Вследствие совмещения операций машины непрерывного действия по сравнению с экскаваторами циклического действия более производительны. Однако они менее универсальны и успешно применяются при достаточно большом объеме земляных работ. Экскаваторы непрерывного действия работают в грунтах до 111 группы включительно, а также могут захватывать камни, объем которых не превышает емкости ковшей или размеры которых не превышают размеров режущего органа.
В табл. 1.2—1.5 приведены технические характеристики экскаваторов непрерывного действия.
Из шести выпускаемых в настоящее время роторных траншейных экскаваторов только у двух (ЭТР-134 и ЭТР-253А) тягачами с незначительными доработками являются серийные тракторы ТТ-4 и ДЭТ-250 (табл. 1.6). Для экскаваторов ЭТР-204А, ЭТР-223А и ЭТР-224А базовый тягач изготовляют из трактора Т-1 ЗОМ Г со значительной перекомпоновкой: вынесены вперед мотор-но-транспортный блок и кабина, развернутая на 180°. Для ЭТР-254 базовый тягач компонуют на базе тракторов К-701 и Т-1 ЗОМ Г.
Тягач шнекороторного экскаватора ЭТР-206А такой же, как у экскаваторов ЭТР-204А. ЭТР-223А, ЭТР-224А (табл. 1.7). Тягач экскаватора ЭТР-208 выполнен по той же схеме из агрегатов тракторов К-701 и Т-130МГ, но отличается конструкцией рам гусеничных тележек, раздаточного редуктора и ходоумсньшитсля.
Тягач экскаватора ЭТР-301 — трактор Т-180Г, перекомпонованный и оборудованный дизель-генераторной установкой.
В качестве базовых тягачей двухроторных экскаваторов МК-23, МК-22, ЭТР-125А использованы серийные тракторы. Базовый тягач экскаватора ЭТР-173 скомпонован из агрегатов тракторов К-701 и Т-130МГ (табл. 1.8). Конструктивная схема тягача подобна тягачам экскаваторов ЭТР-254 и ЭТР-208.
Роторы траншейных экскаваторов, за исключением ротора экскаватора ЭТР-134, состоят из боковых дисков, соединяемых перемычками и ковшами. Ковши снабжены легко сменяемыми режущими зубьями и цепными днищами. На дисках роторов крепят зубчатые рейки привода вращения ротора. Диски роторов опираются на ролики, установленные на осях в рамах роторов. Особенности ротора экскаватора ЭТР-254 — двухрядное расположение ковшей. Ротор экскаватора ЭТР-134 отличается отсутствием ковшей и способом опирания: его опорой является центрально расположенный вал (табл. 1.9).
Конвейеры на всех траншейных экскаваторах, за исключением ЭТР-134, у которого грунт, срезаемый и доставляемый на поверхность ножами ротора, ссыпается двумя валиками на бермы траншеи, выполнены из резинотканевой ленты шириной 800 либо 1200 мм, движущейся со скоростью до 5 м/с.
На шнекороторных экскаваторах (табл. 1.10) установлены однорядные (ЭТР-206А и ЭТР-208) и двухрядные (ЭТР-301) роторы ковшового типа. Ротор экскаватора ЭТР-208 унифицирован с ротором экскаватора ЭТР-253А. В качестве отко-сообразоватслей применяют конические ленточные (ЭТР-206Л и ЭТР-301) и прерывистые (ЭТР-208) шнеки.
Конвейеры шнекороторных экскаваторов — ленточные, реверсируемые для отсыпки грунта в отвалы на одной или двух сторонах канала. Задние опоры — нневмоколесные со сдвоенными колесами.
Роторы плужно-роторных и двухроторных экскаваторов (табл. 1.11) не только режут, но и транспортируют грунт. Они представляют собой диски, сваренные из листовой стали и снабженные ножами, рушптелями и выбросными лопатками.
Роторы плужно-роторных экскаваторов работают в гравитационном режиме, что позволяет располагать отвалы разработанного грунта в непосредственной близости к краю одного из откосов. Роторы двухроторных экскаваторов работают в инерционном режиме и разбрасывают разработанный грунт равномерными слоями по обеим сторонам канала.
Цепные траншейные экскаваторы отрывают траншеи с ровными стенками и дном. Перед укладкой трубопроводов или кабелей обычно не требуется дополнительных планировочных работ. Отвалы грунта располагаются вблизи от бровки траншеи, что упрощает ее обратную засыпку. Экскаваторы выпускают на базе колесных и гусеничных тракторов. Рабочее оборудование — скребковое, управление — гидравлическое, регулирование рабочих скоростей — бесступенчатое.
В экскаваторе ЭТЦ-165 (рис. 1.2) рабочее оборудование, расположенное сзади в виде цепного рабочего органа скребкового типа и шнекового конвейера, приводится от вала отбора мощности трактора через редуктор с муфтой предельного момента. Спереди трактора расположен отвал. Два ведущих моста базового трактора МТЗ-82 обеспечивают высокие тягово-сцеп-ные качества экскаватора. Бульдозерный отвал может поворачиваться и выдвигаться в сторону, что позволяет производить качественную засыпку траншей.
Навесное оборудование (редуктор привода рабочего органа, рабочий орган с механизмом подъема, ходоуменьшитель, поворотное бульдозерное оборудование, дополнительная гидросистема) устанавливается без доработок трактора.
Корпус привода рабочего органа прикреплен к корпусу заднего моста трактора. Привод осуществляется через трехступенчатый редуктор, получающий вращение от привода заднего вала отбора мощности трактора. Он обеспечивает четыре рабочие скорости и две скорости реверса рабочей цепи. Для предохранения деталей экскаватора от поломок при встрече рабочего органа с непреодолимыми препятствиями в приводе установлена предохранительная муфта.
Шнековый конвейер для выгрузки грунта в отвалы и очистки бермы устанавливается на раме рабочего органа в положение, соответствующее глубине копания. Привод конвейера осуществляется рабочей цепью. Для зачистки и сглаживания дна траншеи рама рабочего органа оснащена консольным зачистным башмаком.
Экскаватор ЭТЦ-252А (рис. 1.3) отрывает траншеи прямоугольного и трапецеидального сечения в грунтах с каменистыми включениями размером до 200 мм.
Экскаватор смонтирован на базе трелевочного трактора ТТ-4, в котором демонтированы лебедка с раздаточной коробкой, погрузочное устройство, гидроцилиндр, гидробак, гидрораспределитель; рама трактора усилена и приспособлена для установки узлов рабочего оборудования.
В трансмиссии экскаватора предусмотрена распределительная коробка для передачи мощности двигателя на рабочий орган, насос, гидромоторы и ходовой механизм трактора.
Рабочий орган отрывает траншеи глубиной до 2,5 м. Возможна установка дополнительной рамы-вставки со скребками и цепями, обеспечивающей рытье траншей глубиной до 3,5 м.
На машине применяют скребки шести типов, .различающиеся расположением зубьев. Для отрывки трапецеидального профиля траншеи в грунтах I-III групп шириной по верху 2,8 и по низу до 1 м установлены цепные откосообразователи.
Для предотвращения поломок экскаватора при встрече скребков с непреодолимым препятствием на фланце углового редуктора установлено предохранительное устройство.
Экскаватор поставляется с рабочим органом для разработки немерзлых грунтов. При необходимости разработки мерзлых грунтов рабочий орган переоборудуют (устанавливают дополнительные поддерживающие ролики, клыки с пластинами из твердого сплава, снимают уширители на скребках и цепи откосообразователя, устраняют действие пружин амортизирующего устройства и др.).
Подъем и опускание рабочего органа, вращение конвейера и регулирование скорости его расстояния — на прицепе-тяжеловозе (по автомобильным дорогам) или на открытой платформе грузоподъемностью 62 т (по железной дороге).
Экскаватор ЭТЦ-151 является модификацией экскаватора ЭТЦ-252А и предназначен для рытья кюветов и каналов трапецеидального профиля.
Экскаватор ЭТЦ-208В (рис. 1.4) предназначен для рытья траншей прямоугольного сечения в мерзлых и особо прочных немерзлых грунтах. Он оснащен цепным рабочим органом и поперечно расположенным цепным скребковым движения, передвижение машины и регулирование скорости рабочего хода осуществляются с помощью гидропривода.
Для выгрузки грунта в автотранспортные средства или отвал служит конвейер. Изменение его положения в зависимости от правой или левой выгрузки грунта, складывание секций конвейера в транспортное положение выполняют с помощью лебедки и системы блоков.
На небольшие расстояния (до 10 км) экскаваторы транспортируют своим ходом, а на дальние вейером. Цепь рабочего органа состоит из звеньев гусеничной цепи трактора Т-100М, к которым крепятся резцы и скалывающие клинья. Резцы предназначены для разработки мерзлых грунтов. Они оснащены стандартными пластинками из твердого сплава, а для немерзлых грунтов имеют износостойкую наплавку. При движении цепи и поступательном передвижении машины резцы прорезают в грунте канавки, а остающиеся между ними целики скалываются боковым распором клиньев. Грунт выносится из траншей рабочей цепью и далее подается скребками конвейера в отвал.
Рабочий орган экскаватора ЭТЦ-208В представляет собой баровый механизм с режущей цепью, состоящей из кулачков, соединенных пальцами. Положение пальцев фиксируется пружинными кольцами. В кулачки вставляются сменные зубья, закрепляемые стопорами. Для зачистки дна отрываемой траншеи рабочий орган оснащен зачистным башмаком. Конвейера для отвала грунта нет.
Подъем, опускание и принудительное заглубление рабочего органа в грунт осуществляются с помощью двух гидроцилиндров, штоки которых связаны с рамой рабочего органа.
Роторные траншейные экскаваторы предназначены для рытья траншей в грунтах I…IV групп. Экскаваторы ЭТР-204А и ЭТР-223А могут разрабатывать фунты с промерзанием на глубину до 1 м; ЭТР-224А — до 1,2; ЭТР-134 —до 1,3; ЭТР-253 — до 2,5; ЭТР-254 — до 2,4 м.
Экскаватором ЭТР-134 (рис. 5.5) отрывают узкие траншеи прямоугольного профиля. Одновременно он может буксировать кабелеукладчик. Состоит из базового тягача 1, рабочего оборудования в виде ротора 11 и зачистного устройства 10, установленных на общей раме 9. Рама соединена с базовой машиной через основную раму 5. В транспортное положение рабочее оборудование переводится с помощью механизма подъема 3.
Для уменьшения скорости рабочего хода на экскаваторе установлен гидромеханический ходоуменьшитель.
Экскаваторы ЭТР-204А, ЭТР-223А, ЭТР-224А унифицированы. С их помощью в грунтах по 111 группу включительно отрывают прямоугольные траншеи (в устойчивых грунтах) или траншеи с откосами (в оплывающих и обрушающих-ся грунтах), в грунтах IV группы, а также в мерзлых — только прямоугольные траншеи.
Приводы ротора и транспортного передвижения — механические, привод конвейера — гидравлический от гидромоторов 9. При движении на транспортных скоростях вращение ведущим колесам гусеничного хода передается от двигателя через тракторную коробку передач.
Экскаватор ЭТР-253А (рис. 1.7) благодаря более высокой энергонасыщенности, проходимости и надежности ходовой системы базового тягача ДЭТ-250 используют в грунтах Ш и IV группы, а также в мерзлых грунтах. Рабочее оборудование состоит из ротора, конвейера и зачистного устройства. Задняя часть рамы опирается на грунт через пневмоколесную опору, а передняя соединена с базовым тягачом через узел сопряжения, снабженный осями для поворота рабочего оборудования относительно тягача. Ротор и конвейеры приводятся от индивидуальных электродвигателей, питающихся от дизельно-генераторной установки тягача. Для привода рабочего хода в электрическую схему трактора ДЭТ-250 введен магнитный усилитель с обратными отрицательными и положительными связями. Рабочие скорости регулируют изменением сопротивления в цепи отрицательной обратной связи.
Экскаватор ЭТР-254 (рис. 1.8) отрывает самые крупные траншеи в районах с тяжелыми климатическими и грунтовыми условиями.
Двухроторные экскаваторы. Рабочий орган состоит из двух роторов, каждый из которых при поступательном движении машины прорезает щель вдоль откоса канала. Подрезанная центральная призма грунта под действием собственного веса, рыхлителей, установленных на роторах, и клиньев зачистного устройства обрушивается на роторы и выносится в отвал.
Двухроторный экскаватор ЭТ-125А (рис. 1.9) отрывает за один проход каналы глубиной до 1,2 м в грунтах I группы с включениями древесины и камней диаметром до 80 мм. В зимних условиях разрабатывают грунты с промерзанием на глубину до 150 мм.
Перевод роторов из рабочего положения в транспортное и наоборот — гидравлический. Питание к гидроцилиндрам подводится от насосов, установленных на двигателе трактора.
Двухроторный экскаватор ЭТР-173 отрывает в тех же условиях, что и экскаватор ЭТР-125А, осушительные каналы глубиной до 1,7 м. Перебазировка на большие расстояния трудоемка.
Наиболее эффективное применение — прокладка протяженных осушительных каналов.
Трансмиссия привода хода аналогична трансмиссии хода шнекороторного экскаватора ЭТР-208. В ней применены коробка передач, дифференциал, бортовые механизмы трактора, а также бортовые редукторы.
Роторы вращаются от четырех гидромоторов (по два на каждый ротор). Все гидромоторы и гидроцилиндры питаются от насосной станции, объединенной в одном блоке с раздаточным редуктором.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Необходимые справочные данные и технические характеристики многоковшовых экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы