Строительные машины и оборудование, справочник







Основные параметры подъемников и характеристики условий применения

Категория:
   Технические характеристики подъемников


Основные параметры подъемников и характеристики условий применения

Параметры — это величины, характеризующие конструкцию и эксплуатационные качества подъемника (рис. 2, а...в).

Грузоподъемность Q — главный параметр подъемника. Номинальная грузоподъемность (указанная в паспорте машины) — это масса груза, которая может быть поднята подъемником.

Наибольшая высота подъема груза h — это расстояние по вертикали от уровня земли до уровня расположения груза на грузонесущем органе, находящемся в крайнем верхнем рабочем положении.

Скорость подъема (опускания) груза vn — скорость вертикального перемещения груза.

Величина перемещения груза по горизонтали от оси мачты — максимальное расстояние по горизонтали от оси мачты подъемника до конца грузонесущего органа, выполненного в виде платформы (см. рис. 2, а), введенной в оконный проем, или до крюка, на котором подвешен груз (см. рис. 2, б).

Рис. 1. Подъемники с подвесными (а) и с жесткими (б, в) направляющими: б — мачтовый; в — шахтный; 1 — натяжное устройство, 2 —лебедка, 3 — грузонесущий орган, 4 — втулки; 5—канат, 6 — направляющая, 7—блок, 8—рама, 9—противовес, 10 — здание, 11 — опора, 12 — ходовые ролики, 13 — мачта, 14 — шахта

Величина вертикального перемещения h (см. рис. 2, б) грузовой клети, введенной в проем здания,— максимальное расстояние по вертикали от крайнего верхнего положения клети до ее крайнего нижнего положения.

Скорость подачи грузам — скорость горизонтального перемещения груза при введении его в проем здания.

Колея К передвижных подъемников на рельсовом ходу — расстояние между осями рельсов, по которым перемещается подъемник. Для подъемников на пневмоходу — это расстояние между колесами, расположенными на одной оси.

База В подъемника — расстояние между осями передних и задних ходовых колес, перемещающихся по общему рельсу, или передних и задних пневмоколес, расположенных на одной стороне подъемника.

Установленная мощность — суммарная паспортная мощность расположенных на машине электродвигателей всех механизмов.

Рис. 2. Основные параметры подъемников:
а — приставных стационарных с грузовой платформой; б—то же, с грузовой клетью, опускающейся на перекрытие; в — передвижных

Установленную мощность необходимо знать, чтобы определить сечение питающего электрического кабеля.

Конструктивная масса включает в себя суммарную массу металлоконструкций машины, механизмов, электрооборудования и канатов (без балласта и противовеса).

Общая масса — масса машины с учетом массы балласта и противовеса, размещенных на различных частях машины. Конструктивную и общую массу необходимо знать для того, чтобы подобрать автомобиль или трейлер необходимой грузоподъемности для перевозки подъемника.

Наибольшее давление на колеса характеризуется максимально возможной нагрузкой на одно колесо при работе подъемника. Этот параметр, как и значения базы и колеи, необходимо знать для устройства рельсового пути или выбора пути перемещения подъемника на пневмоходу.

Шаг настенных опор h — расстояние по вертикали между соседними настенными опорами.

Производительность подъемника характеризуется суммарной массой грузов, перемещаемых в единицу времени (час или смену), в некоторых случаях — количеством подъемов в единицу времени.

Основные типы и параметры грузовых мачтовых подъемников регламентированы ГОСТ 29168—91. В соответствии с этим стандартом могут выпускаться подъемники с канатным или реечным механизмом подъема и грузонесущим органом, обеспечивающим или не обеспечивающим подачу груза внутрь проема здания. Стандартом установлены следующие параметры подъемников: грузоподъемность, кг: 160, 250, 320, 400, 500, 630; высота подъема груза, м: 9, 17, 38, 50, 75, 100; номинальная скорость—0,25…1,0 м/с.

Степень использования по времени и грузоподъемности определяется отношением машинного времени к общему времени пребывания машины на строительной площадке и отношением массы фактически поднятого груза за определенный промежуток времени к максимально возможной массе груза, которую может поднять подъемник.

Последние два параметра характеризуют условия эксплуатации и режим работы подъемника (определяется по режиму работы механизма подъема). Режим работы электрооборудования подъемника характеризуется, кроме того, относительной продолжительностью включения — отношением времени работы подъемника к полному времени цикла, количеством включений в час, а также температурой окружающей среды.

Правилами Госгортехнадзора РФ установлены следующие режимы работы грузоподъемных машин: легкий средний, тяжелый и весьма тяжелый. Грузовые подъемники и их механизмы обычно работают в легком режиме, грузопассажирские—в среднем или тяжелом. В соответствии с ГОСТ 25546—82 установлено восемь групп режимов (1 К...8К) для грузоподъемных машин в зависимости от класса использования С (определяется общим количеством циклов работы машины за весь срок службы) и класса нагружения Q (определяется коэффициентом нагружения Ккр), который зависит от степени нагружения машины в цикле). Группы режима 1К...4К соответствуют легкому режиму работы, 5К-среднему, бК-тяжелому. Режим работы механизмов можно определять и по ГОСТ 25835—83, которым установлено шесть групп (1М...6М) в зависимости от класса использования А (определяется продолжительностью работы механизма) и класса нагружения В (определяется коэффициентом нагружения К, зависящим от отношения действующей в течение определенного периода времени нагрузки к максимальной, действующей суммарное время).

Условия применения. Каждый подъемник предназначен для эксплуатации в определенных ветровых и климатических условиях.

В соответствии с ГОСТ 1451—77 регламентированы ветровые нагрузки рабочего состояния на грузоподъемные машины (учитываются при расчете металлических конструкций, механизмов и тормозов, мощности двигателей, для свободностоящих машин — также и грузовой устойчивости) и нерабочего состояния (учитываются при расчете металлических конструкций, настенных опор, механизмов передвижения, осей, валов ходовых колес; для свободностоящих подъемников — противоугонных устройств и собственной устойчивости).

Ветровая нагрузка рабочего состояния — это предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация подъемника с номинальным грузом. Ветровая нагрузка определяется как сумма статической и динамической составляющих, которые зависят от скорости ветра v„, направленного параллельно поверхности земли, и устанавливается в зависимости от условий эксплуатации машины для высоты 10 м. При расчете на ветровую нагрузку учитывают увеличение высоты (свыше 10 м), а также аэродинамическое сопротивление металлической конструкции подъемника.

Для нерабочего состояния скорость ветра указывают в зависимости от территориального расположения подъемника — территория РФ разбита на семь ветровых районов—L..VII (ветровому району соответствуют наименьшие значения скоростей ветра и динамических давлений). В паспорте подъемника указывают районы, в которых допускается эксплуатация машины.

Климатическое исполнение (ГОСТ 15150—69*) характеризуется температурными интервалами, в которых допускается эксплуатировать подъемник, относительной влажностью воздуха и типом атмосферы в районе эксплуатации.

Установлено три исполнения подъемников и их узлов: У —для районов с умеренным климатом, УХЛ — с умеренным и холодным, ХЛ — с холодным климатом. Температурные интервалы, при которых разрешается эксплуатировать подъемники, °С исполнения У + 40…— 40, исполнения ХЛ +40…— 60. Относительная влажность воздуха для У; УХЛ; ХЛ — 80 % при температуре 15 °С.

В зависимости от предельного содержания коррозионных агентов в воздухе (сернистого газа, хлоридов) установлено четыре типа атмосферы: условно-чистая, промышленная, морская и приморско-промышленная. Для каждого типа атмосферы предназначется определенная машина.

Категория размещения (ГОСТ 15150—69*)показывает, в каких условиях работает изделие или его составная часть в данном климатическом районе: 1-я —на открытом воздухе; 2-я — под навесом или в помещении, где колебания температуры и влажности несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе и есть свободный доступ наружного воздуха (отсутствие прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков); 3-я —в закрытом помещении (объеме) с естественной вентиляцией, без искусственного регулирования климата (условия, где колебания температуры и влажности воздуха меньше, чем на открытом воздухе, например в металлических шкафах с теплоизоляцией, каменных и бетонных помещениях); без воздействия солнечного излучения, атмосферных осадков, ветра; 4-я — в помещении (объеме) с искусственным регулированием климатических условий: отапливаемых, вентилируемых и т. д. (без воздействия влажности, солнечного излучения, ветра, пыли, атмосферных осадков); 5-я —в сырых, неотапливаемых и невентилируемых помещениях (объемах).

Подъемник в целом как изделие, работающее на открытом воздухе, имеет первую категорию размещения. Если он работает в умеренном климате, то обозначается У1, в холодном —ХЛ1. Комплектующие детали подъемника могут иметь другие категории размещения. Так, тормоз механизма подъема, закрывающийся кожухом (защищен от воздействия солнца, прямого попадания атмосферных осадков), для подъемников, работающих в умеренном климате, имеет исполнение и категорию размещения У2, в холодном — ХЛ2; электроаппараты, расположенные в закрытых неотапливаемых шкафах (реле, пускатели),— соответственно УЗ и ХЛЗ, в закрытых обогреваемых шкафах — У4 и ХЛ4.

В паспорте подъемника указывают климатический район эксплуатации машины и минимальную температуру окружающего воздуха, а для комплектующих деталей — необходимо исполнение и категорию размещения. Эти сведения необходимы эксплуатационникам для заказа комплектующих деталей в случае замены вышедших из строя при ремонте машины. Если буквенных обозначений нет, то считают, что подъемник предназначен для работы в умеренном климате.


Читать далее:

Категория: - Технические характеристики подъемников





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины