Строительные машины и оборудование, справочник





Классификация, требования и область применения асфальтобетонов

Категория:
   Строительство асфальтобетонных покрытий



Классификация, требования и область применения асфальтобетонов

Благодаря своим низким эксплуатационным затратам, технологичности строительства и простоте ремонта наибольшее распространение на дорогах с капитальными покрытиями получили асфальтобетонные покрытия. Эти покрытия имеют высокие транспортно-экономические показатели: медленное изнашивание под воздействием тяжелых транспортных средств, сравнительно высокую прочность и устойчивость к воздействию климатических факторов и воды, гигиеничность (не пылят и легко очищаются от загрязнений), пониженную вибрацию автомобилей при движении, поглощение шума от шин автомобилей.

Строительство асфальтобетонных покрытий можно вести поточно-скоростным методом на основе комплексной механизации производственных процессов.

Для строительства покрытий этого типа на АБЗ приготовляют асфальтобетонные смеси.

Асфальтобетонная смесь — рационально подобранная и приготовленная путем смешения в нагретом состоянии щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него, с нефтяным битумом и, при необходимости, различных добавок (поверхностно-активных веществ, активаторов, пластификаторов, модификаторов битума и др.).

Асфальтобетон — уплотненная при рациональном температурном режиме до требуемой плотности асфальтобетонная смесь.

Асфальтобетонные дорожные, аэродромные смеси и асфальтобетон Должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97.

В зависимости от вида минеральной составляющей асфальтобетонные смеси и асфальтобетон подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.

Асфальтобетонные смеси в зависимости от вязкости применяемого нефтяного битума и температуры укладки в конструктивный слой подразделяют на горячие и холодные.

Горячие асфальтобетонные смеси приготовляют с использованием как вязких битумов по ГОСТ 22 245-90 (марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 40/60, БН 60/90, БН 90/130, БНД 130/200, БНД 200/ 300, БН 130/200, БН 200/300), укладываемых при температуре не менее 12 °С, так и жидких битумов по ГОСТ 11 955-82 (марок СГ 130/200, МГ130/200, МГО 130/200), укладываемых при температуре смеси не ниже 70 °С.

В зависимости от^ наибольшего размера минеральных зерен горячие смеси и асфальтобетоны подразделяют на крупнозернистые — с размером зерен до 40 мм, мелкозернистые — до 20 мм и песчаные — до 5 мм.

По величине остаточной пористости различают высокоплотные — с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5%; плотные — св. 2,5 до 5%; пористые — св. 5,0 до 10,0% и высокопористые асфальтобетоны — св. 10,0 до 18%.

Щебеночные и гравийные горячие асфальтобетонные смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от массовой доли щебня (или гравия) подразделяют на следующие типы: А — с содержанием щебня св. 50 до 60%; Б – св. 40 до 50%; В – св. 30 до 40%.

В зависимости от вида песка горячие песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны подразделяют на типы: Г — на песках из отсевов дробления, а также на смесях с природным песком при содержании последнего не более 30% по массе; Д — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70% по массе.

Строительство асфальтобетонных покрытий следует планировать в сухую погоду: из смесей на вязких битумах (марок БНД 40/60, БНД 60/ 90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130) весной и летом при температуре воздуха не ниже 5 °С, а осенью — не ниже 10 °С; из смесей на полувязких (марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200, БН 200/300) и жидких битумах (марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200) при температуре не ниже минус 10 °С.
Асфальтобетонные смеси приготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97 по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.

Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать в процентах по массе: установленным в табл. 10.1 — для верхних слоев покрытий, установленным в табл. 10. 2 — для нижних слоев покрытий и оснований.

В свою очередь показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов должны соответствовать указанным в табл. 10.3; пористых и высокопористых асфальтобетонов — в табл. 10.4.

Рекомендуемая область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев: покрытия автомобильных дорог и городских улиц; взлетно-посадочные полосы и магистральные рулежные дорожки аэродромов; покрытия прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов.

При конструировании асфальтобетонных покрытий необходимо обеспечивать следующие основные требования, предъявляемые к ним:
прочность, надежность и долговечность;
ровность и достаточную шероховатость, создающую сцепление колес автомобиля или воздушного судна с покрытием;
трещино- и морозостойкость;
водонепроницаемость, препятствующую прониканию поверхностных вод в грунтовое основание;
стойкость против действия топлива и смазочных материалов;
беспыльность поверхности;
сопротивляемость воздействию струи выхлопных газов реактивных двигателей;
простоту ухода за покрытием при содержании и ремонте;
возможность реконструкции покрытий;
экономичность и технологичность строительства при максимальной механизации работ.

При использовании материалов, укрепленных комплексными вяжущими, а также медленно твердеющими и гидравлическими вяжущими, толщина слоя может быть снижена на 20%; в условиях жарких и сухих районов IV-V зон с покрытиями из черных смесей толщина слоя покрытия может составлять 6—8 см.

Большие из значений толщин асфальтобетонных покрытий даны для дорог I—II категорий, а меньшие — для дорог III—IV категорий. Толщина слоя покрытия должна в уплотненном состоянии превышать размер наиболее крупных зерен каменных материалов не менее чем в 1,5 раза.


Читать далее:

Категория: - Строительство асфальтобетонных покрытий





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Технологический контроль и приемка асфальтобетонных покрытий
Дефекты при строительстве асфальтобетонных слоев и их причины
Подготовка основания
Подготовка асфальтобетонных заводов и средств механизации к работе
Особенности проведения строительных работ в холодное время
Особенности обеспечения теплофизической надежности технологического процесса
Уплотнение асфальтобетонного слоя
Автоматическая стабилизация положения рабочих органов асфальтоукладчика
Соединение асфальтобетонных полос
Укладка асфальтобетонной смеси


Остались вопросы по теме:
"Классификация, требования и область применения асфальтобетонов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы