Строительные машины и оборудование, справочник





Механические передачи автомобильных кранов

Категория:
   Устройство автомобильных кранов


Механические передачи автомобильных кранов

Для передачи вращения от ведущего вала к ведомому в автомобильных кранах чаще всего применяются зубчатые и червячные передачи. Для привода генератора на кранах с электрическим приводом используется клиноременная передача. Цепные передачи применяются как исключение.

Зубчатые передачи

Передачи делятся на цилиндрические (рис. 6, а) и конические (рис. 6,6), состоящие из ведущего и ведомого колес. Цилиндрические передачи позволяют передавать нагрузки между параллельно расположенными валами, конические — между перекрещивающимися валами. Цилиндрические передачи выполняются с прямыми и косыми зубьями, конические — с прямыми, косыми и криволинейными зубьями.



Зубчатые передачи могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми. Каждая ступень состоит из пары зубчатых колес.

Основными величинами, характеризующими колесо цилиндрической зубчатой передачи, является модуль т и число зубьев г. Произведение mz равно диаметру начальной окружности d колеса, произведение пт определяет величину шага зацепления t. В зацеплении не могут находиться зубчатые колеса, имеющие различные модули.

Конические зубчатые передачи характеризуются средним модулем зацепления тср, который определяет размер среднего диаметра конического зубчатого колеса и соответствующую ему величину шага зацепления.

Когда число зубьев ведомого колеса больше числа зубьев ведущего колеса (шестерни), ведомое колесо вращается медленнее ведущего; такую передачу называют понижающей или замедляющей. В автомобильных кранах применяются замедляющие зубчатые передачи.

В тихоходных зубчатых передачах применяются конические и цилиндрические зубчатые колеса с прямыми зубьями. В среднескоростных и быстроходных передачах (редукторах) зубчатые колеса выполняются с косыми и криволинейными зубьями.

Рис. 6 Схемы зубчатых передач:
а— с цилиндрическими шестернями; б — с коническими; 1 — ведущее колесо; 2 — ведомое

Зубчатые колеса для грузоподъемных кранов в большинстве случаев изготовляются из термически обработанных сталей различных марок. Наиболее часто шестерню (малое зубчатое колесо в паре) делают кованой или штампованной из углеродистой или легированной стали 40, 45, 50, 40Х, 40ХН и других марок, а зубчатое колесо (большое в паре) —литым или кованным из углеродистой или легированной стали 35, 45, 35Л, 55Л и др.

Материал шестерни и зубчатого колеса в паре, а также режим их термической обработки подбирают так, чтобы поверхностная твердость зубьев шестерни была выше твердости зубьев колеса на 15+5%, что приводит к более равномерному износу зубьев в зубчатой паре.

Червячные передачи Червячные передачи применяются при значительных передаточных числах и перпендикулярно перекрещивающихся валах. На рис. 7 показана червячная передача, состоящая из червяка и червячного колеса, установленного на валу. Червячная передача отличается компактностью конструкции и бесшумностью при работе на сравнительно больших числах оборотов ведущего вала (червяка).

Основными величинами, характеризующими червячную передачу, является модуль ms, определяющий величину шага зацепления в плоскости оси червяка и торцового сечения червячного колеса, угол подъема винтовой линии Я на начальном цилиндре червяка и число зубьев z2 червячного колеса. Передаточное число червячной пары определяется отношением числа зубьев червячного колеса к числу заходов червяка.

Рис. 7. Схема червячной передачи:
1 — червяк; 2 — червячное колесо

При передаче движения червячной парой происходит значительное трение в зацеплении, поэтому при углах подъема винтовой линии червяка менее 4°30’ усилия могут передаваться только в одном направлении — от червяка к колесу; такая червячная передача называется самотормозящейся. При угле подъема винтовой линии червяка более 4°30’ передача усилий возможна в двух направлениях — от червяка к колесу и от колеса к червяку; такая червячная передача называется несамотормозящейся.

Червячные передачи широко применяются в автомобильных кранах. Самотормозящиеся передачи обычно используются в механизмах вращения поворотной части крана, несамотормозящиеся — в механизмах привода грузовых, грейферных и стреловых лебедок.

В червячной передаче автомобильных кранов с механическим приводом червяк выполняют за одно целое с ведущим валом и изготовляют поковкой или штамповкой из стали 45. Червячное колесо делают составным. Зубчатый обод (венец) выполняют из антифрикционного чугуна СЧ 21-40 и соединяют болтами с барабаном лебедки.

У червячных передач коэффициент полезного действия обычно бывает невысоким и сравнительно быстро изнашиваются зубья червячного колеса.

Редукторы

Зубчатые передачи применяются как в закрытом, так и в открытом исполнении, а червячные передачи — только в закрытом исполнении. Закрывая зубчатая передача, когда вал с зубчатыми колесами помещен в жесткий корпус, закрытый крышкой, называется редуктором. При наличии в таких редукторах масляной ванны создаются хорошие условия для жидкостной смазки.

Открытые зубчатые передачи обычно бывают тихоходные; устанавливаются они с валами на отдельных самостоятельных подшипниковых опорах. Такой тип передачи не имеет масляной ванны и защищен кожухом, предохраняющим их от загрязнения и повреждений. Зубья передачи смазываются густой (консистентной) смазкой.

Клиноременная передача

Клиноременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, насаженных на соответствующие валы. Шкивы имеют канавки— желобки трапецеидальной формы и соединены между собой ремнями такого же профиля. Благодаря клиновой форме сцепление ремня со шкивом довольно значительно. Количество ремней, соединяющих шкивы передачи, зависит от передаваемой мощности и может быть один или несколько.

Клиновые ремни изготовляются преимущественно бесконечными по ГОСТам 1284—57 и 5813—64.

Клиноременные передачи применяют для привода генератора при электрическом силовом приводе крана.

Для получения необходимого натяжения ремни подтягивают в процессе эксплуатации, передвигая генератор на салазках или поворотной плите. Когда положение валов передачи должно быть постоянным, для натяжения ремней устанавливают натяжной ролик. Применять натяжной ролик необходимо в исключительных случаях, так как последний снижает долговечность ремней.

Цепь, как и ремень в ременной передаче, является своеобразной гибкой связью, но передает усилие не под действием сил трения, а в результате зацепления, не допускающего проскальзывания. В такой цепной передаче сочетаются некоторые свойства зубчатой и ременной передач. Приводные цепи изготовляют по ГОСТу 2599—50.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобильных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины