В годы гражданской войны автомобильная техника широко использовалась Красной Армией.
21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял специальное постановление: до 50 % автомобилей в стране надлежало передать в распоряжение Военного ведомства. Ровно через три месяца Совнарком принимает решение «Об обеспечении действующей Красной Армии автотранспортом и урегулировании эксплуатации его».
В 1918 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. автомобилей, к 1920 г. это число выросло до 7,5 тыс. Часть машин входила в состав автоотрядов, другая находилась непосредственно в войсках.
Пополнение парка шло главным образом за счет трофейных машин, захваченных у белогвардейцев и интервентов. Кроме того, часто запчасти для поврежденного автомобиля снимали с другого. В результате из двух-трех автомобилей собирали один. А что оставалось делать? С запчастями было туго. Но постепенно, по мере накопления опыта, запчасти стали изготавливать на ремонтных предприятиях. Таких предприятий в Москве было 24, в Петрограде — 13, в Ярославле — 5. Одним из крупнейших стал недостроенный автозавод АМО в Москве. Здесь был развернут ремонт прежде всего 3-тонных «Уайтов». Так, за 1919 г. было отремонтировано 250 таких машин, полученных от Военного ведомства.
Главной задачей автомобилей Красной Армии была перевозка материальных средств, порой на значительные расстояния. Например, в 1920 г. грузы для 1-й Конной армии доставлялись от Житомира до Новоград-Волынского; пробег автомобиля в один конец достигал при этом 100 км.
Автомобили применялись и для оперативных перевозок войск. В сентябре 1919 г. командир знаменитой Железной дивизии Г. Гай использовал 35 грузовиков для смелого маневра — переброски 5-го Курского полка на расстояние 180 км, в район Симбирска. В итоге белогвардейцам был нанесен мощный удар во фланг, и они потерпели поражение.
Применялись и автомобили со смонтированным на них вооружением — пушками или пулеметами. И конечно, были автомобили штабные, санитарные, радиостанции. Автомобилисты не только участвовали в революции, но и помогали отстаивать ее завоевания.
Говоря об автомобилях революции, нельзя не сказать о машинах, которыми пользовался ее вождь — Владимир Ильич Ленин.
В первые дни после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде В. И. Ленин ездил на автомобиле «Тюрка-Мери-28». У Смольного, где тогда размещалось Советское правительство, часто можно было видеть эту машину с кузовом «лимузин». За рулем находился водитель С. К. Гиль.
Еще одним автомобилем, который в этот период непосредственно служил Ленину, был 70-сильный «Делонэ-Бельвиль» выпуска 1913 г. 1(14) января 1918 г., когда Ленин ехал с выступлением в Михайловский манеж, террористы обстреляли машину. Однако водитель Т. Гороховик, действуя смело и находчиво, спас вождя от смертельной опасности.
В период гражданской войны ЦК партии большевиков во главе с Лениным стал боевым штабом, коллективным органом обороны страны. В. И. Ленин направлял всю огромную разностороннюю деятельность ЦК и Совнаркома по организации разгрома врага. В этот период он пользовался автомобилями разных марок из гаража Совнаркома. Один из них — «Рено-40» выпуска 1913 г. с кузовом типа «ландоле» (т. е. с жестким верхом, но открывающейся гармошкой кожаной задней частью). Шестицилиндровый двигатель развивал мощность 75 л. с. Максимальная скорость достигала 125 км/ч. Именно на этом автомобиле водитель С. К. Гиль вывозил раненого Ильича с завода Михельсона 30 августа 1918 г.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"За власть советов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы