, Франции. Контейнер имеет цилиндрическую форму. Изготовляется из вискозной кордной ткани. Снаружи и изнутри имеется синтетическое покрытие, обеспечивающее достаточную прочность. Емкость контейнеров разных моделей — от 200 до 2000 л. Их можно перевозить автотранспортом или вертолетами, буксировать на плаву или по земле со скоростью до 18 км/ч, перекатывать вручную. Несколько таких контейнеров, погруженных на автомобиль вместе с заправочным агрегатом, образуют топливозаправщик, а выгруженные на землю — полевой заправочный пункт. После выработки горючего они сплющиваются и занимают всего 15 % прежнего объема. Это очень удобно при обратных перевозках. Зарубежная печать отмечает и существенные недостатки таких контейнеров: довольно высокую стоимость, небольшой срок службы (15 циклов эксплуатации), невозможность использования в жару и особенно в мороз, при температуре ниже минус 7 °С.
Не отходят в прошлое и традиционные канистры. Правда, заполнение и погрузка их — работа нелегкая, требующая много ручного труда. Но зато с их помощью можно заправлять одновременно много машин. Значит, время заправки всего подразделения резко сокращается. Кроме того, запас горючего в канистрах можно возить на самой боевой или транспортной машине. Наконец, канистры очень удобно доставлять в труднодоступные районы, использовать при десантных операциях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топливозаправщики"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы