Чтобы добиться продолжительной службы и надежной работы канатов, необходимо соблюдать правила их хранения, эксплуатации и ухода. Хранить канаты следует в местах, защищенных от атмосферных осадков, и во избежание коррозии тщательно смазывать противокоррозионной смазкой.
После установки нового каната на экскаватор нужно некоторое время работать вхолостую, чтобы канат мог вытянуться, выравнять натяжение прядей и затянуть места крепления каната.
Необходимо следить, чтобы витки каната на барабанах плотно прилетали один к другому и к барабану и не набегали один на другой. Для увеличения срока службы каната нужно избегать резких рывков при работе машины. Когда стрелоподъемный канат проработает около половины своего срока службы, следует перевернуть его, переменив местами концы или же, если позволяет длина, срубить с конца 3—4 м каната. В результате этого места постоянных перегибов каната, подверженных наибольшему износу, перемещаются, что приводит к увеличению срока службы каната.
Канаты необходимо регулярно смазывать канатной мазью: – стрелоподъемный — не реже 1 раза в 5 дней; – подъемный — ежесуточно; – для открывания днища ковша—не реже 1 раза в 10 дней.
Канаты перед установкой на экскаватор должны быть проварены в расплавленной канатной мази в течение 1—2 ч, чтобы сердцевина каната пропиталась смазкой. Если смазки недостаточно, то канаты смазывают сверху, за исключением тех мест канатов, которые соприкасаются с землей, так как пыль, прилипшая к смазке, ускоряет износ каната.
Смазку наносят с помощью деревянной лопаточки или жесткой щетки. Предварительно канат освобождают от всякой нагрузки, тогда смазка легче проникает внутрь каната.
Выбраковка канатов
Машинист экскаватора обязан следить за состоянием канатов. Принимая смену, машинист должен осмотреть каждый канат и, если в нем будет обнаружено больше обрывов проволок, чем это допускается нормами, немедленно сменить его.
Рис. 46. Шаг свивки каната:
1—7 — пряди
Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхность какой-либо пряди (рис. 46) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль продольной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между точками а я б принимается за шаг свивки каната.
Выбраковку каната с одним органическим сердечником конструкции 6X19=114 типа ЛК-Р, ЛКР-0 или ТЛКР-О, изготовленных из проволок различного диаметра, производят согласно табл. 83, причем число обрывов, указанное в таблице, условно, так как обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки — за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до шести имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов на шаге свивки будет 6X1 + 5X1,7 = = 14,5, т. е. более 12, и, следовательно, канат необходимо забраковать.
При износе или коррозии, достигших 40 % и более, канат должен быть забракован. Износ или коррозию проволок определяют с помощью микрометра или штангенциркуля (рис. 47). Для этого на участке наибольшего износа в месте обрыва проволоки отгибают ее конец и замеряют толщину, предварительно удалив грязь и ржавчину. Ножки штангенциркуля ставят так, чтобы каждая из них касалась только одной пряди каната.
Если число обрывов с учетом поверхностного износа или коррозии не достигает браковочного показателя, то канат считается годным для работы, но в этом случае необходимо тщательно наблюдать за его состоянием и при ежесменных осмотрах делать записи в журнале.
При обнаружении в канате хотя бы одной оборванной пряди канат к дальнейшей работе нельзя допускать.
Рис. 47. Обмер диаметра каната штангенциркулем
Разматывать канат с бухты или барабана следует так, чтобы на канате не получалось петель. Нельзя снимать канат с барабанов или бухт витками,так как это вызывает образование петель и приводит к расслоению прядей и сердечника.
Рис. 48. Обрубка гросо:
Заласовка и крепление стальных канатов
Необходимо обращать самое серьезное внимание на правильность запасовки и закрепления канатов. Схемы запасовки канатов указаны в инструкциях по обслуживанию экскаваторов. Примеры схем запасовки приведены на рис. 49—59.
Рис. 49. Схема запасовки канатов прямой лопаты экскаваторов Э-302БС, Э-302Б, Э-ЗОЗБ:
1 — стрелоподъемный барабан, 2 — стреловой канат, 3 — блоки на стойке, 4 — блоки на передней стойке, 5 — блоки на стреле, 6 — блок ковша, 7 — тяговый канат, 8 — подъемный барабан, 9 — тяговый барабан, 10 — подъемный канат
Рис. 50 Схемы запасовки канатов прямой лопаты экскаваторов Э-652Б, Э-652БС:
Рис. 51. Схемы запасовки канатов прямой лопаты экскаваторов Э—10011 АС, Э—10011А:
а — запасовка подъемного каната при независимом напоре, б — запасовка подъемного каната при комбинированном напоре; 1 —подъемный барабан, 2 — стрелоподъемный барабан, 3 — стрелоподъемный канат, 4 — блоки двуногой стойки, 5 — блоки на голове стрелы, 6 — блок ковша, 7 — подъемный канат, 8 — канат открывания днища ковша, 9 — засов днища, 10 — иапорно-возвратный барабан
Рис. 52, Схемы запасовки канатов обратной лопаты экскаваторов Э—1251Б, Э—1252Б:
а — запасовка поддерживающего каната, б — запасовка подъемного каната, в — запасовка тягового каната; 1 — стрелоподъемный барабан, 2 — блоки двуногой стойки, 3 — поддерживающий канат, 4 — блоки передней стойки, 5 — подъемный барабан, 6 — подъемный канат, 7 — блок на конце рукояти, 8 — блок ковша, 9 — тяговый канат, 10 — тяговый барабан
Рис. 53. Схемы запасовки канатов прямой лопаты экскаваторов Э—1251Б, Э—1252Б, Э—1252БС:
а — запасовка подъемного каната при зависимом напоре, б — то же, при комбинированном напоре, в — то же, при независимом напоре; 1 — подъемный барабан, 2 — возвратный барабан, 3 — стрелоподъемный барабан, 4 — блоки двуногой стойки, 5 — стрелоподъемный канат, 6 — блоки головы стрелы, 7—блок ковша, 8 — подъемный канат, 9 — напорный барабан, 10 — возвратный канат, 11 — засов днища, 12 — блоки каната открывания днища ковша, 13 — канат открывания днища ковша
Рис. 54. Схема запасовки канатов обратной лопаты экскаваторов Э—302АС,Э —302Б, Э—ЗОЗБ, Э—304Б, Э—304В:
1 — барабан подъема стрелы, 2 — блоки стойки, 3— поддерживающий канат, 4 — блоки передней стойки, “5 — блоки рукояти, 6 — тяговый канат, 7 — блок ковша, 8 — блоки стрелы, 9 — подъемный барабан, 10 — тяговый барабан, 11— подъемный канат
Рис. 55. Схемы запасовки канатов обратной лопаты экскаваторов:
а — Э-652Б, Э-652БС, б — Э-10011 А, Э-10011АС; 1 — стрелоподъемный барабан, 2 — стрелоподъемный канат, 3 — блоки и коущ двуногой стойки, 4—головные блоки передней стойки, 5 — подъемный канат, 6 — блок в конце рукояти, 7 — блок ковша, 8 — направляющие блоки стрелы, 9 — подъемный барабан, 10 — тяговый канат, 11 — тяговый барабан
Рис. 56. Схемы запасовки каната подъема решетчатой стрелы экскаваторов:
а — Э-304Б, б — Э-302БС, Э-302Б, Э-304В, в—Э-652Б, Э-652БС, г—Э-10011.АС, Э-ЮОПА, Э-ЮОПД, д — Э-1251Б, Э-1252Б, Э-1252БС; 1 — стрелоподъем-
ный барабан, 2 — блоки двуногой стойки, 3 — стрелоподъемный канат, 4 — блоки полиспаста, 5 — блоки головы стрелы
Рис. 57. Схемы запасовки канатов драглайна экскаваторов:
а — Э-302БС, Э-302Б, Э-ЗОЗБ, Э-304В, б — Э-304Б, в – Э-652Б, Э-652БС, г — Э-10011А, Э-10011АС, <Э —Э-1252Б; 1 — подъемный барабан; 2 — тяговый барабан, 3 — направляющий барабан, 4 — блоки головы стрелы, 5 — ковш драглайна, б — опрокидной канат, 7 — тяговый канат, 8 — наводка, 9— подъемный канат, ё0 — ось главной лебедки, 11 — подвесные канаты, 12 — блоки полиспаста
Рис. 58. Схемы запасовки канатов грейфера экскаваторов:
а — Э-302БС, Э-302Б Калининского завода, Э-304Б, б — Э-10011А, Э-10011АС, в —Э-1252Б, Э-1252БС, г — Э-302Б Ленинградского завода, д — Э-652Б, Э-652БС; 1 — подъемный барабан, 2 —тяговый барабан, 3 — замыкающий канат, 4— блоки головы стрелы, 5—блоки и коуши грейфера, б —подъемный (поддерживающий) канат, 7 — оттяжки грейфера, 8 — канат успокоителя, 9 — блоки успокоителя
Рис. 59. Схемы запасовки канатов крана экскаваторов:
а —для I длины стрел, кроме Э-10011А, Э-10011АС, Э-1252Б, Э-1252БС, б — для стрелы 12,5 м экскаваторов Э-10011А, 3-10011АС, в ~ для стрел 12,5 м и 15 м экскаваторов Э-1252Б, Э-1252БС, г — для II, III и IV длин стрел, кроме экскаваторов Э-10011А и Э-100ПАС, д — для стрелы 25 м экскаваторов Э-10011А и Э-ЮОПАС, е — для стрел с наголовником; 1 — подъемный барабан, 2—-подъемный канат, 3—блоки головы стрелы, 4 — блоки и коуш крюка, 5 — блок наголовника
Рис. 60. Приспособления для крепления канатов: а — коуши, б — сжимы
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за канатами экскаватора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы